Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается совершенно новая, для ребенка учебная деятельность. В этот период формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося…………………………………………........5 1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития самооценки в психологической литературе…………………………………………………5 1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста………..11
1.3 Роль педагогической отметки в структуре учебной деятельности младшего школьника………………………………………………………….19
3. Вывод…………………………………………………………………………...25
4. Глава 2. Исследование роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте……………………………………………………….........26 2.1 База и методы исследования……………………………………………...26
2. Анализ результатов исследования………………………………………...28
5. Вывод…………………………………………………………………………...31
6. Заключение…………………………………………………………………….32
7. Список используемой литературы……………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    Самооценка  — одна из составляющих Я-концепции  человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим  качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты Образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности [14, с. 67].

    Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий.

    Люди  с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; вызывают эмпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми.

    Люди  с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям. Для них большую роль играет престиж (к ним применимы слова: «Если бы я занимал более высокое положение в обществе, то имел бы и лучшее мнение о себе»). У них более выражена потребность в одобрении. Они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах, в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения. Свое профессиональное будущее находят угрожающим и мрачным, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также неудовлетворенность всеми аспектами своей жизни. Необходимо отметить, что в некоторых случаях низкий уровень самоуважения предпочтительнее, чем высокий. Например, при определенных обстоятельствах люди с низкой самооценкой стремятся собрать больше информации о предстоящей задаче, поэтому их последующие действия оказываются успешнее.

    В последнее время многие психологи  высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходим средний уровень самооценки, который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.

    Помимо  уровня (высоты) самооценки выделяют и  другие ее параметры: устойчивость (стабильность во времени), адекватность (правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки: устойчивая и неустойчивая; адекватная и неадекватная; неадекватная оценка может быть завышенной и заниженной [15, с. 93-94].

    Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда  достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными  парциальными самооценки разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте.

    По  характеру временной отнесенности выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

    Самооценка  формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной  деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

    Младший школьный возраст, сензитивен для становления  такого компонента самосознания, как  самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые, учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении со взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности [19, с. 99].

    Самооценка  не остается стабильной, в зависимости  от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться.

    Основными факторами, от которых зависит становление  самооценки младших школьников, являются школьная оценка, особенности общения  учителя с учащимися, стиль домашнего  воспитания.

    В результате совместной деятельности и  общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих, так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное. Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова — самооценки), как считают психологи, является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка.

    Можно констатировать, что развитие самооценки, как одного из главных компонентов Я-концепции было изучено многими отечественными и зарубежными психологами, и до сих пор остается актуальной проблемой, ведь от уровня самооценки зависит дальнейшее становление личности любого человека.   

    
    1.   Психологические особенности младшего школьного возраста.

    Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много  детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу  вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

    Учение  для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его  жизни.[9, с. 120]

    Однако  нужно учитывать, что возросшая  физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25—30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.[6, с.66]

    В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а  самая настоящая, реальная, всегда нас  окружающая жизнь – вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Куклы, солдатики теряют первоначальную прелесть. Наивная вера в их потребности, нужды исчезает.

    Интерес привлекает уже и то, что не обязательно должно быть дано в личном, настоящем или прошедшем опыте. Другие страны, другие народы и их деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора. Именно в этом возрасте обнаруживается страсть к путешествиям, которая выливается иногда в такие формы, как склонность к бродяжничеству, побег из дому и т.д.[17, с. 176-178]

    Непосредственность  детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами.

    Им  нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным. Во время прогулок и экскурсий у них ярко выражены стремление и способность схватывать необычное, новое и запечатлевать. Иногда они начинают высказывать друг другу вслух фантастические суждения. Но они и сами не придают значения своим замечаниям. Они не могут не всматриваться, не вслушиваться, а их восклицания и предположения, по-видимому, помогают им в этом.

    Ученики начальных классов нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что читали, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору. При этом у них обычно получается длинное повествование со многими упоминаниями, малопонятными для постороннего. Самим им такой рассказ явно доставляет удовольствие, для них несомненна значительность всего, что происходило с ними.[10, с. 86-90]

    Впечатления от стихов и рассказов, исполненных  в выразительной художественной форме, от театрального спектакля, от песни, от музыкальной пьесы и кинофильма могут быть глубокими и стойкими у детей 8-10-летнего возраста. Чувства жалости, сочувствия, негодования, волнение за благополучие любимого героя могут достигать большой интенсивности. Однако в восприятии отдельных эмоций людей маленькие школьники допускают серьезные ошибки и искажения. Кроме того, маленький школьник может не понять некоторых переживаний людей, и поэтому они ему неинтересны и недоступны для сопереживания.[20, 92-115]

    Появление широких реалистических интересов  заставляет ребенка обращать внимание и на переживания окружающих людей, понимать их «объективно», не расценивая их с точки зрения только того значения, которое они имеют для него в данный момент. Он начинает понимать чужое страдание именно как страдание, как неприятное переживание данного человека, например своего товарища или матери, а не только как источник каких-либо неудобств для себя. Если предыдущую эпоху обычно характеризуют как эгоистическую, то новый этап жизни можно рассматривать как начало альтруистических проявлений.[17, с. 178-179]

    Младший школьник может проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д.

    Подобная  «зыбкость» нравственного облика маленького школьника, выражающаяся в непостоянстве его нравственных переживаний, непостоянном отношении к одним и тем же событиям, связана с тем, что нравственные положения, которые определяют проступки ребенка, не имеют еще достаточно обобщенного характера и еще в недостаточное мере стали устойчивым достоянием его сознания.

    Вместе  с тем его непосредственное переживание  подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому, совершая недозволенные  поступки, он испытывает обычно переживания  стыда, раскаяния, иногда страха.[20, с. 117-118]

    Учителю важно помнить о том, что когда  младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова  воспитателя лишь тогда, когда они  эмоционально его задевают, когда  он непосредственно чувствует необходимость  поступить так, а не иначе.

    Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание  дать поступку нравственную оценку. Заимствуя  критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно  требовать от других детей соответствующего поведения.

    Такая новая для ребенка роль – проводника требований взрослых – иногда положительно влияет на выполнение требований самими детьми. Однако в значительной части  случаев требование первоклассника к другим и его собственное поведение различаются достаточно сильно. Его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами. Причем противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребенка чувства недовольства собой.

    Сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует  этому образцу, а в случае противоречия с реальностью легко утешает  себя тем, что он «сделал так случайно», «не хотел», «больше не будет».

Информация о работе Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника