Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работы :исследование психологических особенностей сюжетно- ролевой игры.
Задачи курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.
1)Научный аппарат исследования. 3стр. 2)Введение . 4стр. 3) Глава № 1 Общая характеристика игры. 6стр. -1.1 Влияние игры на развитие ребенка. 6стр. -1.2 Социальная ситуация развития . 6стр. 4) Глава №2 Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника. 8стр. -2.1 Особенности игры в воображаемой ситуации. . 8стр. - 2.2 Условия для возникновения игры. 9стр. -2.3 Функциональное значение замещающих предметов. 10стр. -2.4 Значение взрослого в формировании игрового опыта у ребенка. 12стр. -2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире взрослых. 13стр. -2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений. 14стр. -2.7 Игры с правилами . 17стр. -2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры. 19стр. 5)Глава №3.Методы эффективного использования возможностей игры в развитии ребенка. 22стр. -3.1 Значение игры для психического развития ребенка. 22стр. -3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников. 23стр. - 3.3 Развитие памяти под влиянием игры. 24стр. -3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением. 25стр. -3.5 Развитие речи и мышления под влиянием игры . 26стр. -3.6. Влияние игры на психику ребенка в целом. 28стр. 6)Заключение. 33стр. 7)Список литературы.
Курсовая работа по возрастной психологии на тему: |
<< Исследование
психологических особенностей сюжетно-ролевой
игры как ведущего типа
Содержание:
1)Научный аппарат
исследования.
Научный аппарат исследования:
Предмет курсовой работы: психологические особенности сюжетно- ролевой игры как ведущего типа деятельности в дошкольном возрасте .
Объект
курсовой работы : методы эффективного
использования возможностей
Цель курсовой работы :исследование психологических особенностей сюжетно- ролевой игры.
Задачи курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.
Развитие
личности в детстве происходит
под влиянием различных
Мария Монтессори [17,c 49] считала : « Человек является инициатором своего собственного совершенствования» , поэтому ему необходимо предоставить возможность спонтанного развития , развития личности . Но процессу естественного развития нужно помогать . Без воспитательного воздействия , без педагогического руководства потенциал ребенка может полностью не реализоваться . Жесткое руководство процессом развития также не целесообразно , даже если оно осуществляется с самыми лучшими намерениями . Авторитарное воспитание , систематически навязываемые действия подавляют спонтанные импульсы ребенка и способны вызвать его сопротивление и отвращение к созидательной деятельности , что тормозит естественное развитие .
Помощь
саморазвитию должна быть
Свобода выбора деятельности , по мнению Монтессори [17,c 70]означает не полный произвол в обращении с материалом , а постепенное овладение рациональным способом действия с ним .
Основным вид деятельности
ребенка- дошкольника – это
игра . Несмотря на кажущуюся
примитивность и простоту , каждая
из игр требует от ребенка
определенных усилий , направленных
на овладение собой и на достижение определенных
целей . Эти усилия заключаются в том ,
что ребенок должен удерживаться от импульсивных
усилий , действовать строго по сигналу
, преодолевать некоторые внутренние препятствия
. Преодоление этих внутренних препятствий
является серьезным шагом в развитии произвольности
дошкольников . И , что особенно ценно :
это преодоление происходит не по приказу
и принуждению взрослого , а добровольно
по желанию самого ребенка .Именно поэтому
эта маленькая победа над собой , которая
внешне выглядит как выполнение игровых
правил приносит так много радости и удовлетворения
ребенку.
Глава № 1 Общая характеристика игры.
1.1 Влияние игры на развитие ребенка.
Очень часто в педагогической литературе можно встретить утверждение , что игра- это ведущий вид деятельности ребенка . Это не совсем верно . Правильно было бы сказать , что вся жизнь ребенка- это игра. Ребенок не мыслит себя вне игрового пространства , созданного его воображением. Он прокладывает дороги по бескрайней целине тарелки с кашей ,всерьез беседует со сказочными существами , силуэты которых ему видятся в трещинах на обоях и пятнах на потолке. Ребенок твердо знает , что вдоль весеннего ручья расположилось волшебное царство , которое населяет волшебный народец , а игрушки стоит лишь закрыть ему глаза , вскакивают со своих мест и начинают вести бурную жизнь .
С другой стороны , в свое время Глен Доман[13,c56] выдвинул лозунг : «Маленькие дети хотят не играть , а хотят учиться . Игры и игрушки выдвинули взрослые , чтобы отвязаться от любознательных чад» Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь заветы Глена Домана И что же? Их дети и вправду начали гораздо раньше сверстников писать и читать , играть на скрипке и выполнять в уме сложнейшие математические операции . Но спустя некоторое время выяснилось , что несмотря на всю свою эрудицию , они лишь ловко манипулировали числами, нотами , разнообразными фактами , но не могли их творчески применить . Более того эти дети оказались неспособными к нормальному человеческому общению. Родители с самого раннего возраста лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Для того чтобы стать выдающимся математиком , музыкантом , ученым требуется не только получить некоторый объем информации . Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя в активную созидающую Личность необходимо еще нечто , для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное , то непостижимое , что зовется интуицией , та искра вдохновения разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра.
1.2 Социальная ситуация развития .
Отделение ребенка от
Глава №2 Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника.
2.1 Особенности игры в воображаемой ситуации .
Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой , с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность , которая позволяет смоделировать эти отношения , включиться в уже смоделированные отношения , и действовать внутри этой модели – это сюжетно- ролевая игра . Игра- ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста , определяющая его дальнейшее психическое развитие ,прежде всего потому , что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. В ролевой игре формируется способность управлять собой , своим телом , своими действиями , ребенок обретает то , что в психологии называют « произвольностью действий». Д.Б. Эльконин[3,c86] подчеркивал , что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности , в котором операционально- техническая сторона минимальна , сокращены операции , условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем , зримом мире , которой никакая другая деятельность дать не может .
Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка . « Неосуществимые для малышей в данный момент желания могут быть реализованы в игре» ( Л.С. Выготский [1,c 86] ). В ней присутствуют многие предметы , окружающие ребенка .Играя с ними ,он изучает их свойства . Ребенок хочет действовать как взрослый , но его возможности и условия таковы , что он не может это осуществить .Например, ребенку интересно и очень хочется управлять настоящим автомобилем , ехать верхом на лошади , стирать белье , забивать гвозди и т.д., но ему еще не под силу, опасно , запрещается взрослыми , но он может достичь желаемого в воображаемой ситуации .Без этого « вызревания нереализуемых немедленно потребностей» не может быть игры ( Л.С. Выготский [1,c95] ) .
Психологические исследования показали , что ребенок , действуя в соответствии с ролью , полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со своими задачами . Действуя от имени осторожных воробушков , смелых мышек или дружных гусей , ребята учатся незаметно для себя .Кроме того , игры с ролью активизируют и развивают воображение детей , готовят к творческой самостоятельной игре , что особенно важно в младшем школьном возрасте , когда сюжетно- ролевая игра только формируется .Воображение здесь становится опорой для решения поставленных задач.
Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями : девочка беспокоится , если «подгорают котлеты», мальчик бережно везет «заболевшую»куклу на машине , вместе они радуются « удачной» посадке самолета , «приходу» гостей и т.д. Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей . Эмоциональная и интеллектуальная сторона развития ребенка в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из его реальной жизни .Ребенок по-настоящему переживает и то ,что отображает в игре , и мыслить он может о том , что ранее эмоционально воспринимал в жизни.
На протяжении
своего развития ребенок