Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается совершенно новая, для ребенка учебная деятельность. В этот период формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося…………………………………………........5 1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития самооценки в психологической литературе…………………………………………………5 1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста………..11
1.3 Роль педагогической отметки в структуре учебной деятельности младшего школьника………………………………………………………….19
3. Вывод…………………………………………………………………………...25
4. Глава 2. Исследование роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте……………………………………………………….........26 2.1 База и методы исследования……………………………………………...26
2. Анализ результатов исследования………………………………………...28
5. Вывод…………………………………………………………………………...31
6. Заключение…………………………………………………………………….32
7. Список используемой литературы……………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    На  первом этапе исследования нами были выделены группы испытуемых, основанием для выделения  которых выступила  успешность младшего школьника в учебной деятельности.

    Ранее мы упоминали о  том, что в первом классе еще не существует балловой системы оценивания, поэтому все учащиеся были условно разделены на основании экспертных оценок учителя на две группы: с высокой успешностью в обучении и средней успешностью.

    Испытуемые  второго класса на основании расчета  интегрального (среднего) показателя успешности были условно разделены  нами на три группы: учащиеся с высокой  успеваемостью, с  успеваемостью средней  и ниже среднего. (приложение 1)

    Результаты методики Лесенка позволяют нам говорить о том, что 30 % учащихся 1 класса отнесенных нами к группе с высокой успешностью учебной деятельности характеризуются высокими показателями самооценки.

    Представляется  важным отметить, что  у 35% испытуемых этой группы отмечается средний с тенденцией к высокому уровень самооценки, остальные учащиеся с высокой успешностью учебной деятельности имеют средний показатель самооценки.

    Среди учащихся со средней успешностью учебной деятельности так же преобладает высокие и средневысокие показатели самооценки (см. рисунок 1).

  Рисунок 1. Диаграмма показателей самооценки успешных и средне-успешных учеников 1 класса.

    Таким образом, большинство  младших школьников, обучающие в первом классе характеризуются высокими и средневысокими показателями самооценки.

    Так же можно отметить, что по результатам  анкетирования было выявлено: что в  группе ученики с  высокой успешностью  отмечали такие качества как откровенность  и общительность, в то время как учащиеся в группе со средней успешностью считают себя не ленивыми, не плаксивыми и догадливыми.

    Так, среди учащихся 2го класса, в группе с высокой успеваемостью  преобладают средневысокие  показатели самооценки (67%), при этом очень важно отметить, что высокий уровень самооценки не был диагностирован ни у одного ребенка.

    В группе учащихся со средней успеваемостью  преобладающим является средний уровень  самооценки (57%).

    Так же можно отметить, что в группе учащихся с успеваемостью  ниже среднего уровня были диагностированы лишь средние показатели самооценки (см. рисунок 2).

  Рисунок 2. Диаграмма показателей самооценки успешных, средне-успешных и средне-неуспешных учеников 2 класса.

    Таким образом, в целом учащиеся 2 класса характеризуются средневысокими и средними показателями самооценки. 

    По  результатам анкетирования  также необходимо отметить, что учащиеся с высокой и  средней успеваемостью  считают себя более  красивыми, общительными, любопытными и храбрыми, а учащиеся с низкой успеваемостью более откровенные и честные.

    Сравнение уровня самооценки учащихся 1 и 2 классов позволяет  предположить, что  снижение показателей  самооценки во втором классе может быть связано с введение оценки в учебный  процесс.

    Представляется  важным отметить и  такие, полученные нами результаты, что учитель  отмечал более  высокими показателями тех детей, которые  являлись более успешными  в своей учебной  деятельности.

    Так, например, 67% учащихся 2 класса с высокой  успеваемостью демонстрируют средневысокий уровень самооценки и 33% средний уровень самооценки, в то время как, учитель присваивает всем учащимся этой группы оценки, соответствующие средневысоким показателям самооценки.

    Таким образом, можно сделать  вывод, что более  успешные ученики 1 и 2 классов имеют высокий, средневысокий и средний уровень самооценки, считают себя более общительными, откровенными и любопытными, менее успешные ученики демонстрируют только средний уровень самооценки, но в тоже время не считают себя ленивыми и глупыми. Снижение самооценки во втором классе в целом  зависит от успешности в учебной деятельности.  
Вывод по 2 главе.

    Проведенное нами исследование позволяет  сделать следующие  выводы:

    После анализа успешности в обучении мы разделили  учеников 2 класса на три группы: с высокой успеваемостью, со средней и успеваемостью ниже среднего, а 1 класс на основании экспертных оценок учителя на 2 группы: с высокой успешностью и средней.

    По  результатам методики Лесенка мы можем  сказать, что и  в первом и во втором классе у более успешных учеников уровень самооценки выше, чем у детей со средней успеваемостью и ниже среднего. Также следует отметить, что сравнивая результаты 1 и 2 классов было заметно снижение самооценки во втором классе, можно предположить, что это связано с введением оценки в учебный процесс.

    Так же результаты анкетирования, полученные нами в ходе исследования, позволяют говорить о том, что ученики обоих классов с высокими показателями успешности в учебной деятельности отмечают такие качества как общительность, любопытность, и считают себя красивыми, но ученики со средней и успеваемостью ниже среднего считают себя не ленивыми, не плаксивыми, честными и догадливыми.

    Подобные  результаты можно  объяснить тем, что  учитель своей  оценкой и своим  отношением может формировать самооценку ребенка. Фигура учителя в этом является референтным лицом для ребенка. Оценка успеваемости, по существу является оценкой личности в целом.

    Проведя исследование мы доказали влияние отметки  на развитие самооценки младшего школьного возраста.

 

     Заключение.

    Подводя итоги нашей исследовательской  работы, мы бы хотели отметить, что действительно  педагогическая отметка оказывает влияние на развитие самооценки младших школьников.

    Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов: когнитивный, оценочный, поведенческий.

    Составной и неотъемлемой частью «Я - концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

    Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного  возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей и их отношение  к учебной деятельности.

    Проводя исследование, мы смогли увидеть, что уровень самооценки ребенка зависит от успешности его учебной деятельности, и оценки учителя. Положительные отметки позволяют судить о высоком уровне самооценки и высокой успеваемости. Также было замечено, что в классе, где еще нет системы оценивания уровень самооценки у большинства детей средний с тенденцией к высокому, что позволяет сделать вывод, что в 1 классе еще не существует установки на объективное оценивание своих возможностей. Анкета, проведенная нами, позволяет судить о том, что более успешные ученики являются общительными и откровенными, они легко адаптировались к условиям школы, нежели ученики со средней успеваемостью, которым пока сложно приспособиться к новым условиям.

    Еще необходимо отметить, что самооценка младших школьников полностью воспринимается как оценка его личности в целом.

    А в итоге наша гипотеза о роли отметки, как  одного из факторов, влияющей на развитие самооценки младшего школьного возраста подтвердилась.

    Полученные нами данные были предоставлены школьному психологу, мы считаем, что они могут быть использованы в качестве дополнительного материала для рекомендаций родителям.

 

Список используемой литературы:

  1. Альбуханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. Психология личности. Активность и развитие личности / К.А. Альбуханова-Славская. - М., 1989.
  2. Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / В.Г. Ананьев - Изв. АПН РСФСР. - М., 1948. - Вып. 18.     
  3. Архиреева Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста. Вопросы психологии / Т.В.Архиреева - 2005. - № 3.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс - М., 1986, С. 95–156.
  5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б.С. Волков - М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.
  6. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. С. 66.
  7. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознании / И.С. Кон - М., Политиздат, 1984, С. 71–82.
  8. Кон И.С. Категория Я в психологии. Психологический журнал / И.С. Кон - 1981.Т. 3., С. 22–25.
  9. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд / И.Ю. Кулагина – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 120.
  10. Лейтес Н.С.Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес – Москва – Воронеж, 1997. С. 86-90.
  11. Липкина А.И. Педагогическая оценка и её влияние на формирование личности неуспевающего школьника / А.И. Липкина - В сб.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
  12. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина - М., 1976.
  13. Люблинская А.А. Учителю психологии младшего школьника. Пособие для учителя / А.А. Люблинская - М., Просвещение, 1977.
  14. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1998.
  15. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.Н. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
  16. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников / Е.В. Сергеева // - Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №6.
  17. Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка / А.А. Смирнов.  Избранные психологические труды: В 2 т.– М.: Педагогика, 1987. – Т. 1. С. 176-178.
  18. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин - М., 1984, С. 26–30.
  19. Фомина Л.Ю, Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю. Фомина // Начальная школа плюс До и После. – 2003. - № 10.
  20. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // П.М. Якобсон.  Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998. С. 92-115.
 

 

Приложение 1.

Таблица успеваемости в учебной  деятельности 2 класса.

Ф.И.О. I II III S
1 Бондарчук Илья 4,8 5 4,8 4,8
2 Грехов Саша 4,1 4,5 4,2 4,2
3 Дроздова Настя 3,8 4 4 3,9
4 Ельчин Влад 3,8 4 3,8 3,8
5 Киселёва Кристина 4,7 4,5 4,5 4,5
6 Коршунова Анфиса 4,8 4,7 4,8 4,7
7 Кузин Илья 4,2 4,2 4,2 4,2
8 Кукин Влад 3,7 3,5 3 3,4
9 Кулеш Настя 4,7 4,7 4,8 4,7
10 Латыпов Даниил 4,7 4,7 4,8 4,7
11 Литвина Даша 4,4 4,4 4,5 4,4
12 Мальцева Юля 4,2 4,2 4,4 4,2
13 Наделяева Настя 5 5 5 5
14 Наумов Степан 4,5 4,5 4,2 4,4
15 Немчинов Дима 4,2 4,2 4,4 4,2
16 Перебоева Лиза 4,5 4,5 4,4 4,4
17 Пелых Кирилл 3,7 3,8 4 3,8
18 Раднаева Регина 4,7 4,5 4,4 4,5
19 Собенникова Элина 4,8 4,8 5 4,8
20 Суворов Артем 4,2 4,7 4,7 4,5
21 Филиппова Вика 4 3,7 4 3,9
22 Хабинова Вика 4,4 4,5 4,5 4,4
23 Константинова Даша 4,5 4,4 4,4 4,4

Информация о работе Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника