Исследование психологических особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего типа деятельности в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы :исследование психологических особенностей сюжетно- ролевой игры.
Задачи курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.

Содержание

1)Научный аппарат исследования. 3стр. 2)Введение . 4стр. 3) Глава № 1 Общая характеристика игры. 6стр. -1.1 Влияние игры на развитие ребенка. 6стр. -1.2 Социальная ситуация развития . 6стр. 4) Глава №2 Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника. 8стр. -2.1 Особенности игры в воображаемой ситуации. . 8стр. - 2.2 Условия для возникновения игры. 9стр. -2.3 Функциональное значение замещающих предметов. 10стр. -2.4 Значение взрослого в формировании игрового опыта у ребенка. 12стр. -2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире взрослых. 13стр. -2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений. 14стр. -2.7 Игры с правилами . 17стр. -2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры. 19стр. 5)Глава №3.Методы эффективного использования возможностей игры в развитии ребенка. 22стр. -3.1 Значение игры для психического развития ребенка. 22стр. -3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников. 23стр. - 3.3 Развитие памяти под влиянием игры. 24стр. -3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением. 25стр. -3.5 Развитие речи и мышления под влиянием игры . 26стр. -3.6. Влияние игры на психику ребенка в целом. 28стр. 6)Заключение. 33стр. 7)Список литературы.

Работа содержит 1 файл

док 2.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Взяв  на себя ту или иную  роль в игре , ребенок тем самым  входит в известную систему  жесткой необходимости , определяемой  правилами выполнения этой деятельности  взрослыми людьми .Поэтому свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли .

    Представление об игре как о деятельности не имеющей цели и не приводящей к результату является неправильным . В ролевой игре ребенка-дошкольника есть и цель , и результат .Цель игровой деятельности заключается в осуществлении взятой на себя роли . Роль определяет способы и характер действий ребенка в игре . Результатом игры является то , как осуществляется  взятая ребенком на себя роль  .  

     Анализ  конфликтов , возникающих в игре , показывает , что эти конфликты и само удовольствие получаемое ребенком в игре зависят от того , насколько результат соответствует цели . Если  удается осуществить роль по ее внутренним правилам , то ребенок получает максимальное удовольствие , максимум эмоциональной насыщенности .Если же такого совпадет , то вместо удовольствия возникнет разочарование и снижение эмоциональности .  

      Соотношение  между целью и  результатом не только имеет  место в ролевой игре , это соотношение  может быть даже более жестким , чем в ряде других продуктивных деятельностях .С этой точки зрения противопоставление игры как свободной деятельности другим занятиям – рисованию, конструированию , лепке  и .т.п. является неправильным .                                   Игра  является своеобразной школой ограничений своих непосредственных побуждений , школой постоянства и школой подчинения взятым на себя обязанностям .                                                                                                                    

     Взятие  ребенком на себя роли, вычленения  действий, характерных для роли,  способ их выполнения в игре приобретают такой характер , что эти действия становятся предметом сознания ребенка . Ребенок впервые видит свои действия . В игре это происходит в силу того , что ребенок является одновременно и сами собой , и кем-то другим .Его действия одновременно и его действия , и действия другого человека , роль которого он взял на себя . Собственные действия ребенка объективируются в виде действий другого человека  и тем самым облегчается их сознание , их сознательных контроль . Ребенок с трудом контролирует свои собственные действия , но эти же действия , как бы вынесенные вовне и данные в форме действия другого человека , он контролирует значительно легче . Поэтому роль , выполняемая ребенком имеет исключительное значение в осознании его действий , ставя их перед его умственным взором и помогая ему их осознать . Такое осознание и есть первая ступень личного сознания . Оно возникает не только в игре , но именно игре принадлежит в этом особо важная роль.   

      Не потому  игра имеет большое  значение для развития личности  ребенка- дошкольника , что в  ней упражняются отдельные психические  процессы , а отдельные психические  процессы поднимаются на более  высокую ступень развития благодаря тому , что в игре развивается вся личность ребенка- дошкольника , его сознание .Ребенок в игре осознает себя , учится желать и подчинять деланию свои мимолетные аффективные стремления ; учится действовать , подчиняя свои действия определенному образцу , правилу поведения .                                                                                                                         

       Игра является школой такой деятельности , в которой  подчинение необходимости выступает не как навязанное из вне , а  как отвечающее собственной инициативе ребенка , как желанное . Игра по своей психологической структуре становится прототипом будущей серьезной деятельности . От необходимости , которую игра делает желанной , к необходимости , до конца осознанной – таков путь от игры к высшим формам человеческой деятельности .                                                                   

      Практика организации игр и специальных экспериментальных исследований  показывает , что взрослый может сделать роли привлекательными и непривлекательными для детей . Роль делается непривлекательной , если в ней нет  достаточно содержательных действий , если она не связана содержательными связями с другими ролями , наобо-рот, роль становится привлекательной для ребенка , если она насыщена действием и связана с ролями других участников игры . Насыщенная содержанием роль формирует желания ребенка . Это возможность формировать детские желания , управлять ими путем внесения в нее тех сюжетов , которые обладают наибольшим воспитательным значением , делает игру мощным средством воспитания .                                                  

          Можно  играть в одну и  туже по сюжету игру , но это  будут совершенно различные игры  по своему внутреннему содержанию . Внося в роль , разыгрываемую ребенком , те моменты деятельности , которые характеризуют отношение человека  к человеку , к вещам , взрослый тем самым добавляет моменты , особенно важные для воспитания , обращает внимание детей на те стороны деятельности , которые сами по себе недостаточно выражены.                                                                                       

       Исходя из того , что роль и  правило в ней заключенное  , является центральным моментом  игры , что через них происходит развитие в игре детской личности и ее сознания , можно наметить и некоторые отправные точки для педагогического руководства игрой .В руководстве игрой педагог должен насыщать роль действиями , характеризующими отношение человека к другим людям и вещам .                                                                   

          Таким  образом , в игре происходит  формирование важнейших сторон  личности ребенка- дошкольника  как члена общества .У него  возникают новые , более  высокие по своему общественному содержанию мотивы , и происходит подчинение этим мотивам непосредственных побуждений , формируются механизмы управления своим поведением , происходит овладение нормами морали взрослых людей.                                                   Ролевая игра  оказывает большое влияние на формирование личности ребенка . В ней возникают и оформляются механизмы личностного поведения ; она имеет важное значение в возникновении первичной формы личного сознания .  
 
 

 Заключение.

           Положение о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной психологии . Особое значение игра имеет для становления мотивационной  сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы , когда возникают личностные механизмы поведения , складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции . Наиболее интенсивно и эффективно все это происходит в сюжетно-ролевой игре .                                                                        Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века , когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей , а также в условиях воспитания детей .За последние десятилетия социо- культурные условия жизни ребенка значительно изменились . В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей , это приводит к отчуждению детей и взрослых  . Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками . С другой стороны появились новые профессии , суть которых закрыта для ребенка ( программист , менеджер , дизайнер , стилист ) . Характер поведения взрослого не может быть смоделирован ребенком в игре . Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых . В связи с этим утрачивается возможность представленности идеального образа взрослости и совместная жизнь не дает содержания для игровой деятельности ребенка .                         

        В  современных условиях , сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми .Дети разного возраста разобщены , дворовое и соседское общение становится редкостью Все это затрудняет естественную передачу игровой деятельности от одного поколения детей к другому .                                            

       С другой стороны в современное  детство активно внедряются новые  информационные технологии . Просмотр  телевизоров , видеофильмов , компьютерные  игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Постепенно игру подменяет просмотр телевизора. Можно полагать , что названные  выше общественные изменения нарушают психолого- педагогические условия игровой деятельности и следовательно ведут к снижению уровня сюжетно-ролевой игры . Это в свою очередь отражается на особенностях развития детей. Поскольку сюжетно- ролевая игра способствует прежде всего становлению потребностно -мотивационной сферы и произвольности , можно полагать , редукция этой деятельности ведет к отклонениям в развитии этих важнейших сторон личности ребенка.  Лишившись  игры дети не приобретут независимость , ответственность , самоконтроль , внутреннюю свободу . В результате их поведение становится ситуативным , непроизвольным , зависимым от окружающих взрослых . Стратегия дошкольного воспитания должна быть направлена на полноценное развитие сюжетно-ролевой игры , поскольку именно в ней зарождаются и первоначально развиваются главные личностные образования.

       Основная цель воспитания и обучения – облегчить переход из детского сада в школу . Для этого необходимо помочь ребенку развить определенные способности и качества:

-уметь выражать  свои потребности , самостоятельно  удовлетворять и ограничивать  их , управлять собой ;

- быть уверенным в себе , уметь действовать обдуманно и самостоятельно ;

- быть любознательным  и инициативным ;

-ориентироваться  на общепринятые ценности и  нормы , выполнять их ;

-  уметь выразить  себя с помощью речи , изобразительного  искусства , музыки и жестов ;

-быть способным  к общению , совместной игре  и работе с другими ;

-уметь предложить  помощь , принять или отказаться  от нее ;

-уметь вести  себя ответственно по отношению  к предметам , живым существам  и самому себе.

      В развитии этих качеств немаловажное значение имеет сюжетно-ролевая игра . Игра способствует психофизическому и социальному развитию ребенка , препятствовать ей –значит «подавлять саму жизнь»( М.Монтессори [17,c258]) , пренебречь ею значит пустить процесс развития на самотек. 
 
 

                                    Список литературы.

  1. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», Вопросы психологии  1966 год №6.
  2. Мануйленко З.В. «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста»,Известия АПН РСФСР 1948 год №14
  3. Эльконин Д.Б. «Психология игры»,М. Педагогика 1978 год
  4. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды»,М.Педагогика 1989 год
  5. Эльконин Д.Б. «Психологические  вопросы дошкольной игры», Вопросы психологии ребенка дошкольное воспитание М.1948 год
  6. Эльконин Д.Б. «Детская психология», М . Педагогика , 1984год
  7. Бондаренко А.К. , Матусик А.И «Воспитание детей в игре»
  8. Обухова Л.Ф «Возрастная психология» , Учебник М. 1996 год
  9. Зворыгина Е.В. « Первые сюжетные игры малышей»
  10. Богуславская З.М. ,СмирноваЕ.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».    М. Просвещение 1991 год
  11. Давыдов В.В « Проблема развивающего обучение» , М. Педагогика 1986 год  
  12. Леонтьев А.Н « К теории развития психики ребенка .Избранные психологические произведения»М. Педагогика 1993 год
  13. Глен Долман «Гармоничное развитие ребенка» , М 1996 год
  14. Гербова В.В. « Работа с сюжетными картинками» Дошкольное воспитание 1979 год
  15.   Аскарина Н.М. «Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста» М.Просвещение 1994 год
  16. Штерн В. «Дифференциальная психология» 1911 год
  17. Монтессори М « Дом ребенка», « Метод научной педагогики» М.АСТ.Астрель 2006 год
  18. Слободчиков В.И «Общая психология»1998 год
  19. Запорожец А.В. «Избранные психологические труды» М.1996 год
  20. Королева Н.В.
  21. Ушинский К.Д «Человек как предмет воспитания . Опыт педагогической антропологии»
  22. Макаренко А.С . «Книга для родителей»
  23. Истомина З.М. «Развитие произвольного запоминания у дошкольников»
  24. Ж.Пиаже «Речь и мышление ребенка»М.-Л.1932 год
  25. Трошин  Г.Я. « Антропологические основы воспитания , сравнительная психология нормальных и ненормальных детей»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Информация о работе Исследование психологических особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего типа деятельности в дошкольном возрасте