Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:54, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является исследование скорости мышления у студентов.
Объект исследования: мышление и интеллект в юношеском возрасте.
Предмет исследования: исследование скорости мышления студентов юношеского возраста.
Гипотеза исследования: у студентов преобладает высокая скорость мыслительных процессов.
Описание выборки: в роли испытуемых выступают студенты 19-21 года, обучающиеся в Высших Учебных Заведениях города Казани.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по скорости мышления и интеллекта.
Провести эмпирическое исследование.
Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы мышления и интеллекта 5
1.1 Мышление как понятие в психологии 5
1.2. История развития теории мышления 6
1.3. Виды мышления 8
1.4.Решение мыслительных задач 11
1.5.Индивидуальные качества мышления 14
1.6. Интеллект 16
1.7.Креативность как характеристика мышления человека 19
Глава 2.Эмпирическое исследование быстроты мышления в юношеском возрасте 21
2.1 Организация экспериментального исследования 21
2.2. Описание используемых методик 21
2.2.1. Методика «Недостающие буквы в словах» 21
2.2.2.Тест интеллекта Айзенка (IQ) 22
2.2.Качественный анализ обработки результатов 22
2.3. Обработка результатов методом количественного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена 24
2.3.1 Описание коэффициента 24
2.3.2 Определение наличия связи между быстротой мышления и коэффициентом интеллекта 25
Выводы 27
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 31
Содержание
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики.
Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.
Целью исследования данной курсовой работы является исследование скорости мышления у студентов.
Объект исследования: мышление и интеллект в юношеском возрасте.
Предмет исследования: исследование скорости мышления студентов юношеского возраста.
Гипотеза исследования: у студентов преобладает высокая скорость мыслительных процессов.
Описание выборки: в роли испытуемых выступают студенты 19-21 года, обучающиеся в Высших Учебных Заведениях города Казани.
Задачи исследования:
Методами исследования являются:
Методологическая основа: представление о понятии мышления в теории Выгодского, Г.Эббингауза, К.Коффки, Гилфорда.
Теоретическая значимость: обобщение имеющихся научных подходов в изучении скорости мышления.
Практическая значимость: результаты исследования имеют практическое значение, которое заключается в возможности использования полученных данных участниками исследования для дальнейшего совершенствования своих познавательных процессов.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической частей, вывода, заключения списка использованной литературы и приложения.
Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира[1, стр.388]. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление это единый психический познавательный процесс, но он реализуется с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет уровень их развития. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Примером может служить любая сознательная деятельность человека; глядя в окно мы можем определить по мокрой крыше или лужам, что был дождь; стоя на светофоре, ожидаем зелёный свет, так как осознаём, что именно этот сигнал служит побуждением к действию. В том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями сопоставляя факты. Для познания недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные задачи. Мышление даёт ответ на вопросы, которые невозможно получить путём простейшего чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Основной задачей, с которой начинается мыслительный процесс является постановка задачи и определение путей её решения. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. К такому всё более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса [9, стр.275].
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам.
Проблемы мышления стали
Вюрцбургская школа, в противовес сенсуализму, выдвинула положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному. Вюрцбургская школа выдвинула положение о предметной направленности мысли и, в противовес механицизму ассоциативной теории, подчеркивала направленный характер мышления.
Представители Вюрцбургской школы выдвинули концепцию "детерминирующих тенденций", которые и направляют ассоциативные процессы к решению задачи. Таким образом, задаче невольно приписывалась способность к самореализации(О.Зельц представил мышление "системой рефлексоидальных соединений") [19, стр. 251].
К.Коффка, представляющий школу
Советская школа во главе с
Л.С.Выготским отождествляла
В психологии существует различная классификация видов мышления, поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как их классифицируют «основополагающие типы» мышления.
Изложенные выше классификации мышления могут быть сформулированы в виде ряда закономерностей мыслительного процесса.
- основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.
Информация о работе Исследование скорости мышления у студентов