Исследование самооценки младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности самооценки младших школьников.

Объект исследования: самооценка учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников.

Нами выдвинуты две гипотезы:

I Существует взаимосвязь между оценкой ребенка учителем и самооценкой ребенка.

II Существует взаимосвязь между социальным статусом ребенка в классе и его самооценкой.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших школьников 6

1.1 Понятие о самооценке в отечественной и зарубежной психологии 6

1.2 Понятие о самооценке и её видах 12

1.3 Самооценка детей младшего школьного возраста 15

1.4 Факторы развития самооценки 21

2. Исследование самооценки младших школьников 25

Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования особенностей самооценки младших

школьников 29

Заключение 36

Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

работа1.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      Изучая  научную литературу, мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью  «Я- концепции». Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция». Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

      Итак, результаты исследования младших школьников МОУ СОШ №106 показали, что к концу младшего школьного возраста значимость оценки учителя для самооценки детей 9 – 10 лет постепенно снижается. Для большинства детей характерна высокая самооценка, являющаяся, по нашему мнению, компенсаторно завышенной, так как в большинстве случаев учитель оценивает этих детей менее высокими оценками. Учитель высоко оценивает детей со средней самооценкой. Таким образом, гипотеза о прямой связи самооценки ребенка 9 – 10 лет с оценкой его учителем не подтвердилась.

      На  социальный статус младшего школьника 9-10 лет оказывает влияние оценка учителя. Следовательно, мнение учителя важно для оценки ребёнком своего сверстника, а не себя. То есть можно сделать вывод о том, что дети ориентируясь на отношение учителя к своим одноклассникам, считают их «отличниками», «хорошистами» и «плохими». И на основе этого испытуемые, которых высоко оценивает учитель являются популярными среди сверстников.

      В своем исследовании мы обнаружим  наличие важной особенности самооценки у детей 9 – 10 лет. Успешные в учебной деятельности дети, высоко оцениваемые учителем становятся более критичными по отношению к себе, более самостоятельны к самооценке. Они не экстраполируют оценку учителя на себя, а начинают оценивать себя сами, ориентируясь на свой индивидуальный опыт.

      Подтвердилась гипотеза о зависимости самооценки младшего школьника 9 – 10 лет от его социального статуса. Чем популярнее ребенок, тем ближе его самооценка к средней. Это также свидетельствует о том, что популярные и успешные дети более самостоятельны в самооценке. Высокий уровень самооценки характерен для изолированных детей в классе. Их самооценка является компенсаторно завышенной. Таким образом, в самооценке младшего школьника 9 - 10 лет появляются элементы критичности, самостоятельности.

      В своем исследовании мы обнаружили, что учитель переносит оценку ребенка по качествам необходимым  в учебной деятельности на его личностные качества, т.е. учитель не дифференцирует качества учащегося. В этой связи, можно предположить, что успеваемость ребенка является для учителя основанием для оценки его по нравственным качествам (доброта, послушность, честность). Также была выявлена прямая связь социального статуса ребенка 9 – 10 лет с, оценкой его учителем и успеваемостью. Более популярными в классе являются те дети, которые имеют высокую успеваемость и их высоко оценивает учитель. Таким образом, оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус младшего школьника 9 – 1 0 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исследование самооценки младших школьников