Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 23:18, курсовая работа
Современная психология разрабатывает вопросы, связанные с успешностью человека в учебной деятельности, а также о влиянии разнообразных факторов на успешность деятельности личности. Успешный человек - это человек психологически и профессионально готовый к деятельности, обладающий ярко выраженной мотивацией на успех, способный к саморегуляции психических состояний.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование самооценки и успешности деятельности.
1.1 Подходы к изучению самооценки в современной психологии………..5
1.2 Самооценка – как структурный компонент Я-концепции…………….8
1.3Успешность деятельности и факторы, влияющие на нее……………..11
Вывод внутри главы……….…………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки с успешностью деятельности.
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования………………………………...17
2.2 Методика исследования………………………………………………...17
2.3 Результаты исследования………………………………………………19
2.4 Обработка результатов………………………………………………….24
Вывод……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………28
Библиография……………………………………………………………………29
Самооценка формируется
в двух основных формах –
как общая и частная (
По У. Джеймсу
самооценка бывает двух видов:
самодовольство и недовольство
собой. Самолюбие может быть
отнесено к третьему отделу, к
отделу поступков, ибо сюда
по большей части относят
Также, самооценка
бывает высокой, средней и
Самооценка может
быть наиболее важным
Самооценка – это
что-то очень простое, это
[21, c.127]
Следует особо
подчеркнуть, что самооценка, независимо
от того, лежат ли в ее основе
собственные суждения индивида
о себе или интерпретации
Взаимодействуя и
общаясь с людьми, человек выделяет
сам себя из окружающей среды,
ощущает себя субъектом своих
физических и психических
Результатом процессов
самосознания можно считать Я-
Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:
1) физическое Я - схема собственного тела;
2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;
3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;
4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
6) идеальное Я - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.
Данные конкретных
исследований убеждают нас в
том, что мотивационные и
Лучше всего представить
Я-концепцию в виде
Рис.1. Структура Я-концепции
Я-концепция формируется
под воздействием различных
Когда Джемс (1890)
определил самооценку с
САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ
он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. [10, c.80] В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, "наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить". Выбор, предоставляемый жизнью стандартов и ценностей, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека.
1.3. Успешность деятельности и факторы, влияющие на нее.
В большом психологическом
словаре дается описание
Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей
"частью" или "элементом", а своей особой функцией. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности. [14]
С. Л. Рубинштейн пишет: "Реальная личность, отражаясь в своём самосознании, осознаёт себя как " я ", как субъекта своей деятельности ".
Он говорит, что человек прежде всего для нас определяется его отношением к своему труду, поэтому его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное общественное отношение к труду, по мнению С.Л. Рубинштейна, является стержнем самосознания личности. [24, c.639] С.Л. Рубинштейном разработана теория деятельности, - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Он приходит к утверждению принципа взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности, сводящийся к тому, что «деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения.
При решении вопроса
о соотношении
Схематически структура деятельности может быть представлена в таком виде: [13, c.464]
П (потребность) – деятельность – М (мотив , предмет потребности)
д (действия) – Ц (цель)
у (условия достижения цели) – ОП (операция – особая сторона действия)
Перейдем, собственно, к успешности деятельности.
Успех - это всегда
следствие внутренних, а не
внешних причин. То есть все,
что может помочь человеку
в достижении успеха, находится
в нем самом. К этим
1) Самооценка, так
как помогает найти свое
место среди окружающих людей.
Чем ниже самооценка, тем хуже
считает себя человек по
сравнению с окружающими
«Человек, чья самооценка высока, доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.
Даже человек, ценящий себя выше, чем он того заслуживает, находится в более выгодном положении, чем человек с заниженной самооценкой.
Самооценка служит основой, на которой человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром».
2)Общительность человека.
«Можно
быть умным и образованным, но
если человек не умеет
3) Энергичность человека. Под энергичностью нужно понимать способность человека упорно тратить свои силы для достижения выбранной цели. О.Н.Родина обращает внимание на то, что внешние и внутренние оценки успешности деятельности существенно зависят от личностных особенностей человека, от его мотивов, направленности, потребностей, интересов, свойств нервной системы, особенностей характера и самооценки. [22, c.429]
На успешность деятельности влияют:
Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определённых свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные
факторы – это имеющиеся у
данного работника задатки
и способности, индивидуально-психологические
Многое из того,
что делает человек или
Н.В.Самоукина считает, что для достижения профессионального успеха большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной деятельности.[25, c. 173]
Классический закон
Йеркса - Додсона, сформулированный
несколько десятилетий назад,
уже устанавливал зависимость
эффективности деятельности от
силы мотивации. Из него
Информация о работе Исследование самооценки и успешности деятельности