Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается совершенно новая, для ребенка учебная деятельность. В этот период формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы роли отметки в развитии самооценки учащегося…………………………………………........5 1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития самооценки в психологической литературе…………………………………………………5 1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста………..11
1.3 Роль педагогической отметки в структуре учебной деятельности младшего школьника………………………………………………………….19
3. Вывод…………………………………………………………………………...25
4. Глава 2. Исследование роли отметки в развитии самооценки в младшем школьном возрасте……………………………………………………….........26 2.1 База и методы исследования……………………………………………...26
2. Анализ результатов исследования………………………………………...28
5. Вывод…………………………………………………………………………...31
6. Заключение…………………………………………………………………….32
7. Список используемой литературы……………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    Младший школьный возраст – очень благоприятное  время для усвоения многих моральных  норм. Дети очень хотят выполнять  эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных  нравственных качеств.

    Этот  период ещё можно назвать - периодом значительных позитивных изменений. Поэтому очень важны достижения самого ребенка:

        а) в познании;

        б) в приобретении умений и навыков учебной деятельности;

        в) во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;

        г) в обретении уверенности в себе, своих возможностях;

        д) в развитии потребности в успехе.

    Сделать это в дальнейшем, за пределами  этого чувствительного к изменениям возрастного периода, будет трудно.

    Начало  младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В настоящее время границы данного периода установлены с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения [5, с. 3].

    При изучении конкретных вопросов обучения младшего школьника следует иметь в виду:

    а) развитие и формирование личности младшего школьника - процесс социальный: ребенок  занимает социальную позицию школьника;

    б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;

    в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер;

    г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками [3, с. 19].

    Младший школьный возраст сензитивен для  становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении со взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности [16, с. 99].

    Самооценка  не остается стабильной, в зависимости  от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться.

    Основными факторами, от которых зависит становление  самооценки младших школьников, являются школьная оценка, особенности общения  учителя с учащимися, стиль домашнего  воспитания.

    Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Поэтому следует помнить, что необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты - плохой человек.

    Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания [16, с. 100].

    У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

    Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом  и самостоятельно ищут ошибки в своих  работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

    Дети  с высокой адекватной самооценкой  отличаются активностью, стремлением  к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены  в том, что собственными усилиями можно добиться успеха, по натуре это оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

    Неадекватная  заниженная самооценка у младших  школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу и найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются ее проверять, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи как в жизни, так и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Неуверенность в себе у таких детей ярко проявляется в их планах на будущее.

    Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

    Дети  с завышенной самооценкой переоценивают  свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они необязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность - эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

    Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен  сохранять ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себя наличие слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех [13, с. 34].

    Резюмируя вышесказанное, мы можем говорить о  том, что младший школьный возраст является одним из периодов особых переживаний для ребенка. Появление новой ведущей деятельности, новых условий и других изменений определяет дальнейшее развитие ребенка. Учебная деятельность является основой для становления самооценки в целом, так как уровень самооценки младших школьников зависит от успехов именно в учебной деятельности. 

1.3. Роль педагогической отметки в структуре учебной деятельности младшего школьника.

    Развитие  личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением  мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

    Несмотря  на то, что система оценок знаний применяется длительное время, основные положения до сих пор не разработаны.

    Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме оценивания успешности учебной  деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается  с социальных позиций (К.А. Альбуханова-Славская, А.А. Бодалев, В.В. Власенко, Г.И. Мальковская, Н.А. Русина, Н.В. Селезнев). Так, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина понимают школьную оценку знаний как тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике. К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других».[1]

    По  мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая  оценка выражает… интересы общества, выполняет функции значимого  надзора за учащимися», так как «контролирует именно общество, а не учитель». Автор указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности».

    Н.А. Батурин считает, что оценка - это  психический процесс отражения  объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания.

    Не  обращаясь к другим примерам, заметим, что при многообразии трактовок  сущности и роли оценки, в психолого-педагогической литературе имеет место понимание предмета оценки, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащегося и, во-вторых, как результатов его учебной деятельности.

    Итак, оценка – это определение и  выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

    Оценке  подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а так же труд в мастерских, на производстве и пришкольном участке. В ней учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота и последовательность, точность формулировок, прочность и сознательность усвоения знаний, их связь с практикой, профессиональная подготовка и качество изделий.

    Оцениваются также отношение учащегося к  учению, выполнение Устава общеобразовательного учреждения и Правил для учащихся, и других норм поведения.

    Содержательная  оценка - это процесс соотнесения  хода или результата деятельности с намеченным эталоном для:

    а) установления уровня и качества продвижения  ученика в учении

    б) определения и принятия задач  для дальнейшего продвижения 

    Такая оценка одновременно становится стимулирующей  для школьника, так как усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности, наполняет его верой в свои силы и надеждой на успех.

    Содержательная  оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другой ученик, и внутренней, когда ее дает себе сам ученик.

    Оценка  учителя не сразу приобретает для школьника содержательный смысл.

    Для этого необходимы такие условия:

    1) эталон, которым оперирует учитель  в своей оценочной деятельности  в отношении школьника, должен  быть понятен самому школьнику;  важно, чтобы представления учителя и школьника об оцениваемом объекте совпадали;

    2) доверие школьника к учителю  и его оценкам.

    Разные  способы организации внешней  оценки (коллективная оценка, взаимооценка одноклассников), основанные на доверии  к ученику, уважении его личности, вере в его силы, формируют в нем серьёзное, заинтересованное отношение к критике, укрепляют чувство собственной значимости в коллективе, осознание заботы о нем товарищей, учителей.

    При формировании внутренней содержательной самооценки учеником своей учебной  деятельности особое значение приобретает раскрытие школьнику смысла, цели учения, образования. Дело в том, что школьник, как правило, ориентируется на внешние, а не на внутренние стороны жизни.

Информация о работе Исследование роли отметки в развитии самооценки младшего школьника