Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается совершенно новая, для ребенка учебная деятельность. В этот период формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося…………………………………………........5 1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития самооценки в психологической литературе…………………………………………………5 1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста………..11
1.3 Роль педагогической отметки в структуре учебной деятельности младшего школьника………………………………………………………….19
3. Вывод…………………………………………………………………………...25
4. Глава 2. Исследование роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте……………………………………………………….........26 2.1 База и методы исследования……………………………………………...26
2. Анализ результатов исследования………………………………………...28
5. Вывод…………………………………………………………………………...31
6. Заключение…………………………………………………………………….32
7. Список используемой литературы……………………………………………33
Содержание:
1.3 Роль
педагогической отметки в структуре учебной
деятельности младшего школьника………………………………………………………
Введение
Согласны ли вы с тем утверждением, что образование играет особо важную роль в жизни любого человека? При этом главными задачами обучения является не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие личности. Формирование социальной активности, нравственности личности.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается совершенно новая, для ребенка учебная деятельность. В этот период формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Учебная деятельность является личностно и социально значимой для ребенка, Поэтому выступает одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Так А.И. Липкина отмечает, что у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки.
В связи с этим особую важность приобретает знание учителем психологических особенностей младших школьников и учет индивидуальных особенностей самооценки в построении учебного процесса.
Предметом оценочной деятельности является система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника выступает оценка, которая может выражаться знаком, оценочным суждением, отметкой.
Так, еще А.Н. Леонтьев в своих работах отмечал особую роль оценки в развитии личности младшего школьника.
Целью данного исследования является изучение роли отметки в развитии самооценки младшего школьника.
Объект: самооценка личности.
Предмет: роль отметки в развитии самооценки младшего школьника.
Гипотеза: отметка, выступает одним из факторов, влияющих на развитие самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи:
Для реализации цели и задач исследования нами были использованы следующие методы и методики:
Базой нашего исследования являлись ученики 1 и 2 классов школы № 14.
В качестве научно-методологической основы нами были использованы труды и теории таких зарубежных и отечественных психологов как, Р. Бернс, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, П.м. Якобсон, В.Г. Ананьев, А.И. Липкина, В.В. Столин.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы. В первой главе будет рассмотрено теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося. Вторая глава будет посвящена исследованию роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте.
Апробация?
Глава 1. Теоретическое
обоснование изучения
проблемы роли отметки
в развитии самооценки
учащегося.
На данном этапе развития психологии проблематика Я – концепции привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей.
Я
– концепция – это совокупность
всех представлений индивида о себе,
сопряженная с их оценкой. Описательная
составляющая Я – концепции –
образ Я или картина Я; составляющая,
связанная с отношением к себе
или к отдельным своим
Как отмечает Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я – концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я – концепции три главных элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
1.
Когнитивная составляющая
2.
Эмоционально – оценочная
3.
Потенциальная поведенческая
Я – концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.
И.С. Кон раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:
1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» – активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;
2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства – объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я – концепция» .
Отношение личности к себе, возникает как результат деятельности самосознания, являясь в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность, согласовывая и упорядочивая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя.
Одним из подходов к изучению «Я» предлагается психоаналитической школой. В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями. В его теории описаны восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для различных возрастных этапов развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В отличие от символического интерракционизма он пишет о механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе.
Среди исследователей «Я-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид. У Бернса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривалась в основном в русле изучения самосознания. Этой проблематикой занимались В.В. Столин, Т. Шибутани, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев.
Многие авторы все множество теорий в исследовании «Я» делят на структуралистические и функциональные. К первой группе относятся все теории, рассматривающие «Я» как структуру, выполняющую определенные функции. Ко второй – исследующие «Я» как часть психического опыта, и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно второму – едино и целостно [18].
Таким образом, Я-концепция – целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:
– когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д.;
– эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.;
– оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.
Применительно
к Я-концепции эти три элемента
установки можно
1. Образ Я - представление индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты Образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Образом Я и самооценкой.
Информация о работе Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника