Исследование скорости мышления у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является исследование скорости мышления у студентов.

Объект исследования: мышление и интеллект в юношеском возрасте.

Предмет исследования: исследование скорости мышления студентов юношеского возраста.

Гипотеза исследования: у студентов преобладает высокая скорость мыслительных процессов.

Описание выборки: в роли испытуемых выступают студенты 19-21 года, обучающиеся в Высших Учебных Заведениях города Казани.

Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ литературы по скорости мышления и интеллекта.
Провести эмпирическое исследование.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы мышления и интеллекта 5
1.1 Мышление как понятие в психологии 5
1.2. История развития теории мышления 6
1.3. Виды мышления 8
1.4.Решение мыслительных задач 11
1.5.Индивидуальные качества мышления 14
1.6. Интеллект 16
1.7.Креативность как характеристика мышления человека 19
Глава 2.Эмпирическое исследование быстроты мышления в юношеском возрасте 21
2.1 Организация экспериментального исследования 21
2.2. Описание используемых методик 21
2.2.1. Методика «Недостающие буквы в словах» 21
2.2.2.Тест интеллекта Айзенка (IQ) 22
2.2.Качественный анализ обработки результатов 22
2.3. Обработка результатов методом количественного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена 24
2.3.1 Описание коэффициента 24
2.3.2 Определение наличия связи между быстротой мышления и коэффициентом интеллекта 25
Выводы 27
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 414.50 Кб (Скачать)

     Содержание

 

Введение

       Психические процессы являются базовой основой человеческой  психики.

     Отличие мышления от остальных психических  процессов познания состоит в  том, что оно всегда связано с  активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.

     Целью исследования данной курсовой работы является исследование скорости мышления у студентов.

     Объект  исследования: мышление и интеллект в юношеском возрасте.

     Предмет исследования: исследование скорости мышления студентов юношеского возраста.

     Гипотеза  исследования: у студентов преобладает высокая скорость мыслительных процессов.

     Описание  выборки: в роли испытуемых выступают студенты 19-21 года, обучающиеся в Высших Учебных Заведениях города Казани.

     Задачи  исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ литературы по скорости мышления и интеллекта.
  2. Провести эмпирическое исследование.

     Методами  исследования являются:

  1. обзорно-аналитические
  2. методы сбора данных: тестирование с помощью теста интеллекта Айзенка и методики «Недостающие буквы в словах».
  3. интерпретационные: методы качественного и количественного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
  4. Наблюдение за работой испытуемых в процессе проведения эксперимента.

     Методологическая  основа: представление о понятии мышления в теории Выгодского, Г.Эббингауза, К.Коффки, Гилфорда.

     Теоретическая значимость: обобщение имеющихся научных подходов в изучении скорости мышления.

     Практическая  значимость: результаты исследования имеют практическое значение, которое заключается в возможности использования полученных данных участниками исследования для дальнейшего совершенствования своих познавательных процессов.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической частей, вывода, заключения списка использованной литературы и приложения.

 

Глава 1.Теоретический анализ проблемы мышления и интеллекта

1.1 Мышление как понятие  в психологии

     Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира[1, стр.388]. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

     В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление это единый психический познавательный процесс, но он реализуется с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет уровень их развития. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Примером может служить любая сознательная деятельность человека; глядя в окно мы можем определить по мокрой крыше или лужам, что был дождь; стоя на светофоре, ожидаем зелёный свет, так как осознаём, что именно этот сигнал служит побуждением к действию. В том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями сопоставляя факты. Для познания недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные задачи. Мышление даёт ответ на вопросы, которые невозможно получить путём простейшего чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Основной задачей, с которой начинается мыслительный процесс является постановка задачи и определение путей её решения. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. К такому всё более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса [9, стр.275].

1.2. История развития  теории мышления

          Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам.

           Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. Концепция сенсуализма состояла в понимании познания как созерцания. Сенсуалисты выдвинули принцип: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях". На этой основе развивались концепции в сенсуалисткой ассоциативной теории, согласно которой все мыслительные процессы основываются на репродукции чувственных данных т.е. накопленного сенсорного опыта. Эта репродукция происходит по принципу ассоциации.  Для объяснения направленного характера мышления появилось понятие персервации - тенденции представлений удерживаться. Крайняя форма персервации - навязчивая идея.  (определил мышление как "нечто среднее между скачкой идей и навязчивыми представлениями".)

     Вюрцбургская  школа, в противовес сенсуализму, выдвинула  положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному. Вюрцбургская школа выдвинула положение о предметной направленности мысли и, в противовес механицизму ассоциативной теории, подчеркивала направленный характер мышления.

     Представители Вюрцбургской школы выдвинули концепцию "детерминирующих тенденций", которые и направляют ассоциативные процессы к решению задачи. Таким образом, задаче невольно приписывалась способность к самореализации(О.Зельц представил мышление "системой рефлексоидальных соединений") [19, стр. 251].

          К.Коффка, представляющий школу гештальтпсихологии, в противовес Вюрцбургской школе,  вновь вернулся к идее чувственного  созерцания, но уже с другой  точки зрения. Он считал, что мышление - это не оперирование отношениями,  а преобразование структуры наглядных ситуаций. С помощью ряда таких переходов происходит преобразование структуры, которое в конечном итоге приводит к решению задачи [19, стр.240].

          Советская школа во главе с  Л.С.Выготским отождествляла развитие  мышления с развитием языка и речи. Безусловно, между речью и мышлением существует взаимосвязь, и "кто ясно мыслит, тот ясно излагает" и наоборот, но само мышление, как ситуативное, так и теоретическое, обычно протекает вдалеке от вербальных форм. Очевидно, что не слово образует понятие, а понятие можно с большей или меньшей точностью выразить в слове [19, стр. 180].

1.3. Виды мышления

  1. Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.
  2. Практическое – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
  3. Наглядно-действенное – основной задачей этого вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.
  4. Наглядно-образное – при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени.
  5. Словесно-логическое – это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.[4, стр. 186]

     В психологии существует различная классификация  видов мышления, поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как  их классифицируют «основополагающие  типы» мышления.

    • Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины.
    • Реалистическое мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.
    • Эгоцентрическое мышление – характеризуется как правило тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго». Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого как правило не дано. В отдельных ярко выраженных случаях может привести к отклонениям: мания величия, раздвоение личности (реже).
    • Репродуктивное – специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания [13, стр.171].

     Изложенные  выше классификации мышления могут  быть сформулированы в виде ряда закономерностей  мыслительного процесса.

     - основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.

Информация о работе Исследование скорости мышления у студентов