Исследование самооценки и успешности деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Современная психология разрабатывает вопросы, связанные с успешностью человека в учебной деятельности, а также о влиянии разнообразных факторов на успешность деятельности личности. Успешный человек - это человек психологически и профессионально готовый к деятельности, обладающий ярко выраженной мотивацией на успех, способный к саморегуляции психических состояний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование самооценки и успешности деятельности.
1.1 Подходы к изучению самооценки в современной психологии………..5
1.2 Самооценка – как структурный компонент Я-концепции…………….8
1.3Успешность деятельности и факторы, влияющие на нее……………..11
Вывод внутри главы……….…………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки с успешностью деятельности.
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования………………………………...17
2.2 Методика исследования………………………………………………...17
2.3 Результаты исследования………………………………………………19
2.4 Обработка результатов………………………………………………….24
Вывод……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………28
Библиография……………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая!.docx

— 77.78 Кб (Скачать)

   Самооценка формируется  в двух основных формах –  как общая и частная (парциальная,  или конкретная). Исследователи единодушны  в том, что частные самооценки  отражают оценку субъектом своих  конкретных проявлений и качеств:  поступков, действий, отношений,  возможностей, физических данных. Менее  исследованной является природа  общей самооценки. Ее рассматривают  как одномерную переменную, отражающую  приятие или неприятие личностью  себя, т.е. позитивно или негативное  отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я».

   По У. Джеймсу  самооценка бывает двух видов:  самодовольство и недовольство  собой. Самолюбие может быть  отнесено к третьему отделу, к  отделу поступков, ибо сюда  по большей части относят скорее  известную группу действий, чем  чувствований в узком смысле  слова.

   Также, самооценка  бывает высокой, средней и низкой. Когда говорят о заниженной  или завышенной самооценки, имеют  ввиду ее адекватность. Средняя  самооценка может быть как  завышенной, так и заниженной. Низкая  самооценка может быть как  адекватной, так и заниженной. Человек  с низкой личностной самооценкой,  как правило, менее успешен,  излишне консервативен, так как  боится перемен и не способен  к адаптации в быстро меняющихся  условиях реальности. Высокая самооценка  – практически то же самое,  что высокое чувство уверенности  в себе. Низкая самооценка –  практически то же самое, что  отсутствие чувства уверенности  в себе. Любая самооценка может  сочетаться с разной степенью  уверенности высказываний и разной  уверенностью поведения.

   Самооценка может  быть наиболее важным психологическим  ресурсом при решении жизненных  задач, в первую очередь –  на рабочем месте. Фундаментальный  аспект самооценки – доверие  собственной способности учиться, судить, решать. Неспособность принимать решения – одна из главных причин неуспеха во множестве профессий. Также, для человека важна вера в собственную эффективность – это убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. При измерении самоэффективности используются критерии мастерства и компетентности. Вера в собственную эффективность важна и для успеха и для психического здоровья и хорошего самочувствия. Результаты более ста исследований свидетельствуют о том, что самоэффективность прогнозирует результативность работника. Достижение – есть сумма двух слагаемых – стремления к победе и настойчивости. Достижения, являющиеся результатом упорного труда, способствуют росту не только самоэффективности, но и самоуважения.

   Самооценка – это  что-то очень простое, это уважение, которое вам оказывают и которое  вы испытываете к самому себе. (У.Дж. Макгрейн)

[21, c.127]

   Следует особо  подчеркнуть, что самооценка, независимо  от того, лежат ли в ее основе  собственные суждения индивида  о себе или интерпретации суждений  других людей, индивидуальные  идеалы или культура на заданные  стандарты, всегда носит субъективный  характер.

   Взаимодействуя и  общаясь с людьми, человек выделяет  сам себя из окружающей среды,  ощущает себя субъектом своих  физических и психических состояний,  действий и процессов, выступает  для самого себя как «Я».  Субъективное переживание собственного  «Я» выражается в том, что  человек понимает свою тождественность  самому себе в настоящем, прошлом  и будущем.

   Результатом процессов  самосознания можно считать Я-концепцию.  Понятие Я-концепции появилось  в 1950-е гг. в русле гуманистической  психологии, представители которой  стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я».  Английский психолог Р. Бернс  в книге «Развитие Я-концепции  и воспитание» определяет Я-концепцию  как «совокупность всех представлений  индивида о себе, сопряженную с их оценкой». [5, c.30]

   Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

   Данные конкретных  исследований убеждают нас в  том, что мотивационные и установочные  структуры являются для человеческого  Я поистине вездесущими. Поэтому  мы можем с уверенностью фиксировать  в Я-концепции когнитивную составляющую, эмоционально-оценочную и потенциальную  поведенческую. Самые разнообразные  источники дают нам основания  для этого вывода.

   Лучше всего представить  Я-концепцию в виде иерархической  структуры, на вершине которой  находится глобальная Я-концепция,  включающая всевозможные грани  индивидуального самосознания. (Рис. 1)


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Структура Я-концепции

   Я-концепция формируется  под воздействием различных внешних  влияний, которые испытывает индивид.  Особенно важными являются для  него контакты со значимыми  другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида  о самом себе. Но на первых  порах практически любые социальные  контакты оказывают на него  формирующее воздействие. Однако  с момента своего зарождения  Я-концепция сама становится активным  началом, важным фактором в  интерпретации опыта. Таким образом,  Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует  достижению внутренней согласованности  личности, определяет интерпретацию  опыта и является источником  ожиданий.

   Когда Джемс (1890) определил самооценку с помощью  оригинальной формулы 

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ

он, фактически, указал на два  пути повышения самооценки. [10, c.80] В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, "наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить". Выбор, предоставляемый жизнью стандартов и ценностей, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека.

 

      1.3. Успешность деятельности и факторы, влияющие на нее.

   В большом психологическом  словаре дается описание понятия  деятельности: «Деятельность (англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой».

   Деятельность входит  в предмет психологии, но  не  особой  своей

"частью" или "элементом", а  своей особой функцией. Это  функция полагания субъекта в  предметной действительности и  ее преобразования  в  форму  субъективности. [14]

   С.  Л.  Рубинштейн  пишет:  "Реальная  личность,  отражаясь  в   своём самосознании, осознаёт себя как " я ", как субъекта  своей  деятельности  ".

Он говорит, что человек  прежде всего для нас определяется его  отношением  к своему  труду,  поэтому  его  самооценка  определяется  тем,  что   он   как общественный индивид делает  для  общества.  Это  сознательное  общественное отношение  к  труду,  по  мнению   С.Л.   Рубинштейна, является   стержнем самосознания  личности. [24, c.639] С.Л. Рубинштейном разработана теория  деятельности,  -  реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Он приходит к утверждению принципа взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности, сводящийся к тому, что «деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой  деятельности, являются условием их адекватного выполнения.

   При решении вопроса  о соотношении внешнепрактической  деятельности и сознания А.Н.  Леонтьевым принимается положение,  что внутренний план сознания  формируется  в  процессе  свертывания  изначально практических  действий.  При  такой  трактовке   сознание   и   деятельность  различаются как образ и процесс  его формирования, образ при   этом  является «накопленным  движением»,  свернутыми   действиями.   Этот   постулат   был реализован  во многих исследованиях.

   Схематически структура  деятельности  может быть представлена  в  таком виде: [13, c.464]

      П (потребность)  – деятельность – М (мотив  , предмет потребности)

                           д (действия) – Ц (цель)

      у (условия  достижения цели) – ОП (операция  – особая сторона действия)

   Перейдем, собственно, к успешности деятельности.

   Успех - это всегда  следствие  внутренних, а не  внешних  причин. То есть все,  что может помочь человеку  в достижении успеха, находится  в  нем самом. К этим внутренним  признакам,  отличающим  успешного   человека  от  не успешного,     относятся,     в     первую     очередь,     три     фактора: самооценка, общительность, энергичность.

1)  Самооценка,  так   как  помогает  найти  свое  место   среди окружающих людей.  Чем ниже самооценка, тем  хуже  считает  себя  человек  по  сравнению с окружающими людьми.   Защищая  себя,  он  выстраивает   вокруг  стену недоверия.  Такие   люди  не    могут   объективно   воспринимать   мир    и,  следовательно,  принимать  правильные  решения.

     «Человек, чья  самооценка  высока,  доверяет  самому  себе  и  совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации  и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.

      Даже человек,  ценящий себя выше, чем он того  заслуживает, находится  в более выгодном положении, чем человек с заниженной самооценкой.

      Самооценка  служит  основой,  на  которой   человек  выстраивает   свои взаимоотношения с окружающим миром».

      2)Общительность  человека.

      «Можно  быть умным и образованным, но  если человек  не умеет общаться  с  людьми,  то   все   знания   и   умения  останутся   нереализованными по той    причине, что  у  вас   не  будет единомышленников.  Выстроить   свое дело и достичь  в  нем успеха для такого человека - вещь непосильная».

         3) Энергичность человека. Под энергичностью  нужно понимать способность человека упорно тратить свои силы для достижения выбранной цели. О.Н.Родина обращает внимание на то, что внешние  и  внутренние  оценки успешности  деятельности  существенно  зависят  от  личностных  особенностей человека, от его мотивов, направленности,  потребностей, интересов,  свойств нервной системы, особенностей характера и самооценки. [22, c.429]

   На успешность  деятельности влияют:

      Объективные  факторы – это требования, нормы  и ограничения, выдвигаемые со  стороны профессии к его труду  и наличию у него  определённых  свойств   и особенностей  (профессиональных  знаний,  умений,  навыков,  профессионально значимых качеств).

      Субъективные  факторы – это имеющиеся у   данного  работника  задатки   и способности,  индивидуально-психологические   свойства  и  особенности,   его мотивация и уровень притязаний, а также самооценка, которая   интересует  Нас наиболее всего  в данном исследовании.

   Многое из того, что делает человек или отказывается  делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Т.Шибутани пишет: «Те, кто сам  не считает себя особенно талантливым, не  стремятся к очень высоким целям и  не проявляют огорчения, когда им не удаётся  что-то  хорошо  сделать…  Человек, который думает о себе как о никчёмном,  ничего  не  стоящем  объекте,  часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны,  те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать  с  большим  напряжением.  Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо».

   Н.В.Самоукина считает,  что  для  достижения  профессионального   успеха большое  значение  имеет  внутреннее  состояние,  сопутствующее  эффективной деятельности.[25, c. 173]

   Классический закон  Йеркса - Додсона, сформулированный  несколько десятилетий назад,  уже устанавливал зависимость  эффективности деятельности от  силы мотивации. Из него следовало,  что чем выше сила мотивации,  тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется  лишь до определенного предела,  достигается некоторый оптимальный  уровень, а при дальнейшем увеличении  силы мотивации наблюдается падение  эффективности деятельности.

Информация о работе Исследование самооценки и успешности деятельности