Исследование самооценки младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности самооценки младших школьников.

Объект исследования: самооценка учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников.

Нами выдвинуты две гипотезы:

I Существует взаимосвязь между оценкой ребенка учителем и самооценкой ребенка.

II Существует взаимосвязь между социальным статусом ребенка в классе и его самооценкой.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших школьников 6

1.1 Понятие о самооценке в отечественной и зарубежной психологии 6

1.2 Понятие о самооценке и её видах 12

1.3 Самооценка детей младшего школьного возраста 15

1.4 Факторы развития самооценки 21

2. Исследование самооценки младших школьников 25

Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования особенностей самооценки младших

школьников 29

Заключение 36

Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

работа1.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      б) Чувство компетентности

      Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.

      Дети  сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания [17, с. 72].

      Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

      Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, которые достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

      в) Влияние семейного воспитания

      Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

      У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

      В самосознании маленького школьника  смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует — школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» — рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного».

      Родители  задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с  высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.

      Дети  с низким уровнем притязаний и  низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

      г) Появление и влияние рефлексии

      Если  ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

      Самооценка  становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

      Таким образом, основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе. 
 
 

      
  1. Исследование  самооценки младших  школьников
 

      

  • 2.1 Организация и методы исследования 
  •       Неблагополучие  во взаимоотношениях даёт ребёнку ощущение дискомфорта, ведёт к искажённому формированию личности.

          Для изучения особенностей самооценки в  младшем школьном возрасте было проведено экспериментальное исследование в начальной школе МОУ СОШ № 106 г. Барнаула.

          Целью нашего экспериментального исследования стало выявление связи самооценки детей 9 - 10 лет с оценкой учителя и их социальным статусом.

          Нами  выдвинуты две гипотезы:

          I Существует взаимосвязь между оценкой ребенка учителем и самооценкой ребенка.

          II Существует взаимосвязь между социальным статусом ребенка в классе и его самооценкой.

          Мы  использовали следующие методики:

          1. Модифицированная методика «Лесенка»  Дембо-Рубинштейна для изучения  самооценки детей. Данная методика включает в себя следующий набор шкал самооценки:

          1) Добрый - Злой,

          2) Умный - Глупый,

          3) Честный – Нечетный,

          4) Послушный – Непослушный.

          2. Проективная методика «Рисунок 3-х  Я» для выявления особенностей «Я» - реального, «Я» - социального (глазами учителя), «Я» - идеального ребенка.

          3. Шкала для оценки детей учителем  по качествам: доброта, ум, послушность, честность.

          4. «Социометрический тест» Дж. Морено для изучения социального статуса ребенка в классе.

          Были  обследованы 50 учащихся из двух классов.

        Изучение  самооценки заикающихся детей проводилось  с помощью методики «Ступеньки» Дембо-Рубинштейна. Наш выбор именно этой методики обусловлен рядом факторов. Во-первых, известно, что у старших дошкольников самооценка завышена. Тестологическая лестница помогла нам это выявить. Во-вторых, уровень самооценки напрямую связан с контролем за своими учебными действиями. Поэтому, определяя отношение ребенка к самому себе, с помощью этой методики мы могли прогнозировать уровень самоконтроля ребенка в учебном процессе.

        Анализируя  полученные результаты, мы учитывали  следующие параметры:

        - проекцию на рисунке фигуры других детей кроме своей;

        - расположение фигур (своей и других детей) на рисунке;

        - умение объяснить расположение фигур на рисунке. Результативными показателями были:

        - самооценка адекватна;

        - самооценка неадекватно завышена;

        - самооценка неадекватно занижена.

        Данная методика была направлена на выявление особенностей самооценки детей и степени влияния мнений и оценок окружающих на процесс ее формирования. Кроме того, методика позволяет в некоторой степени оценить адекватность самооценки через соотношение «Я - реального» и «Я-идеального» [8].

        Ребенку предлагался рисунок лестницы из  10  ступенек и давалась следующая инструкция: "Давай представим, что на самой верхней ступеньке стоят(например) самые умные дети, а на нижней самые глупые. На какой ступеньке стоишь ты?». Всего детям предлагалось оценить себя по 6 качествам: доброта, ум, честность, послушность.

        Далее детям предлагалось ответить на вопрос: «А где бы ты хотел стоять?» (по каждому из названных выше качеств).

        После чего у ребенка спрашивали о их предположениях на какую ступеньку его могли бы «поставить» родители; воспитатель; друзья.

        При обработке результатов ответы детей оценивались в баллах в зависимости от высоты ступеньки (самая нижняя ступенька оценивалась в 1 балл, самая верхняя - в 10).

        Для более детального исследования особенностей самосознания детей с высоким уровнем умственного развития нами был проведен основной эксперимент с использованием следующих методик.

          С целью более глубокого изучения образа – «Я» ребенка мы использовали проективную методику «Рисунок 3х – Я». Методика позволяет в некоторой степени оценить адекватность самооценки через соотношение «Я - реального» и «Я-идеального».

          Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку. 

          Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут.

          Проективная методика «Рисунок 3-х Я» для выявления особенностей «Я» - реального, «Я» - социального (глазами учителя), «Я» - идеального ребенка.

          Шкалы: доброта, ум, послушность, честность.

          1. Как я себя ощущаю?

          2. Что думает обо мне учитель?

          3. Каким я хотел бы стать?

          После этого происходит обсуждение: 

          - Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное? 

          - Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

          Шкала для оценки детей учителем по качествам: доброта, ум, послушность, честность [8].

          Учителю дается лист на котором определены шкалы доброта, ум, послушность, честность по каждому ребенку, учителю необходимо выбрать относительного каждого ребенка его соответствие критериям на шкалах.

          «Социометрический тест» Дж. Морено

         Термин  «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

         Вместе  с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п.[8].

         Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.

         Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

         Основная  гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений  в группе являются деловые мотивы.

    Информация о работе Исследование самооценки младших школьников