Исследование психологических особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего типа деятельности в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы :исследование психологических особенностей сюжетно- ролевой игры.
Задачи курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.

Содержание

1)Научный аппарат исследования. 3стр. 2)Введение . 4стр. 3) Глава № 1 Общая характеристика игры. 6стр. -1.1 Влияние игры на развитие ребенка. 6стр. -1.2 Социальная ситуация развития . 6стр. 4) Глава №2 Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника. 8стр. -2.1 Особенности игры в воображаемой ситуации. . 8стр. - 2.2 Условия для возникновения игры. 9стр. -2.3 Функциональное значение замещающих предметов. 10стр. -2.4 Значение взрослого в формировании игрового опыта у ребенка. 12стр. -2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире взрослых. 13стр. -2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений. 14стр. -2.7 Игры с правилами . 17стр. -2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры. 19стр. 5)Глава №3.Методы эффективного использования возможностей игры в развитии ребенка. 22стр. -3.1 Значение игры для психического развития ребенка. 22стр. -3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников. 23стр. - 3.3 Развитие памяти под влиянием игры. 24стр. -3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением. 25стр. -3.5 Развитие речи и мышления под влиянием игры . 26стр. -3.6. Влияние игры на психику ребенка в целом. 28стр. 6)Заключение. 33стр. 7)Список литературы.

Работа содержит 1 файл

док 2.doc

— 198.50 Кб (Скачать)
 
Курсовая  работа по возрастной психологии на тему:

<< Исследование  психологических особенностей  сюжетно-ролевой  игры как ведущего типа деятельности  в дошкольном возрасте .>>                  . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Москва 2010 

                                               

 Содержание:

1)Научный аппарат  исследования.                                                                 3стр. 2)Введение .                                                                                                      4стр. 3)  Глава № 1     Общая характеристика игры.                                              6стр. -1.1 Влияние игры на развитие ребенка.                                                        6стр. -1.2 Социальная ситуация развития .                                                             6стр.    4) Глава №2  Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника.  8стр.  -2.1    Особенности игры в воображаемой ситуации.    .                              8стр.  - 2.2  Условия для возникновения игры.                                                        9стр.  -2.3  Функциональное значение замещающих  предметов.                       10стр.  -2.4 Значение взрослого в формировании  игрового опыта у                   ребенка.                                                                                                           12стр.                                                                                                           -2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире   взрослых.                                                                                                        13стр.   -2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений.             14стр.   -2.7  Игры с правилами .                                                                               17стр.   -2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры.                                                   19стр. 5)Глава №3.Методы эффективного использования возможностей  игры  в развитии ребенка.                                                                                           22стр. -3.1    Значение игры для психического развития ребенка.                       22стр.   -3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников.                        23стр.    - 3.3  Развитие памяти под влиянием игры.                                                 24стр.       -3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением.                 25стр.     -3.5  Развитие речи и мышления под влиянием игры .                             26стр.    -3.6.   Влияние игры на психику ребенка в целом.                                     28стр.                  6)Заключение.                                                                                                 33стр.  7)Список литературы.                                                                                    35стр. 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                   

 

Научный аппарат  исследования:

Предмет курсовой работы: психологические особенности  сюжетно- ролевой игры как ведущего типа деятельности в дошкольном возрасте .

   Объект  курсовой работы  : методы эффективного  использования возможностей сюжетно-ролевой  игры в развитии ребенка. 

    Цель  курсовой работы :исследование психологических  особенностей сюжетно- ролевой  игры.

   Задачи  курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.

 

                                                    Введение.

  Развитие  личности в детстве происходит  под влиянием различных социальных  институтов :  семьи , школы , дошкольных учреждений , а также под воздействием средств массовой информации ( печать , радио , телевидение ) и живого непосредственного общения с окружающими людьми . В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов , принимающих участие в формировании ребенка как личности , их воспитательное значение различны . В процессе развития личности  ребенка от рождения до трех лет доминирует семья , и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней . В дошкольном детстве добавляется общение со сверстниками , другими взрослыми людьми .

    Мария  Монтессори [17,c 49] считала : « Человек является инициатором своего собственного совершенствования»  , поэтому ему необходимо предоставить возможность спонтанного развития , развития личности . Но процессу естественного развития нужно помогать . Без воспитательного воздействия , без педагогического руководства потенциал ребенка может полностью не реализоваться . Жесткое руководство процессом развития также не целесообразно , даже если оно осуществляется с самыми лучшими намерениями . Авторитарное воспитание , систематически навязываемые действия подавляют спонтанные импульсы ребенка и способны вызвать его сопротивление и отвращение к созидательной деятельности , что тормозит естественное развитие .

    Помощь  саморазвитию должна быть дозированной  и ненавязчивой , то есть носить  характер содействия . Ребенку необходимо  предоставить свободу выбора  деятельности . При этом он руководствуется  внутренними импульсами , побуждающими его к развитию . Выбирая вид деятельности  и занимаясь ею столько , сколько он захочет , ребенок удовлетворяет внутреннюю потребность в развитии .

     Свобода  выбора деятельности , по мнению  Монтессори [17,c 70]означает не полный произвол в обращении с материалом , а постепенное овладение рациональным способом действия  с ним .

       Основным вид  деятельности  ребенка- дошкольника – это  игра . Несмотря на кажущуюся   примитивность и простоту , каждая  из игр требует от ребенка  определенных усилий , направленных на овладение собой и на достижение определенных целей . Эти усилия заключаются в том , что ребенок должен удерживаться от импульсивных усилий , действовать строго по сигналу , преодолевать некоторые внутренние препятствия . Преодоление этих внутренних препятствий является серьезным шагом в развитии произвольности дошкольников . И , что особенно ценно : это преодоление происходит не по приказу и принуждению взрослого , а добровольно по желанию самого ребенка .Именно поэтому эта маленькая победа над собой , которая внешне выглядит как выполнение игровых правил приносит так много радости и удовлетворения ребенку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 

  
 

 Глава №  1     Общая характеристика игры.

        1.1 Влияние игры на развитие  ребенка.

     Очень часто в  педагогической литературе можно встретить утверждение , что игра- это ведущий вид деятельности ребенка . Это не совсем верно . Правильно было бы сказать , что вся жизнь ребенка- это игра. Ребенок не мыслит себя вне игрового пространства , созданного его воображением. Он прокладывает дороги по бескрайней целине тарелки с кашей ,всерьез беседует со сказочными существами , силуэты которых ему видятся в трещинах на обоях и пятнах на потолке. Ребенок твердо знает , что вдоль весеннего ручья расположилось волшебное царство , которое населяет волшебный народец , а игрушки стоит лишь закрыть ему глаза , вскакивают со своих мест и начинают вести бурную жизнь .  

       С  другой стороны , в свое  время Глен Доман[13,c56] выдвинул лозунг : «Маленькие дети хотят не играть , а хотят учиться . Игры и игрушки выдвинули взрослые , чтобы отвязаться от любознательных чад» Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь заветы Глена Домана И что же? Их дети и вправду начали гораздо раньше сверстников писать и читать , играть на скрипке  и выполнять в уме сложнейшие математические операции . Но спустя   некоторое время выяснилось , что несмотря на всю свою эрудицию , они лишь ловко манипулировали числами,  нотами , разнообразными фактами , но не могли их творчески применить . Более того эти дети оказались неспособными к нормальному человеческому общению. Родители с самого раннего возраста лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Для того чтобы стать выдающимся математиком , музыкантом , ученым требуется не только получить некоторый объем информации . Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя в активную созидающую Личность необходимо еще нечто , для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное , то  непостижимое , что зовется интуицией , та искра вдохновения разжечь которую  в человеке может лишь спонтанная творческая игра.

          1.2 Социальная ситуация развития .

        Отделение ребенка от взрослого  создает предпосылки для создания  новой социальной ситуации развития . Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира  и устанавливает отношения с миром взрослых людей .Идеальной формой ,с которой ребенок начинает взаимодействовать , становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма , как считал Л.С.Выготский[1,c148] , это та часть объективной реальности ( более высокая , чем уровень , на котором находится ребенок ) , с которой он вступает в непосредственное  взаимодействие ;  это та сфера , в которую ребенок пытается войти .В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей .По словам Д.Б.Эльконина[4,c69] , здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека , его функций,  его задач. Взрослый  здесь выступает в обобщенной форме , как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый- папа, доктор , шофер и т.п.) .Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин [4,c80]видел в том , что ребенок есть член общества , вне общества он жить не может , основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми , но это осуществить в современных исторических условиях невозможно : жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной,  а не прямой связи с миром .

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава №2  Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника.

       2.1    Особенности игры в воображаемой ситуации   .

      Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой , с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность , которая позволяет смоделировать эти отношения , включиться в уже смоделированные отношения , и действовать внутри этой модели – это сюжетно- ролевая игра . Игра- ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста , определяющая его дальнейшее психическое развитие ,прежде всего потому , что игре присуща воображаемая ситуация.    Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах  и реальных действиях. В ролевой игре формируется способность управлять собой , своим телом , своими действиями , ребенок обретает то , что в психологии называют « произвольностью действий». Д.Б. Эльконин[3,c86] подчеркивал , что игра относится к символико-моделирующему типу  деятельности , в котором операционально- техническая сторона минимальна , сокращены операции , условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем , зримом мире , которой никакая другая деятельность дать не может .

       Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка . « Неосуществимые для малышей в данный момент желания могут быть реализованы в игре» ( Л.С. Выготский  [1,c 86] ). В ней присутствуют многие предметы , окружающие ребенка .Играя с ними ,он изучает их свойства . Ребенок хочет действовать как взрослый , но его возможности и условия таковы , что он не может это осуществить .Например,  ребенку интересно и очень хочется управлять настоящим автомобилем , ехать верхом на лошади , стирать белье , забивать гвозди и т.д., но ему еще не под силу, опасно , запрещается взрослыми , но он может достичь желаемого в воображаемой ситуации .Без этого « вызревания  нереализуемых немедленно потребностей» не может быть игры ( Л.С. Выготский [1,c95]   )  . 

     Психологические исследования показали , что ребенок , действуя в соответствии с ролью , полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со своими задачами . Действуя от имени осторожных воробушков , смелых мышек или дружных гусей , ребята учатся незаметно для себя .Кроме того , игры с ролью активизируют и развивают воображение детей , готовят к творческой самостоятельной игре , что особенно важно в младшем школьном возрасте , когда сюжетно- ролевая игра только формируется .Воображение здесь становится опорой для решения поставленных задач. 

     Особенностью  игры в воображаемой ситуации  является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями : девочка беспокоится , если «подгорают котлеты», мальчик бережно везет «заболевшую»куклу на машине , вместе они радуются « удачной» посадке самолета , «приходу» гостей и т.д. Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей . Эмоциональная  и интеллектуальная сторона развития ребенка в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из его реальной жизни .Ребенок по-настоящему переживает и то ,что отображает в игре , и мыслить он может о том , что ранее эмоционально воспринимал в жизни.

   На протяжении  своего развития ребенок постоянно  « овладевает» взрослым человеком.  Сначала он овладевает им как  орудием .Но это орудие отличается от всякого другого орудия . Ложкой попробовать что-то делать (бросать , стучать и пр.), а со взрослыми уже не попробуешь …Если что-то плохо  сделал , значит уже произошло , это уже не поправимо. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий , но  и всю систему последствий своих действий . Поэтому необходимость в формировании внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений , а не материальных отношений .Такова точка зрения Д.Б. Эльконина . [5,c105]

Информация о работе Исследование психологических особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего типа деятельности в дошкольном возрасте