Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности самооценки младших школьников.
Объект исследования: самооценка учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников.
Нами выдвинуты две гипотезы:
I Существует взаимосвязь между оценкой ребенка учителем и самооценкой ребенка.
II Существует взаимосвязь между социальным статусом ребенка в классе и его самооценкой.
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших школьников 6
1.1 Понятие о самооценке в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2 Понятие о самооценке и её видах 12
1.3 Самооценка детей младшего школьного возраста 15
1.4 Факторы развития самооценки 21
2. Исследование самооценки младших школьников 25
Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования особенностей самооценки младших
школьников 29
Заключение 36
Список литературы 39
Изучая научную литературу, мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью «Я- концепции». Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция». Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Итак, результаты исследования младших школьников МОУ СОШ №106 показали, что к концу младшего школьного возраста значимость оценки учителя для самооценки детей 9 – 10 лет постепенно снижается. Для большинства детей характерна высокая самооценка, являющаяся, по нашему мнению, компенсаторно завышенной, так как в большинстве случаев учитель оценивает этих детей менее высокими оценками. Учитель высоко оценивает детей со средней самооценкой. Таким образом, гипотеза о прямой связи самооценки ребенка 9 – 10 лет с оценкой его учителем не подтвердилась.
На социальный статус младшего школьника 9-10 лет оказывает влияние оценка учителя. Следовательно, мнение учителя важно для оценки ребёнком своего сверстника, а не себя. То есть можно сделать вывод о том, что дети ориентируясь на отношение учителя к своим одноклассникам, считают их «отличниками», «хорошистами» и «плохими». И на основе этого испытуемые, которых высоко оценивает учитель являются популярными среди сверстников.
В своем исследовании мы обнаружим наличие важной особенности самооценки у детей 9 – 10 лет. Успешные в учебной деятельности дети, высоко оцениваемые учителем становятся более критичными по отношению к себе, более самостоятельны к самооценке. Они не экстраполируют оценку учителя на себя, а начинают оценивать себя сами, ориентируясь на свой индивидуальный опыт.
Подтвердилась гипотеза о зависимости самооценки младшего школьника 9 – 10 лет от его социального статуса. Чем популярнее ребенок, тем ближе его самооценка к средней. Это также свидетельствует о том, что популярные и успешные дети более самостоятельны в самооценке. Высокий уровень самооценки характерен для изолированных детей в классе. Их самооценка является компенсаторно завышенной. Таким образом, в самооценке младшего школьника 9 - 10 лет появляются элементы критичности, самостоятельности.
В
своем исследовании мы обнаружили,
что учитель переносит оценку
ребенка по качествам необходимым
в учебной деятельности на его личностные
качества, т.е. учитель не дифференцирует
качества учащегося. В этой связи, можно
предположить, что успеваемость ребенка
является для учителя основанием для оценки
его по нравственным качествам (доброта,
послушность, честность). Также была выявлена
прямая связь социального статуса ребенка
9 – 10 лет с, оценкой его учителем и успеваемостью.
Более популярными в классе являются те
дети, которые имеют высокую успеваемость
и их высоко оценивает учитель. Таким образом,
оценка успеваемости, по существу, является
оценкой личности в целом и определяет
социальный статус младшего школьника
9 – 1 0 лет.
Информация о работе Исследование самооценки младших школьников