Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работы :исследование психологических особенностей сюжетно- ролевой игры.
Задачи курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.
1)Научный аппарат исследования. 3стр. 2)Введение . 4стр. 3) Глава № 1 Общая характеристика игры. 6стр. -1.1 Влияние игры на развитие ребенка. 6стр. -1.2 Социальная ситуация развития . 6стр. 4) Глава №2 Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника. 8стр. -2.1 Особенности игры в воображаемой ситуации. . 8стр. - 2.2 Условия для возникновения игры. 9стр. -2.3 Функциональное значение замещающих предметов. 10стр. -2.4 Значение взрослого в формировании игрового опыта у ребенка. 12стр. -2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире взрослых. 13стр. -2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений. 14стр. -2.7 Игры с правилами . 17стр. -2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры. 19стр. 5)Глава №3.Методы эффективного использования возможностей игры в развитии ребенка. 22стр. -3.1 Значение игры для психического развития ребенка. 22стр. -3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников. 23стр. - 3.3 Развитие памяти под влиянием игры. 24стр. -3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением. 25стр. -3.5 Развитие речи и мышления под влиянием игры . 26стр. -3.6. Влияние игры на психику ребенка в целом. 28стр. 6)Заключение. 33стр. 7)Список литературы.
3.3 Развитие памяти под влиянием игры.
З.М.Истомина [23], исследовавшая развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте , установила , что в условиях игры дети припоминают большее количество слов , чем в лабораторных опытах на запоминание. Анализируя полученные факты , она пришла к заключению , что в игре при взятии на себя ребенком роли , по ходу выполнения которой требуется нечто запомнить , сознательная цель запомнить и припомнить выделяется для ребенка раньше и легче. Ее исследование показало , что в ходе игры создаются благоприятные условия для того , чтобы задача припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшего дошкольного возраста как самостоятельная задача и , следовательно создались бы предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Это же исследование показало , что специальное упражнение памяти оказывается особенно эффективным в том случае , если оно включено в процесс игры. Если согласно исследованиям А.В.Запорожца , в игровых условиях сознательной целью для ребенка становится выполнение движений , то здесь в сознательную цель превращаются акты запоминания и припоминания . Это исследование показывает роль игры в формировании внутренних , «теоретических» действий , каким является запоминание .
Память – необходимое звено всякой деятельности человека : практической , познавательной , художественной и пр . Без участия памяти ребенок не может ни играть , ни разговаривать , ни обращаться с предметами . Однако не у всех детей память развита одинаково хорошо . Многие взрослые считают , хорошая или плохая память дана ребенку от рождения . Но это вовсе не так .Ребенок не рождается с готовой памятью Она развивается , как и сам ребенок , под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми . Дети со слабой памятью – это чаще всего дети , которым взрослые внушали , что у них плохая память . Важнейшим условием развития памяти являются специальные усилия ребенка – запомнить что-то для того , чтобы потом припомнить .
Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям , развивать способность к целенаправленному , намеренному запоминанию –важная задача взрослого. Другая не менее важная задача –дать детям те средства и рациональные приемы , которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию . В практике дошкольного воспитания взрослые , как правило не руководят процессом развития детской памяти , хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников . Детям дается задача – запомнить что-нибудь ( далеко не всегда понятная и актуальная для них) , но не даются приемы запоминания .В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию ( стихов , правил , песен). Такое зазубривание малопродуктивно и утомительно для малышей. Необходимо предлагать игры , которые содержат необходимые условия , способствующие развитию целенаправленной памяти ребенка. В таких играх у ребенка возникает необходимость в преднамеренном запоминании , которая побуждает его приложить определенные умственные усилия для того , чтобы запомнить и припомнить нужные ему сведения . В каждой такой игре ребенку передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания , средства овладения своей памятью. Эти приемы используются ребенком в качестве опоры в актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им.
3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением.
З.В.Мануйленко [2] изучала вопрос о формировании у детей-дошкольников умения управлять своим поведением. В своих специальных экспериментах З.В.Мануйленко доказала , что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше , чем в деятельности осуществляемой по заданию. Она обнаружила , что умение в игре возникает раньше , чем в условиях прямого задания . Особенно ярко этот факт выступает в поведении детей младшего и среднего дошкольного возраста . У старших дошкольников показатели управления своим поведением в игре и в других ситуациях выравниваются. В некоторых же ситуациях , например , в соревновании , эти дети дают даже большие показатели , чем в игре .Подвижные игры с правилами создают условия , требующие от ребенка определенных волевых усилий , необходимых для достижения успеха . Кроме того ,эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками . Игры с правилами учат детей согласованности движений , являющихся средством достижения игровой цели. Создаются такие условия , при которых ребенок может оценивать поведение всех участников игры , в том числе и свое. Подобные игры способствуют повышению активности сознания ребенка , что , безусловно , сказывается на его поведении .
Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими , дети учатся оценивать их , замечать ошибки сверстников . На этой основе возникает умение оценивать и свои действия. Таким образом , игра имеет большое значение для формирования самого механизма управления своим поведением , механизма подчинения правилам , который затем проявляется и в других видах деятельности детей.
3.5 Развитие речи и мышления под влиянием игры .
Практически во всех играх дети встречаются с игровыми действиями , в которых активно участвуют речь и мышление (эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом) .Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям . Это и отработка артикуляции , и расширение активного словаря , и развитие связной речи , т.е умение выразить свою мысль словами , и формирование речевого мышления. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий , обозначающие пространственные отношения предметов ( близко , далеко , впереди , позади , напротив , рядом) , и сразу же закрепляют знания .Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления .В большинстве игр слово связано с движением и действием ( реальным или воображаемым). Например , в играх «День рождения куклы» и «Где мы побывали , что мы повидали ?» связь речи и движения является основой развития мышления ребенка : словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию , а движения и воображаемые действия наполняют слова конкретным содержанием. В некоторых играх дети учатся выделять назначение ( функцию) предмета . Вначале этому способствует сюжетная , воображаемая ситуация и действие с предметом , а в дальнейшем дети учатся формулировать назначение предметов с помощью слов, загадывая и отгадывая загадки ( « Кому дать ?»)
Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета , но и синтезирование их в едином представлении. Игры обеспечивают органическую связь между мышлением и речью , которая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка. В исследованиях и наблюдениях Трошина[25] и Яскульской было обнаружено , что у умственно отсталых детей ( олигофренов различной степени) ролевая сюжетная игра не развивается .Эти дети остаются на уровне манипулятивной игры : они не берут на себя роли взрослых , не могут переименовать предметы в игре и т.п.Следовательно , для осуществления ролевой игры необходим известный уровень умственного развития . Само создание ребенком игровой ситуации и действий в ней оказывает постоянное влияние на развитие разных форм умственной деятельности ребенка дошкольного уровня . когда малыш дает предмету другое название ( хотя хорошо знает его настоящее название) и начинает соответствующим образом действовать с ним в игре (хотя хорошо знает его действительное доигровое употребление) , он осуществляет реальный переход из плана действий с материальными предметами в план действий с предметами мыслимыми , представляемыми . предметы выступают в игре не как некие символы , а именно как своеобразная внешняя опора : с одной стороны , это опора для мыслей о предмете , без которой они не могут еще существовать , с другой стороны , это опора для действий , которые не еще осуществляться мысленно и выполняются только в конкретно-предметном плане . Развитие игровых действий с предметами идет по линии их сокращения и обобщения . Основу для перехода к умственным действиям составляют сокращение и обобщение игровых действий .
Ж.Пиаже [24]большое значение придавал переименованию предмета в игре , видя в этом начало формирования символического мышления . Однако, суть дела состоит не в самом переименовании , а в изменении характера игровых действий . В игре возникает особый новый план мысленных (умственных) действий , непосредственно не совпадающий с планом практических действий . Сравнивая игры детей , стоящих на различных уровнях интеллектуального развития ,Трошин[25] указывал , что у детей с недостаточным интеллектуальным развитием игра не достигает того уровня развития , который типичен для нормальных детей , наоборот, наблюдения над игрой у детей с ранним проявлением специальных одаренностей ( музыкантов , художников , математиков , поэтов) и высоким общим интеллектуальным развитием показывают , что игра у этих детей является особенно богатой.
3.6.
Влияние игры на психику
Эти факты указывают на
наличие связи между развитием
личности ребенка и развитием
игры .Но что здесь первично , а что вторично
остается не выясненным , и это является
предметом дальнейших исследований . Игра
имеет значение не только для тех психических
процессов , которые в нее непосредственно
включены , как , например , воображение
,мышление , но для таких , которые в ней
непосредственно могут не принимать участие
, или во всяком случае связаны с ней косвенно
, например , память .
В основе почти всех попыток
устранить игру из практики
дошкольного воспитания или
В противовес этой точке зрения практика дошкольного воспитания и специальные экспериментальные исследования показывают , что значение игры не сводится только к упражнению отдельных психических процессов .Ее значение для развития ребенка – дошкольника определяется тем , что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом , развитие его сознания .
Развитие психологической природы
дошкольной детской игры
Творческая
свобода игры выражается в
том , что ребенок отдается
игре со всей силой
В подвижных играх с правилами
подчинение правилу у младших
детей проводится через сюжет
игры и роль .Чем моложе дети
, тем содержатель-нее и непосредственнее
должна быть связь между правилами , которым
должен подчинить свои действия ребенок
, и ролью , которую он берет на себя .Но
постепенно сюжет и роль свертывается
, оставаясь только в названии ролей или
условном чертеже , и наконец , только в
названии игры , приобретающим чисто условный
характер , например : « Иголка и нитка»
, «Бег мороженщиков». Здесь между правилами
, которым подчиняются дети , и названием
игры существует очень отдаленная или
даже чисто условная связь .
Центральным по своему значению для игр в дошкольном возрасте является своеобразное отношение между ребенком и ролью , которую он берет на себя , содержащей правила , действующее в процессе игры . В зависимости от сложности правил роль игровой ситуации в различных играх может быть разной . В то время как одни правила могут быть уже вычленены и игра может приобрести характер игры с правилами , в более сложных случаях развернутая игровая ситуация должна еще сохраняться .
В психологической литературе отмечено , что детям очень трудно играть в « самих себя» и они никогда не берут на себя таких ролей . Потому что вычленение правил своего поведения значительно труднее , чем вычленение правил поведения другого лица , особенно взрослого .Для того , чтобы ребенок взял на себя какую-нибудь роль , необходимо выделить в том человеке , роль которого ребенок берет на себя , характерные признаки , присущие этому человеку , одному ему присущие признаки, правила его поведения . Только тогда , когда перед ребенком достаточно рельефно встали правила , характеризующие отношение этого человека к вещам и другим людям , роль может быть взята ребенком .
Игра
является тем видом деятельности ребенка-дошкольника
, где вычленение правил поведения того
или иного взрослого практически осуществляется
ребенком. Одним из обязательных условий
принятия ребен-ком на себя той или
иной роли является вычленение общественных
правил поведения того или иного человека
, роль которого он берет на себя .Чтобы
дети играли в летчиков , военных , кондукторов
ими должны быть обобщены соответствующие
общественные функции и правила поведения
. Игра не только впитывает в себя знания
детей об окружающей их социальной действительности
, но и поднимает их на более высокий уровень
, придает им более сознательный и обобщенный
характер . Через игру мир социальных отношений
значительно более сложных , чем те , которые
доступны ребенку в его неигровой деятельности
, вносится в жизнь ребенка и поднимаете
на более высокий уровень .В этом одна
из существенных черт игры , в этом одно
из самых существенных ее значений для
развития детской личности .