Исследование самооценки младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности самооценки младших школьников.

Объект исследования: самооценка учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников.

Нами выдвинуты две гипотезы:

I Существует взаимосвязь между оценкой ребенка учителем и самооценкой ребенка.

II Существует взаимосвязь между социальным статусом ребенка в классе и его самооценкой.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших школьников 6

1.1 Понятие о самооценке в отечественной и зарубежной психологии 6

1.2 Понятие о самооценке и её видах 12

1.3 Самооценка детей младшего школьного возраста 15

1.4 Факторы развития самооценки 21

2. Исследование самооценки младших школьников 25

Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования особенностей самооценки младших

школьников 29

Заключение 36

Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

работа1.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

       Вспомогательная гипотеза 1: на формирование психологического климата в группе влияет количество участников, имеющих благоприятный статус в группе.

     Вспомогательная гипотеза 2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

     Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры[8].

     Наиболее  общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования. 

      

  • 2.2 Результаты исследования особенностей самооценки
  •       

  •   младших школьников 
  •       В ходе обследования было выявлено, что  высокий уровень самооценки (подсчитывался средний показатель по всем шкалам) имеют 62% испытуемых, средний-38%. Это подтверждается в исследовании Липкиной А.И., которая считает, у детей в этом возрасте, независимо от успеваемости, складывается высокая самооценка[11]. К тому же необходимо отметить, что, оценивая себя по нравственным качествам («Честность», «Доброта», «Послушность»), испытуемые более склонны ставить себя на верхние ступеньки. Можно предположить, что это связано с богатым положительным опытом испытуемых, то есть ребенок мог получать высокие оценки со стороны окружающих взрослых по данным качествам в различных ситуациях. А мы знаем, что на становление самооценки младшего школьника огромное значение оказывает оценка значимых взрослых. Это и помогает сохранить высокую самооценку ребенка младшего школьного возраста. Оценку же умственных качеств ребенок, прежде всего получает от учителя, либо же по результатам своей реальной успеваемости, что и является причиной значительного уменьшения количества детей с высокой самооценкой по шкале «Ум».

          С целью более глубокого изучения образа – «Я» ребенка мы использовали проективную методику «Рисунок 3х – Я». Были получены интересные наблюдения при сравнительном качественном анализе данных этой методики с результатами методики «Лесенка».

          10 испытуемых из 17 входящих в группу  с позитивным образом «Я» имеют среднюю самооценку, то есть можно сделать вывод о том, что если испытуемый положительно относиться к себе, воспринимает отношение учителя к себе как положительное и это не расходится с представлением ребенка о «Я» - идеальном, то для него в большей степени характерна средняя самооценка. Напротив, в группе с менее позитивным образом «Я» большее количество испытуемых имеют высокую самооценку.

          Таким образом, в данном случае самооценка является компенсаторно завышенной, так как она не совпадает с реальным представлением о «Я» - идеальном и с тем как к нему относится учитель. Это предположение относится и к группе испытуемых, имеющих расхождение между «Я» - реальным и «Я» - идеальным. Мы видим, что из 14 испытуемых с высокой самооценкой в этой группе у 10 человек менее позитивное «Я» - идеальное, то есть в данном случае самооценка не является адекватной. В группе испытуемых с расхождением «Я» - реальным и «Я» - социальным в подгруппе с менее позитивным «Я» - социальным также большинство испытуемых имеют высокую самооценку. Так как А.И.Липкина в качестве причины возникновения неадекватной самооценки выделяла расхождение представления о себе с тем, как его оценивают другие, то мы предполагаем то, что самооценка младшего школьника 9-10 лет в большинстве случаев не является адекватной.

          

          Рис. 1 Результаты оценки испытуемых учителем

          Также нами был проанализирован средний  показатель оценки испытуемых учителем. Большее количество испытуемых (50%) имеют высокие оценки, 44% имеют средние оценки и только 6 % испытуемых учитель оценивает низкими баллами.

          В ходе анализа распределения испытуемых по группам, мы выявили, что наиболее часто учитель оценивал испытуемых высокими баллами по нравственным качествам (доброта, честность, послушность). Это  может объясняться тем, что испытуемый имеет большую возможность проявить эти качества в различных ситуациях. К оценке умственных качеств ученика учитель подходит более требовательно, что и влечет за собой меньшее количество высоких оценок и большой процент низких баллов по шкале «Ум». Здесь необходимо отметить, что при самооценке (методика «Лесенка») также меньший процент испытуемых поставил себя на высокие ступени по шкале «Ум». А при самооценке себя по нравственным качествам большой процент испытуемых ставит себя на высокие ступеньки.

          

          Рис. 2 Результаты оценивания детей учителем с данными «Рисунка 3х – Я» 

          Сравнив результаты оценивания детей 9-10 лет  учителем с данными «Рисунка 3х  – Я», мы обнаружили, что в подгруппе  испытуемых, у которых образ «Я»-социального  менее позитивен (25 чел.) большее количество учащихся получили средние оценки (13 чел.) и высокие оценки (11 чел.) и только 2 человека учитель оценил низкими баллами.

          В данной ситуации мы не можем говорить о прямом влиянии оценки учителем на самооценку, на представление о своем «Я» - социальном, так как мы видим, что высокие оценки учителя сочетаются с негативным «Я» - социальным, и мы можем предположить влияние других факторов.

          Проследим связь между социальным статусом и оценкой учителя по шкале «Ум», то есть чем выше оценка учителя, тем выше социальный статус ребенка. Таким образом, дети всё же ориентируются на оценку учителя при выборе партнера. Проанализируем выделенную связь. Данные представлены в табл. 1. 

          Таблица 1

          Связь социального статуса ребенка  с оценкой его учителем

    Ф.И.О. Мария Ш. Руслан К. Сергей П. Алексей Б. Евгений Р. Роман Б.
    Социальный статус лидер лидер лидер лидер лидер лидер
    Оценка учителя по шкале «Ум» 10 8 10 9 8 7
     

          Таким образом, мы выявили интересный факт: популярными являются те дети, которых  высоко оценивает учитель. То, что  эта связь была обнаружена с оценкой учителя по шкале «Ум», объясняется тем, что именно в учебной деятельности оценка учителя является еще значимой. Мы можем предполагать то, что, ориентируясь на оценку учителя, дети считают своих сверстников «плохими», «хорошими», «отличниками», «средними». И затем дети переносят это отношение и на другие сферы их взаимодействия.

          Нами  была изучена текущая успеваемость учащихся по всем предметам за 2009 учебный год. На основе этого мы вывели средний балл успеваемости. Большая часть испытуемых (84%) – это учащиеся, имеющие оценки «4» и «5», 10% составляют испытуемые, имеющие только «5» и 6% детей учатся на «3».

          При сравнительном анализе полученных данных с результатами анкеты учителя, мы отметили, что в то время, как только 10 % имеют высокую успеваемость, учитель ставит высокие отметки 50 % испытуемых. Учащиеся троечники составляют 6 % класса, такому же количеству детей учитель ставит низкие оценки.

          Учащихся, которых учитель оценивает средними баллами почти в два раза меньше, чем учащихся, которые реально  учатся на «4» и «5» (44 % и 84% соответственно). Можно предположить, что в успеваемость испытуемого входит и оценка учителем его по таким качествам, как доброта, честность, послушность. Не требует доказательств утверждение, что среди преподавателей чрезвычайно распространен стереотип о связи хорошей успеваемости учащегося с характеристиками его личности: успешно учится – значит способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо – значит, бесталанный, ленивый, несобранный и т.д.

          Мы видим, что наиболее значимая связь успеваемости с оценкой учителя по шкале «Ум». Таким образом, на данном этапе исследования учитель экстраполирует оценку по качествам, необходимым в учебной деятельности (ум) на личностные качества ребенка.

          Можно предположить, что вследствие того, что в этом возрасте ведущей является учебная деятельность, успехи в ней и определяют социальный статус ребенка в целом и, в частности, в учебной сфере. Отсюда следует, что именно к успевающим детям и обращаются чаще за помощью.

          Итак, результаты исследования показали, что  к концу младшего школьного возраста значимость оценки учителя для самооценки детей 9 – 10 лет постепенно снижается. Для большинства детей характерна высокая самооценка, являющаяся, по нашему мнению, компенсаторно завышенной, так как в большинстве случаев учитель оценивает этих детей менее высокими оценками. Учитель высоко оценивает детей со средней самооценкой. Таким образом, гипотеза о прямой связи самооценки ребенка 9 – 10 лет с оценкой его учителем не подтвердилась.

          На  социальный статус младшего школьника 9-10 лет оказывает влияние оценка учителя. Следовательно, мнение учителя важно для оценки ребёнком своего сверстника, а не себя. То есть можно сделать вывод о том, что дети ориентируясь на отношение учителя к своим одноклассникам, считают их «отличниками», «хорошистами» и «плохими». И на основе этого испытуемые, которых высоко оценивает учитель являются популярными среди сверстников.

          В своем исследовании мы обнаружим  наличие важной особенности самооценки у детей 9 – 10 лет. Успешные в учебной деятельности дети, высоко оцениваемые учителем становятся более критичными по отношению к себе, более самостоятельны к самооценке. Они не экстраполируют оценку учителя на себя, а начинают оценивать себя сами, ориентируясь на свой индивидуальный опыт.

          Подтвердилась гипотеза о зависимости самооценки младшего школьника 9 – 10 лет от его социального статуса. Чем популярнее ребенок, тем ближе его самооценка к средней. Это также свидетельствует о том, что популярные и успешные дети более самостоятельны в самооценке. Высокий уровень самооценки характерен для изолированных детей в классе. Их самооценка является компенсаторно завышенной. Таким образом, в самооценке младшего школьника 9 - 10 лет появляются элементы критичности, самостоятельности.

          В своем исследовании мы обнаружили, что учитель переносит оценку ребенка по качествам необходимым в учебной деятельности на его личностные качества, т.е. учитель не дифференцирует качества учащегося. В этой связи, можно предположить, что успеваемость ребенка является для учителя основанием для оценки его по нравственным качествам (доброта, послушность, честность). Также была выявлена прямая связь социального статуса ребенка 9 – 10 лет с, оценкой его учителем и успеваемостью. Более популярными в классе являются те дети, которые имеют высокую успеваемость и их высоко оценивает учитель. Таким образом, оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус младшего школьника 9 – 10 лет.

          Полученные  в нашей работе данные будут полезны  школьным психологам при выборе эффективного направления в своей развивающей работе с детьми, имеющими низкий социальный статус и высокую самооценку, носящую, компенсаторно завышенный характер. Целями программы должны стать повышение социального статуса учащихся и формирование адекватной самооценки. Главная задача педагога-психолога – предотвратить закрепление ситуативного неблагоприятного состояния ребёнка в качество личности. Это будет его маленькой, но важной тропинкой на большом пути формирования психологически здоровой, активной личности учащегося

          Заключение 

          Таким образом, можно заключить, что самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.

    Информация о работе Исследование самооценки младших школьников