Исследование скорости мышления у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является исследование скорости мышления у студентов.

Объект исследования: мышление и интеллект в юношеском возрасте.

Предмет исследования: исследование скорости мышления студентов юношеского возраста.

Гипотеза исследования: у студентов преобладает высокая скорость мыслительных процессов.

Описание выборки: в роли испытуемых выступают студенты 19-21 года, обучающиеся в Высших Учебных Заведениях города Казани.

Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ литературы по скорости мышления и интеллекта.
Провести эмпирическое исследование.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы мышления и интеллекта 5
1.1 Мышление как понятие в психологии 5
1.2. История развития теории мышления 6
1.3. Виды мышления 8
1.4.Решение мыслительных задач 11
1.5.Индивидуальные качества мышления 14
1.6. Интеллект 16
1.7.Креативность как характеристика мышления человека 19
Глава 2.Эмпирическое исследование быстроты мышления в юношеском возрасте 21
2.1 Организация экспериментального исследования 21
2.2. Описание используемых методик 21
2.2.1. Методика «Недостающие буквы в словах» 21
2.2.2.Тест интеллекта Айзенка (IQ) 22
2.2.Качественный анализ обработки результатов 22
2.3. Обработка результатов методом количественного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена 24
2.3.1 Описание коэффициента 24
2.3.2 Определение наличия связи между быстротой мышления и коэффициентом интеллекта 25
Выводы 27
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 414.50 Кб (Скачать)

     - процессы установления связей и отношений протекают на нескольких взаимосвязанных уровнях основанных на логических сопоставлениях наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-образного или наглядно-действенного мышления.

     - на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач.[7, стр. 298]

     1.4.Решение мыслительных задач

     Мыслительная  деятельность человека проявляется  в понимании объектов мышления и  в решении на этой основе разнообразных  мыслительных задач. Мышление носит  целенаправленный характер и необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает  новая цель, а старые прежние средства уже недостаточны для её достижения. Такие ситуации называются проблемными.

     Проблемная  ситуация – это неопределённая ситуация, которая вынуждает искать новые решения.

     Проблемные  ситуации возникают в течение  всей жизни каждого, и решение  приходит по-разному. Большую роль играет ситуация требующая решения. Она может быть связана с повседневной жизнью, рабочей деятельностью, ориентирована на семейную сферу каждого субъекта. От этих параметров зависит скорость принятия решения. Следует учитывать такое понятие как понимание, поскольку оно является одной из основных фаз при протекании процесса мышления. Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д. Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач. Всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряжённое в начале и удовлетворённое в конце.

     Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём  изменения этой ситуации. Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует. Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными. Решение мыслительных задач проходит несколько этапов [18, стр.250].

     Первый  этап - осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

     Второй  этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию. (Представители гештальтпсихологии ошибочно пытались свести к такой схеме решение всех задач.)

     Третий  этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.

     Последним этапом решения мыслительных задач  является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.

     Умение  решать мыслительные задачи характеризует  ум человека, особенно, если человек  может решать их самостоятельно и  наиболее экономными способами. Итак, мы выяснили, что в течении всей жизни решаем задачи различной сложности, но почему каждый мыслит по-разному и решение одной задачи может быть достигнуто различными способами и иметь различный временной порог у нескольких человек [18, стр.266].

     Мышлению  конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у  различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному  складывается соотношение взаимодополняющих  видов и форм мыслительной деятельности. Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач.

  1. Ориентировочные действия - начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.
  2. Исполнительные действия - сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Происходит расчёт различных действий необходимых для решения задачи и отсеивание неактуальных или нелогических единиц действия.
  3. Нахождение ответа - состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается.

     1.5.Индивидуальные качества мышления

     Мышлению  конкретного  человека  присущи  индивидуальные  особенности.   Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том,  что  у  них по-разному  складывается  соотношение   взаимодополняющих   видов   и   форм мыслительной   деятельности   (наглядно-действенного,    наглядно-образного, словесно-логического    и    абстрактно-логического). Пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д. [12, стр.175].

     При  этом  быстрота  мышления  -  это   скорость   протекания   мыслительных процессов.

     Быстрота  мышления проявляется в скорости решения умственных задач. Но разные виды деятельности предъявляют неодинаковые требования к быстроте мышления: если ученый располагает временем для обдумывания своих идей, то, например, военачальник должен принимать решения без промедления. Как говорил А. В. Суворов: «Одна минута решает исход баталии».

     Быстрота  мышления является результатом высокого развития всех других качеств ума; она зависит от способности сосредоточить в нужный момент всю силу ума, проявить высокую активность мышления, его гибкость и критичность. Поэтому быстрота мысли отличается от торопливости мышления, которая заставляет человека хвататься за любое решение, лишь бы прекратить тяжелую и напряженную мыслительную работу.

     Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить  новый вопрос или проблему, а затем  решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах деятельности.

     Гибкость  мышления - способность изменять аспекты  рассмотрения предметов, явлений, их свойств  и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям. Это способность понимать и осознавать, что любая задача имеет множество путей решения. Способность трансформировать исходные данные и использовать их относительность. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется соотношение между последовательными – предыдущими и последующими – актами поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается.

     Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся  в склонности к шаблону, к привычным  ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

     Темп  развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения. Это качество включает в себя понятие быстроты мышления, т.е. скорость протекания мыслительных процессов. От этого качества прямо-пропорционально зависит время, затраченное на решение задачи и эффективность самого процесса мышления. Присуще людям, имеющим динамичный образ жизни и род деятельности.

     Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается  новая закономерность. Это способность отсечения лишних действий и мыслей, необходимых для решения задачи или принятия решения.

     Широта  ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаниях  и практике. Данный критерий подразумевает  под собой понятие кругозора человека, способность применять знания из различных областей.

     Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени  существенности признаков, которые  человек может абстрагировать при  овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

     Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий  логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

     Критичность мышления - качество мышления, позволяющее  осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Критичность - признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

     Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся  в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже  известные закономерности. Это является способностью сопоставить данную ситуацию с уже известными по теории или  практике.

     Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются  коррекции. Эти индивидуальные особенности  мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания [17, стр.59].

1.6. Интеллект

     Познавая  мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Установление общих свойств, выделение обобщённого критерия оценки, перенос признаков одной группы на другую – это и есть основная функция мышления. Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой. Каждый человек трактует понятия со своей точки зрения, опирается на личные предрассудки и устоявшиеся стереотипы, но в то же время все понимают друг друга и находят компромисс. В процессе генезиса человеку необходимо постоянное общение и свобода принятия решений, при этом каждый учитывает свою точку зрения и применяет свой оценочный критерий, но, тем не менее, понимает невозможность своего существования без учёта общепринятых норм, понятий и идеалов [2, стр.404].

Информация о работе Исследование скорости мышления у студентов