Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работы :исследование психологических особенностей сюжетно- ролевой игры.
Задачи курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.
1)Научный аппарат исследования. 3стр. 2)Введение . 4стр. 3) Глава № 1 Общая характеристика игры. 6стр. -1.1 Влияние игры на развитие ребенка. 6стр. -1.2 Социальная ситуация развития . 6стр. 4) Глава №2 Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника. 8стр. -2.1 Особенности игры в воображаемой ситуации. . 8стр. - 2.2 Условия для возникновения игры. 9стр. -2.3 Функциональное значение замещающих предметов. 10стр. -2.4 Значение взрослого в формировании игрового опыта у ребенка. 12стр. -2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире взрослых. 13стр. -2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений. 14стр. -2.7 Игры с правилами . 17стр. -2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры. 19стр. 5)Глава №3.Методы эффективного использования возможностей игры в развитии ребенка. 22стр. -3.1 Значение игры для психического развития ребенка. 22стр. -3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников. 23стр. - 3.3 Развитие памяти под влиянием игры. 24стр. -3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением. 25стр. -3.5 Развитие речи и мышления под влиянием игры . 26стр. -3.6. Влияние игры на психику ребенка в целом. 28стр. 6)Заключение. 33стр. 7)Список литературы.
Взяв на себя ту или иную
роль в игре , ребенок тем самым
входит в известную систему
жесткой необходимости , определяемой
правилами выполнения этой
Представление об игре как о деятельности не имеющей цели и не приводящей к результату является неправильным . В ролевой игре ребенка-дошкольника есть и цель , и результат .Цель игровой деятельности заключается в осуществлении взятой на себя роли . Роль определяет способы и характер действий ребенка в игре . Результатом игры является то , как осуществляется взятая ребенком на себя роль .
Анализ конфликтов , возникающих в игре , показывает , что эти конфликты и само удовольствие получаемое ребенком в игре зависят от того , насколько результат соответствует цели . Если удается осуществить роль по ее внутренним правилам , то ребенок получает максимальное удовольствие , максимум эмоциональной насыщенности .Если же такого совпадет , то вместо удовольствия возникнет разочарование и снижение эмоциональности .
Соотношение между целью и
результатом не только имеет
место в ролевой игре , это соотношение
может быть даже более жестким
, чем в ряде других продуктивных деятельностях
.С этой точки зрения противопоставление
игры как свободной деятельности другим
занятиям – рисованию, конструированию
, лепке и .т.п. является неправильным
.
Взятие ребенком на себя роли, вычленения действий, характерных для роли, способ их выполнения в игре приобретают такой характер , что эти действия становятся предметом сознания ребенка . Ребенок впервые видит свои действия . В игре это происходит в силу того , что ребенок является одновременно и сами собой , и кем-то другим .Его действия одновременно и его действия , и действия другого человека , роль которого он взял на себя . Собственные действия ребенка объективируются в виде действий другого человека и тем самым облегчается их сознание , их сознательных контроль . Ребенок с трудом контролирует свои собственные действия , но эти же действия , как бы вынесенные вовне и данные в форме действия другого человека , он контролирует значительно легче . Поэтому роль , выполняемая ребенком имеет исключительное значение в осознании его действий , ставя их перед его умственным взором и помогая ему их осознать . Такое осознание и есть первая ступень личного сознания . Оно возникает не только в игре , но именно игре принадлежит в этом особо важная роль.
Не потому игра имеет большое
значение для развития
Игра является школой такой деятельности
, в которой подчинение необходимости
выступает не как навязанное из вне , а
как отвечающее собственной инициативе
ребенка , как желанное . Игра по своей
психологической структуре становится
прототипом будущей серьезной деятельности
. От необходимости , которую игра делает
желанной , к необходимости , до конца осознанной
– таков путь от игры к высшим формам человеческой
деятельности .
Практика организации игр и специальных
экспериментальных исследований показывает
, что взрослый может сделать роли привлекательными
и непривлекательными для детей . Роль
делается непривлекательной , если в ней
нет достаточно содержательных действий
, если она не связана содержательными
связями с другими ролями , наобо-рот, роль
становится привлекательной для ребенка
, если она насыщена действием и связана
с ролями других участников игры . Насыщенная
содержанием роль формирует желания ребенка
. Это возможность формировать детские
желания , управлять ими путем внесения
в нее тех сюжетов , которые обладают наибольшим
воспитательным значением , делает игру
мощным средством воспитания .
Можно играть в одну и
туже по сюжету игру , но это
будут совершенно различные
Исходя из того , что роль и
правило в ней заключенное
, является центральным моментом
игры , что через них происходит развитие
в игре детской личности и ее сознания
, можно наметить и некоторые отправные
точки для педагогического руководства
игрой .В руководстве игрой педагог должен
насыщать роль действиями , характеризующими
отношение человека к другим людям и вещам
.
Таким образом , в игре происходит
формирование важнейших сторон
личности ребенка- дошкольника
как члена общества .У него
возникают новые , более высокие
по своему общественному содержанию мотивы
, и происходит подчинение этим мотивам
непосредственных побуждений , формируются
механизмы управления своим поведением
, происходит овладение нормами морали
взрослых людей.
Заключение.
Положение о сюжетно-ролевой игре как
ведущей деятельности дошкольника является
общепризнанным и традиционным в отечественной
психологии . Особое значение игра имеет
для становления мотивационной сферы
и произвольности ребенка. Дошкольный
возраст является периодом наиболее интенсивного
формирования мотивационной сферы , когда
возникают личностные механизмы поведения
, складываются предпосылки к самоконтролю
и саморегуляции . Наиболее интенсивно
и эффективно все это происходит в сюжетно-ролевой
игре .
В современных условиях , сокращается
также реальная возможность включения
дошкольника в совместную деятельность
и общение со старшими детьми .Дети разного
возраста разобщены , дворовое и соседское
общение становится редкостью Все это
затрудняет естественную передачу игровой
деятельности от одного поколения детей
к другому .
С другой стороны в
Основная цель воспитания и обучения – облегчить переход из детского сада в школу . Для этого необходимо помочь ребенку развить определенные способности и качества:
-уметь выражать свои потребности , самостоятельно удовлетворять и ограничивать их , управлять собой ;
- быть уверенным в себе , уметь действовать обдуманно и самостоятельно ;
- быть любознательным и инициативным ;
-ориентироваться на общепринятые ценности и нормы , выполнять их ;
- уметь выразить себя с помощью речи , изобразительного искусства , музыки и жестов ;
-быть способным к общению , совместной игре и работе с другими ;
-уметь предложить помощь , принять или отказаться от нее ;
-уметь вести
себя ответственно по
В развитии этих качеств
Список литературы.