Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 23:18, курсовая работа
Современная психология разрабатывает вопросы, связанные с успешностью человека в учебной деятельности, а также о влиянии разнообразных факторов на успешность деятельности личности. Успешный человек - это человек психологически и профессионально готовый к деятельности, обладающий ярко выраженной мотивацией на успех, способный к саморегуляции психических состояний.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование самооценки и успешности деятельности.
1.1 Подходы к изучению самооценки в современной психологии………..5
1.2 Самооценка – как структурный компонент Я-концепции…………….8
1.3Успешность деятельности и факторы, влияющие на нее……………..11
Вывод внутри главы……….…………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки с успешностью деятельности.
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования………………………………...17
2.2 Методика исследования………………………………………………...17
2.3 Результаты исследования………………………………………………19
2.4 Обработка результатов………………………………………………….24
Вывод……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………28
Библиография……………………………………………………………………29
Исторически сложилось
так, что, говоря об учебной
деятельности и ее успешности,
прежде всего подразумевали
Вместе с этим, на успешность учебной деятельности влияет тревожность, уровень заинтересованности предметом деятельности, безусловно, темперамент личности. Человек с любым темпераментом способен к любым социальным достижениям, в том числе и в учебной деятельности, но достигается это разными путями. Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие неблагоприятными.
Еще одна важная
психологическая особенность,
Как показывают исследования, проведенное в 1999 г. Донельсоном Форситом (Donelson R. Forsyth) и Натали Керр (Natalie A. Kerr) в Университете Содружества Виргинии, анализируя полученные оценки, студенты часто сваливают плохой результат на влияние внешних факторов. Ход их мыслей примерно таков: "Контрольная была слишком трудной", или "Профессор не разъяснил все как следует", или "Вопросы были слишком каверзные".
Однако результаты
других работ показывают, что
учащиеся, сознающие собственную
личную ответственность за
Вывод, какой ученые сделали на основе исследования: Возьми на себя ответственность за свою успеваемость. [31]
Вывод:
Самооценка неотделима
от личности и является очень
важным аспектом в жизни
Также мы изучили
деятельность личности и
Глава 2. Эмпирическое исследование связи самооценки с успешностью деятельности
2.1 Цель,
гипотеза и задачи
Цель: Изучение связи самооценки с успешностью учебной деятельности у студентов.
Гипотеза: Успешность учебной деятельности студентов зависит от уровня их самооценки
Задачи:
1) Осуществить теоретический анализ проблемы самооценки личности и связи самооценки с успешностью деятельности.
2) Провести диагностику уровня самооценки студентов.
3) Определить успешность
учебной деятельности
4) Исследовать связь самооценки
с успешностью учебной
2.2. Методика исследования.
Характеристика испытуемых:
В исследовании
приняли участие студенты
Используемая методика:
1) Самооценка личности (С.А. Будасси) [1, c.181]
Цель: Изучение самооценки личности.
Процедура проведения: Экспериментатор зачитывает инструкцию, отвечает на вопросы испытуемых и предлагает приступить к тестированию. После окончания тестирования экспериментатор собирает бланки ответов.
Инструкция: Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них баллами от 20 до 1. Оценку 20 поставьте в графе «N» слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желанным, полезным, значимым; оценку 1 – в той же графе слева от качества, которое менее всего желательно, полезно, значимо. Оценки от 2 до 19 расположите в соответствии с вашими отношениями ко всем остальным качествам. Помните! Не одна оценка не должна повторяться.
Теперь закройте левую часть бланка с оценками так, чтобы они не были видны.
Далее, справа от столбца качеств в графе «n» отметьте оценкой 20 качества, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 – качество, присущее вам несколько меньше и т.д.; наконец, оценкой 1 – качество, характерное для вас в наименьшей степени.
Обработка результатов: Начиная с левой строки, из оценки, стоящей в графе «N», вычтите оценку, стоящую в графе «n». Результат запишите в графу «а». Возведите его в квадрат и результат запишите в графу «»
Сложите все значения «» и запишите внизу полученную сумму ( ).
Умножьте эту сумму
на 0,00075. Вычтите полученное
К = 1- ∑ × 0,00075
Критерии оценки:
(-0,2) – 0 – нереалистично низкая самооценка;
0 – 0,2 – низкая самооценка;
0,25 – 0,3 – ниже среднего;
0,31 – 0,6 – средняя самооценка;
0,61 – 0,65 – выше среднего самооценка;
0,66 – 0,8 – высокая самооценка;
больше 0,8 – нереалистично высокая самооценка.
Интерпретация результатов: Нереалистично высокая самооценка (больше 0,8) является неадекватной. На основе такой самооценки у человека формируется неправильное представление о себе, завышенный уровень притязаний и идеализированный образ своей личности и возможностей. Чаще всего люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть. При этом, происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Но иногда, высокая самооценка может быть пластична, т.е. меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудаче, что способствует развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Нереалистично низкая ((-0,2 – 0) самооценка также является неадекватной. (низкая самооценка (0 – 0,2) чаще всего тоже является неадекватной, хотя она может выступать и как адекватная самооценка). Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач и недооценивая свои возможности. Причины низкой самооценки разнообразны. Но имеются две самые весомые и яркие. Первая – это подлинная неуверенность в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Вторая – «защитная», когда внушение самому себе собственного неумения, отсутствие способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий в дальнейшем развитии личности или в решении какой-либо задачи.
Средняя (0,31 – 0,6),
выше среднего (0,61 – 0,65), ниже среднего
и высокая (0,66 – 0,8) самооценка
является наиболее
2) Экспертная методика определения успешности учебной деятельности студентов. В качестве экспертов выступали преподаватели следующих учебных дисциплин: анатомия ЦНС, физиология ЦНС, история, педагогика, физика, финансы, химия, русский язык, этика, основы маркетинга.
2.3. Результаты исследования.
В результате исследования были получены следующие результаты:
Результаты исследования самооценки личности.
Таблица 1
№ |
Испытуемые |
Коэффициент ранговой корреляции |
Уровень самооценки | |
1 |
Олеся |
0,02 |
нереалистично низкая | |
2 |
Алена |
0,48 |
средняя | |
3 |
Екатерина |
-0,49 |
нереалистично низкая | |
4 |
Мария |
0,62 |
выше среднего | |
5 |
Андрей |
0,29 |
ниже среднего | |
6 |
Сюзанна |
0,25 |
ниже среднего | |
7 |
Анна |
0,30 |
ниже среднего | |
8 |
Кристина |
0,25 |
ниже среднего | |
9 |
Жанна |
0,26 |
ниже среднего | |
10 |
Антон |
0,89 |
нереалистично высокая | |
11 |
Юлия |
0,89 |
нереалистично высокая | |
12 |
Николай |
0,90 |
нереалистично высокая | |
13 |
Алевтина |
0,75 |
высокая | |
14 |
Анастасия |
0,76 |
высокая | |
15 |
Роман |
0,17 |
низкая | |
16 |
Анна |
0,82 |
нереалистично высокая | |
17 |
Залина |
0,24 |
низкая | |
18 |
Мария |
-0,11 |
нереалистично низкая | |
19 |
Анастасия |
0,23 |
низкая | |
20 |
Дарья |
0,78 |
высокая | |
21 |
Ольга |
0,24 |
низкая | |
22 |
Соня |
-0,24 |
нереалистично низкая | |
23 |
Алеся |
0,75 |
высокая | |
24 |
Анастасия |
0,45 |
средняя | |
25 |
Мария |
0,89 |
нереалистично высокая | |
Чтобы изучить
связь самооценки с
Результаты экспертной оценки успешности учебной деятельности
Таблица 2
№ |
Испытуемые |
Экспертная оценка |
1 |
Олеся |
4,5 |
2 |
Алена |
4,75 |
3 |
Екатерина |
4,5 |
4 |
Мария |
4,75 |
5 |
Андрей |
4,25 |
6 |
Сюзанна |
5 |
7 |
Анна |
4,75 |
8 |
Кристина |
3,75 |
9 |
Жанна |
5 |
10 |
Антон |
3,8 |
11 |
Юлия |
5 |
12 |
Николай |
3,75 |
13 |
Алевтина |
4,75 |
14 |
Анастасия |
5 |
15 |
Роман |
5 |
16 |
Анна |
4,5 |
17 |
Залина |
4,75 |
18 |
Мария |
4,25 |
19 |
Анастасия |
5 |
20 |
Дарья |
4,75 |
21 |
Ольга |
4,75 |
22 |
Соня |
4,25 |
23 |
Алеся |
5 |
24 |
Анастасия |
5 |
25 |
Мария |
5 |
Информация о работе Исследование самооценки и успешности деятельности