Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается совершенно новая, для ребенка учебная деятельность. В этот период формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося…………………………………………........5 1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития самооценки в психологической литературе…………………………………………………5 1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста………..11
1.3 Роль педагогической отметки в структуре учебной деятельности младшего школьника………………………………………………………….19
3. Вывод…………………………………………………………………………...25
4. Глава 2. Исследование роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте……………………………………………………….........26 2.1 База и методы исследования……………………………………………...26
2. Анализ результатов исследования………………………………………...28
5. Вывод…………………………………………………………………………...31
6. Заключение…………………………………………………………………….32
7. Список используемой литературы……………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    Суть  же учения – преобразование личности учащихся, путем присвоения им знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности.

    В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями.

    По  Б.Г. Ананьеву оценка может быть:

    1) ориентирующей, воздействующей на  умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;

    2) стимулирующей, воздействующей на  аффективно-волевую сферу посредством  переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений,  поступков и отношений;

    3) воспитывающей - под непосредственным  влиянием отметки происходит  «ускорение или замедление темпов  умственной работы, качественные  сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции,  преобразование интеллектуальных  механизмов».

    Благодаря этому оценка воздействует на интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, то есть на личность школьника в целом.

    Педагогическая  оценка воздействует на изменение отношений  и мнений, существующих в школе  между классом и школьником.

    Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности.

    Б.Г. Ананьев считает, что разный уровень  требований педагога к учащимся с  разной успеваемостью формирует  у них разный уровень притязаний. Так, сильные ученики в текущей работе высоко оцениваются педагогами и поэтому образуют высокий уровень притязаний, очень часто влекущий за собой переоценку собственных знаний и задержку в дальнейшем качественном продвижении.[2]

    Оценка  успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

    По  А.И. Липкиной, возрастная динамика самооценки учащихся детерминирована не столько  их объективными возможностями, сколько  влиянием оценочных воздействий  учителя и учеников класса. При этом указывается, что ситуация успеха или неуспеха в учебной деятельности, подкрепляемая низкими или высокими отметками учителя, неуклонно ведет к изменению уровня притязаний учащихся.[12]

    Также, А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.

    Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1—2-х классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое.

    Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-го к 4-му классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

    Как переживают такую тяжелую учебную ситуацию младшие школьники? У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер.[11]

    Но  даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Интересно, что дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения.

    Данные  А.И. Липкиной относятся к 70-м годам. В последнее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране и снижением ценности образования неуспевающие младшие школьники, достаточно низко оценивающие свои способности, имеют более определенную прогностическую самооценку. Усилилась ориентация на приобретение профессии, не требующей среднеспециального или высшего образования, но дающей высокие заработки. Причем такого рода ориентация может сочетаться с позитивной личностной направленностью.

    Если  ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. Школа и семья — внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной.

    Подводя итог вышесказанного, можно сказать, что изучением отметки занимались многие педагоги и психологи. Но о  влиянии отметки на самооценку ребенка  говорит именно А.И. Липкина, которая занималась изучением динамики самооценки в начальных классах. Она отмечала, что на самооценку ребенка влияют оценочные воздействия учителя и учеников класса, при этом успех или неуспех в учебной деятельности подкрепляется низкими или высокими отметками учителя. Так же было замечено, что популярными в классе являются те дети, которые имеют высокую успеваемость и высоко оцениваются учителем.  

 

     Выводы по главе 1.

    Резюмируя первую главу нашего исследования, необходимо отметить, что изучение самооценки младших школьников достаточно актуально в наше время. Исследование данной проблемы заинтересовало психологов еще в начале XIX века.

    Изучение  Я-концепции дало главный толчок для того, чтобы психологи заинтересовались проблемой развития самооценки в целом. Это проблемой занимались В.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, В.В. Столин и другие.  Самооценка — одна из составляющих Я-концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты Образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    Развитие  самооценки у детей  младшего школьного  возраста зависит от многих факторов, от оценки родителей в первую очередь и от оценки учителя его возможностей в школе. В этом возрасте главной для ребенка является учебная деятельность, он еще не способен объективно оценивать себя, свои действия и умственные способности, поэтому чаще всего считает, что справляется со всем очень хорошо или просто хорошо. 

    Самым главным для ученика  в школе является оценка учителя его умственной деятельности, так как для ребенка она становится оценкой личности в целом и приобретением определенного социального статуса. Так у более успешных учеников чаще прослеживается высокая, а иногда завышенная самооценка, нежели у менее успевающих, которые постоянно терпят неудачи и негодование со стороны учителя, что способствует развитию неуверенности в себе и недооценки своих возможностей.

 

     Глава 2. Исследование роли отметки в  развитии самооценки в младшем школьном возрасте

    1. База и методы исследования

    Для изучения выбранной темы мы исходили из предположения, что отметка, как  один из факторов, влияет на развитие самооценки в младшем школьном возрасте. Данное предположение, наиболее верно, можно проверить следующим образом.

    Наше  исследование проводилась  на детях первого  и второго классов  школы №14, при  этом число участников исследование составило 44 ребенка: в первом классе 21 ребенок из них 7 девочек и 14 мальчиков и во втором классе 23 учащихся из них 13 девочек и 10 мальчиков.

    Мы  считаем, что данное исследование необходимо проводить на учащихся 1 и 2 классов  для сравнения полученных результатов, так как в первом классе еще не существует балловой системы оценивания, а во втором классе появляется оценка возможностей ребенка.

    Для подтверждения гипотезы нами были выбраны такие методы и методики как беседа с учителем, модифицированная методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна, анкета, включающая перечень из 12 качеств, а также были учтены оценки учащихся 2 класса. Вопросы для беседы, а также анкеты были разработаны нами, исходя из факторов, влияющих на самооценку младшего школьника.

    Критерий  успешности в учебной деятельности в первом классе мы рассматривали на основании экспертных оценок учителя, а во втором учитывали оценки их возможностей.

    Экспертную  оценку проводил учитель 1 класса, ему  предлагалось разделить класс на детей с высокой успешностью, средней успешностью и низкой успешностью.

    Беседа  с учителем была направлена на выявление эмоционального отношения ребенка  к оценке педагога его возможностей и успешности в  учебной деятельности.

    Следующей была предложена модифицированная методика «Лесенка»  Дембо-Рубинштейна, направленная на определение уровня самооценки ребенка. Данная методика предлагалась нами и учащемуся и учителю для определения степени соответствия оценок педагога и самооценки ребенка по предложенным качествам. Она представляет собой лесенки, которые состоят из 9 ступенек, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер.

    Для примера, если на лестнице расположить людей, то на самой верхней ступени будут самые здоровые, а на нижней самые больные.

    Детям предлагается расположить  себя на одной из ступенек каждой лестницы. Учителям дается та же задача, оценить каждого ребенка по предложенным качествам, то есть поставить оценку в соответствие с той ступенькой, на которой, по его мнению, находится ребенок.

    «Лесенка» дает возможность судить об уровне притязаний, его адекватности.

    Здоровые  испытуемые независимо от самооценки и объективной жизненной ситуации  не  склонны к крайностям, и  указывают свое место, как правило, на 4-5 ступенях, то есть чуть выше среднего или к зоне середины.

    Они видят себя или хотят показать со средним здоровьем, умом, характером.

    Получаемые  с помощью методики данные приобретают  особый интерес при сопоставлении  с результатами обследования мышления и эмоционально-волевой сферы. Приведенная  методика дает возможность выявить  детей с неустойчивой самооценкой, склонностью к крайностям и извращению самооценок, что свойственно больным шизофренией. Однако окончательные выводы по этой методике делать нельзя.

    Следующей детям предлагалась анкета, включающая перечень из 12 качеств, позволяющая определить особенности самооценки ребенка по этим качествам. Анкета состояла из 6 положительных и 6 отрицательных качеств. Перед ребятами стояла задача отметить знаком «+», то качество, которое ему присуще и знаком «-», которого у него нет. Эта анкета была составлена нами для дополнительного изучения уровня самооценки.  

    1. Анализ  результатов исследования.

    Проведя беседу с учителями 1 и 2 классов, мы выявили следующее, все ученики  одинаково выражают свое негодование  и обиду при получении низких, неудовлетворительных оценок и отметок, а при хороших и отличных отметках заметно благоприятное отношение и теплая улыбка на лице.

Информация о работе Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника