Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается совершенно новая, для ребенка учебная деятельность. В этот период формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося…………………………………………........5 1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития самооценки в психологической литературе…………………………………………………5 1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста………..11
1.3 Роль педагогической отметки в структуре учебной деятельности младшего школьника………………………………………………………….19
3. Вывод…………………………………………………………………………...25
4. Глава 2. Исследование роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте……………………………………………………….........26 2.1 База и методы исследования……………………………………………...26
2. Анализ результатов исследования………………………………………...28
5. Вывод…………………………………………………………………………...31
6. Заключение…………………………………………………………………….32
7. Список используемой литературы……………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение ………………………………………………………………………..3                                                                                                        
  2. Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося…………………………………………........5                             1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития самооценки      в психологической литературе…………………………………………………5              1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста………..11

    1.3 Роль педагогической отметки в структуре учебной деятельности младшего школьника………………………………………………………….19

  1. Вывод…………………………………………………………………………...25
  2. Глава 2. Исследование роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте……………………………………………………….........26                                                                                                   2.1 База и методы исследования……………………………………………...26
    1. Анализ результатов исследования………………………………………...28
  3. Вывод…………………………………………………………………………...31
  4. Заключение…………………………………………………………………….32                                                                                              
  5. Список используемой литературы……………………………………………33                                                                                   

 

      Введение

    Согласны  ли вы с тем утверждением, что образование  играет особо важную роль в жизни любого человека? При этом главными задачами обучения является не только усвоение знаний, умений и навыков, но и  развитие личности. Формирование социальной активности, нравственности личности.

    В возрастной и педагогической психологии младший  школьный возраст  занимает особое место: в этом возрасте осваивается  совершенно новая, для  ребенка учебная  деятельность. В этот период формируется  произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

    Учебная деятельность является личностно и социально  значимой для ребенка, Поэтому выступает  одним из важнейших  факторов, оказывающих  влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.

    Так А.И. Липкина отмечает, что у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется  установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки.

    В связи с этим особую важность приобретает знание учителем психологических особенностей младших школьников и учет индивидуальных особенностей самооценки в построении учебного процесса.

    Предметом оценочной деятельности является система  знаний и умений учащегося. Итогом оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника выступает оценка, которая может выражаться знаком, оценочным суждением, отметкой.

    Так, еще А.Н. Леонтьев в своих работах  отмечал особую роль оценки в развитии личности младшего школьника.

Целью данного исследования является изучение роли отметки в развитии самооценки младшего школьника.

Объект: самооценка личности.

Предмет: роль отметки в развитии самооценки младшего школьника.

Гипотеза: отметка, выступает одним из факторов, влияющих на развитие самооценки в младшем школьном возрасте.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы проблемы развития самооценки и выявить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников.
  2. Исследовать роль отметки в развитии самооценки младших школьников.
  3. Провести исследование, направленное на изучение уровня самооценки младших школьников.
  4. Проанализировать полученные результаты.

Для реализации цели и  задач исследования нами были использованы следующие методы и методики:

  1. Беседа с учителем, направленная на выявление эмоционального отношения ребенка к оценке педагога его возможностей и успешности в учебной деятельности.
  2. Метод измерения уровня самооценки (Модифицированная методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна), направленная на определение уровня самооценки ребенка.
  3. Анкета, включающая перечень из 12 качеств, позволяющих определить особенности самооценки ребенка по этим качествам.
 

    Базой нашего исследования являлись ученики 1 и 2 классов школы № 14.

    В качестве научно-методологической основы нами были использованы труды и теории таких зарубежных и отечественных психологов как, Р. Бернс, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, П.м. Якобсон, В.Г. Ананьев, А.И. Липкина, В.В. Столин.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы. В  первой главе будет рассмотрено теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося. Вторая глава будет посвящена исследованию роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте.

    Апробация? 
    Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося.

    1. Теоретические подходы к изучению проблемы развития самооценки в психологической литературе.

    На  данном этапе развития психологии проблематика Я – концепции привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей.

    Я – концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я – концепции –  образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, – самооценка или принятие себя. Я – концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.

    Как отмечает Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я – концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я – концепции три главных элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

    1. Когнитивная составляющая установки  – образ Я – представление индивида о самом себе.

    2. Эмоционально – оценочная составляющая  – самооценка – аффективная  оценка этого представления, которая  может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа  Я могут вызывать более или  менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    3. Потенциальная поведенческая реакция,  то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны  образом Я и самооценкой. .

    Я – концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.

    И.С. Кон раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:

    1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное  «Я» – активное, действующее,  субъектное, экзистенциальное «Я»  или «Эго»;

    2) «Я» как объект восприятия  и внутреннего чувства – объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я – концепция» .

    Отношение личности к себе, возникает как результат деятельности самосознания, являясь в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность, согласовывая и упорядочивая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя.

    Одним из подходов к изучению «Я» предлагается психоаналитической школой. В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями. В его теории описаны восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для различных возрастных этапов развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В отличие от символического интерракционизма он пишет о механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе.

    Среди исследователей «Я-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид. У Бернса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

    В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривалась в основном в  русле изучения самосознания. Этой проблематикой занимались В.В. Столин, Т. Шибутани, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев.

    Многие  авторы все множество теорий в  исследовании «Я» делят на структуралистические и функциональные. К первой группе относятся все теории, рассматривающие  «Я» как структуру, выполняющую  определенные функции. Ко второй – исследующие «Я» как часть психического опыта, и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно второму – едино и целостно [18].

    Таким образом, Я-концепция – целостное  представление человека о себе как  о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:

    – когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д.;

    – эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.;

    – оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.

    Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

    1. Образ Я - представление индивида о самом себе.

    2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты Образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Образом Я и самооценкой.

Информация о работе Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника