Исследование самооценки и успешности деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Современная психология разрабатывает вопросы, связанные с успешностью человека в учебной деятельности, а также о влиянии разнообразных факторов на успешность деятельности личности. Успешный человек - это человек психологически и профессионально готовый к деятельности, обладающий ярко выраженной мотивацией на успех, способный к саморегуляции психических состояний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование самооценки и успешности деятельности.
1.1 Подходы к изучению самооценки в современной психологии………..5
1.2 Самооценка – как структурный компонент Я-концепции…………….8
1.3Успешность деятельности и факторы, влияющие на нее……………..11
Вывод внутри главы……….…………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки с успешностью деятельности.
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования………………………………...17
2.2 Методика исследования………………………………………………...17
2.3 Результаты исследования………………………………………………19
2.4 Обработка результатов………………………………………………….24
Вывод……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………28
Библиография……………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая!.docx

— 77.78 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое исследование самооценки и успешности деятельности.

       1.1 Подходы  к изучению самооценки в современной  психологии………..5

       1.2 Самооценка – как структурный компонент Я-концепции…………….8

       1.3Успешность  деятельности и факторы, влияющие  на нее……………..11

Вывод внутри главы……….…………………………………………………….16

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки с успешностью  деятельности.

       2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования………………………………...17

       2.2 Методика  исследования………………………………………………...17

       2.3 Результаты  исследования………………………………………………19

       2.4 Обработка  результатов………………………………………………….24

Вывод……………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………28

Библиография……………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования:

  Современная психология  разрабатывает вопросы, связанные с успешностью человека в учебной деятельности, а также о влиянии разнообразных факторов на успешность деятельности личности. Успешный человек - это человек психологически и профессионально готовый к деятельности, обладающий ярко выраженной мотивацией на успех, способный к саморегуляции психических состояний.

  Одним из факторов, влияющих на успешность деятельности, является самооценка. Над исследованием самооценки, её  составляющих,  а  также  влиянием  на жизнедеятельность индивида  работали следующие авторы: Б.Г.  Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, У. Джеймс, С.Л.  Рубинштейн и др.

   Проблемой  деятельностного  подхода,   структуры   деятельности,    её разновидностей и влияния на различные сферы  человеческой  жизни занимались такие авторы как  С.Л.  Рубинштейн , А.Н.  Леонтьев, Л.А. Коростылёва, Р.С.  Немов и проч.

   Но  аспект   влияния   самооценки   на   успешность   деятельности освещён слабо, вследствие чего мы решили в  своём  исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется  нам  наиболее  интересной. Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Теоретического материала для дальнейшего развития данной проблемы в психологии не достаточно, поэтому темой нашего исследования и стала «Связь самооценки с успешностью деятельности».

Цель: Изучение связи самооценки с успешностью учебной деятельности у студентов

Объект  исследования: самооценка студентов

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и успешности учебной деятельности студентов

Гипотеза: Успешность учебной деятельности студентов зависит от уровня их самооценки

Задачи:

1) Осуществить теоретический анализ проблемы самооценки личности и связи самооценки с успешностью деятельности.

2) Провести диагностику  уровня самооценки студентов.

3) Определить успешность  учебной деятельности студентов  за предыдущую сессию.

4) Исследовать связь самооценки  с успешностью учебной деятельности  у студентов

Методика исследования: 1) Самооценка личности (С.А. Будасси)

2) Экспертная методика  для определения успешности учебной  деятельности

Испытуемые:

   В исследовании  приняли участие студенты следующих  ВУЗов: МГГУ им. М.А. Шолохова, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МПГУ, РХТУ им. Менделеева. Студенты – учащиеся вторых, третьих и четвертых курсов, факультетов: психологии, маркетинга,  педагогики, технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств. Количество испытуемых составляет двадцать пять человек в возрасте 18-23 лет, разного пола.

Краткое описание проделанной работы:

   Мы исследовали связь самооценки с успешностью деятельности. Собрали теоретический материал, изучили проблематику самооценки в целом, а также ее связь с деятельностью. Провели эмпирическое исследование, установили связь самооценки с успешностью деятельности.

Научная новизна:

   Изучение уже известного  в науке явления на новом  эмпирическом материале.  А именно, новизна заключается в том, что известная ранее взаимосвязь самооценки с успешностью учебной деятельности распространяется не только на школьников, как показывают предыдущие исследования, но и на студентов.

Практическая  значимость:

   Результаты исследования могут быть использованы в практической работе психологами и учителями для повышения уровня успеваемости студентов в ВУЗах. Студенты, с помощью полученных данных, смогут сформировать и развить у себя адекватную самооценку, способствующую повышению успешности их учебной деятельности, сами, или же с помощью психолога или учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  исследование самооценки и успешности деятельности.

       1.1. Изучение самооценки в психологии.

   Проблематика самооценки  широко изучается современной  психологической наукой и практикой:  разработаны определения данного  понятия, подходы к ее теоретическому  изучению, имеются определенные  сведения о видах и уровнях  развития самооценки, созданы диагностические  методики, направленные на ее  исследование. Как справедливо пишет  Л.В. Бороздина, в современной  психологии проблема самооценки  является одной из наиболее  разрабатываемых. Однако, ни в  отечественной, ни в зарубежной  литературе нет общепринятого  определения понятия самооценки.[6, с.99]

   В поле зрения  ученых самооценка попала очень  давно, на заре развития психологии  как науки. Американский психолог  Уильям Джеймс в начале XX века задался вопросом: наше «Я» — оно одно целое или состоит из частей? Ученого заинтересовало, как может быть так, что «Я» — неделимое, если есть еще какое-то второе «Я», которое первое «Я» оценивает и анализирует. Откуда берется внутренний голос, который нас ободряет или ругает? Джеймс сделал вывод, что «Я» имеет две стороны, обращено одной стороной вовне, а другой — внутрь. Вторая сторона имеет непосредственное отношение к самооценке — обращая свой взор на себя самого, человек не только воспринимает, но и оценивает то, что видит в себе.

   После Джеймса вопросами самооценки занимались практически все ученые-психологи, разрабатывающие тему личности. Постепенно возникла неразбериха определений, подходов и воззрений.

   В работах отечественных  психологов показано влияние  самооценки на познавательную  деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных  задач) и место самооценки в  системе межличностных отношений,  определены приемы формирования  адекватной самооценки. В отечественной  психологии при анализе проблемы  самооценки принято отталкиваться  от традиционного представления  о том, что самооценка функционирует  как часть самосознания. В зарубежной  литературе принят термин «Я-концепция», обозначающий совокупность всех  представлений индивида о себе.

   Что касается подходов  к изучению самооценки, то из  них выделяется несколько (по Да Круш Сампайо Антеро) [8, c.56]: 1) личностный подход, рассматривающий самооценку как важнейший компонент самосознания личности; 2) структурно-целостный подход одного из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности; 3)  деятельностный подход – подход, предполагающий рассмотрение самооценки как фактора, влияющего на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной); 4) динамический подход используется при рассмотрении самооценки в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности; 5) психопаталогический подход – самооценка рассматривается как показатель психического здоровья человека как личности; 6) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из основных функций личности.

   Согласно Г.В. Лозовой,  несмотря на то, что самооценка  является одним из самых популярных  объектов психологических исследований, ее изучение на данный момент  оказывается затрудненным в связи  с наличием целого ряда проблем  методологического характера, среди  которых данный автор называет  следующие: нахождение родового (по отношению к рассматриваемому) понятия, в определении видов  самооценки (и уровней ее развития),  в определении свойств самооценки  и ее функций как психологического  явления, в установлении механизмов  формирования самооценки, а также  в обосновании «структуры» самооценки. По словам Г.В. Лозовой, изучение  самооценки еще далеко от своего  завершения. Остается еще довольно  много вопросов, ответы на которые  должны быть получены в результате  экспериментальных исследований  данного феномена. [15, c.172] Особое значение в психологической науке занимает вопрос о возникновение и формировании самооценки.

   Периодом возникновения  самооценки считается дошкольный  возраст. Мухина В.С. в своей  книге «Детская психология» говорит  о том, что одной из сторон  развития мотивов поведения в  дошкольном возрасте является  повышение их осознанности. Ребенок  начинает отдавать себе все  более ясный отчет в побудительных  силах и последствиях своих  поступков. Это становится возможным  в связи с тем, что у дошкольника  развивается самосознание, понимание  того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как  относятся к нему окружающие  и чем вызвано это отношение.  Наиболее явно самосознание проявляется  в самооценке, т.е. в том, как  ребенок оценивает свои достижения  и неудачи, свои качества и  возможности. [18] Самооценка ребенка в значительной степени зависит от оценок сверстников и особенно взрослых. С точки зрения Даниловой Е. Е. [9], формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценки со стороны окружающих, прежде всего ближайших взрослых и сверстников, а так же в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

   С точки зрения  Олпорта Г. самооценка начинает  развиваться где-то в возрасте  пяти-шести лет. Это время, когда  ребенок начинает узнавать, чего  от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким  они хотят его видеть. Именно  в этот период ребенок начинает  понимать различие между «Я  хороший» и «Я плохой». И  все же, у ребенка нет достаточного  развитого сознания, ни представления  о том, каким он будет, когда  станет взрослым. Как говорил  Олпорт: «В детстве способность  думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким  должен стать, находится лишь  в зачаточном состоянии». [28, c.109]

   Особенностей детей  младшего школьного возраста, которая  роднит их с дошкольниками,  но еще больше усиливается  с поступлением в школу, является  безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение  и подражание им. В этом возрасте  самооценка непосредственно зависит  от характера оценок, даваемых  взрослым ребенку и его успехам  в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие  от дошкольников уже встречаются  самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

   Главная новая  черта, проявляющаяся в психологии  подростка по сравнению с ребенком  младшего школьного возраста  – это более высокий уровень  самосознания. В этом возрасте  дети становятся особенно чуткими  к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают  проблемы морально-этического характера,  связанные, в частности, с интимными  человеческими отношениями. Подростковый  возраст – это время обостренного  стремления к познанию и оценки  самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

    Таким образом,  основой первоначальной самооценки  является умение сравнивать себя  с другими детьми.

 

 

    1.2. Самооценка – как структурный компонент Я-концепции.

  Самооценка (англ. Self-esteem) – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции. [17, c.450]

 Основу самооценки  составляет система личностных  смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

   Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивает относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Информация о работе Исследование самооценки и успешности деятельности