Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работы :исследование психологических особенностей сюжетно- ролевой игры.
Задачи курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.
1)Научный аппарат исследования. 3стр. 2)Введение . 4стр. 3) Глава № 1 Общая характеристика игры. 6стр. -1.1 Влияние игры на развитие ребенка. 6стр. -1.2 Социальная ситуация развития . 6стр. 4) Глава №2 Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника. 8стр. -2.1 Особенности игры в воображаемой ситуации. . 8стр. - 2.2 Условия для возникновения игры. 9стр. -2.3 Функциональное значение замещающих предметов. 10стр. -2.4 Значение взрослого в формировании игрового опыта у ребенка. 12стр. -2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире взрослых. 13стр. -2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений. 14стр. -2.7 Игры с правилами . 17стр. -2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры. 19стр. 5)Глава №3.Методы эффективного использования возможностей игры в развитии ребенка. 22стр. -3.1 Значение игры для психического развития ребенка. 22стр. -3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников. 23стр. - 3.3 Развитие памяти под влиянием игры. 24стр. -3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением. 25стр. -3.5 Развитие речи и мышления под влиянием игры . 26стр. -3.6. Влияние игры на психику ребенка в целом. 28стр. 6)Заключение. 33стр. 7)Список литературы.
2.7 Игры с правилами .
Игра не является миром абсолютной свободы и произвольности . Наоборот в ней действуют законы и правила , сходные с теми , которые есть и в действительности . Как указывал Л.С.Выготский[1,159] , всякая ролевая игра – есть игра с правилами , имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок .
Наличие во всякой ролевой игре правил более отчетливо проявляется в тех случаях , когда правило ролевого поведения вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка , возникающими по ходу игры . Опыты показали , что подчинение детей правилу и отказ от мимолетных желаний постоянно сопутствует ролевой игре .Например , даже в такой простой игре как «дочки и матери», по ходу которой дети отводят своих «детей» в «детский сад» и должны там расстаться с привлекательной игрушкой передав ее в руки других детей , имеется конфликт между правилом поведения «матери» и непосредственным желанием .
Осуществлению игрового замысла , особенно в самостоятельных играх , способствует понимание детьми характера связи между ролями , например , того , в каких отношениях находятся роли –«мамы и маленькой дочки», «мамы и воспитателя».Первоначально взрослый помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей , путем вопросов , советов : рассказывает , кто и что будет делать ,чьи указания надо выполнять. Он может также принять участие в игре , показывая образцы ролевого поведения .Такой подготовительный период необходим , когда возникает игра с незнакомыми сюжетами или в уже известный вливаются новые игровые события и роли .
Подчинение ребенка правилу , связанному со взятой им ролью , определяется двумя факторами : во- первых , тем что в игре побуждения ребенка связаны с образом взрослого человека ;и, во-вторых , реальной связью ребенка с коллективом играющих детей , который поддерживает и контролирует выполнение роли каждым участником игры. Подчинение правилам , как это не странно доставляет ребенку главное наслаждение в игре . Все попытки Д.Б. Эльконина [5,203] в одном из экспериментов нарушить правила- например , сначала сделать прививку «пациенту», а потом помазать место укола «спиртом»- вызывали у детей бурные протесты и разрушали игру .
Цель игры – сам процесс наиболее точного выполнения правил , связанных с выполнением ролей , позже вытекающих из договора со сверстниками .Другой цели у игры нет . Специфическое удовольствие от игры связано с необходимостью преодолевать непосредственные побуждения , подчиняться ее правилам . В дошкольном возрасте подчинение правилу значительно облегчается в том случае , когда оно связано с выполнением игровой роли .Это объясняется тем , что при выполнении определенного правила именно в игре побуждения ребенка связаны прежде всего с представлениями о функциях человека , роль которого он выполняет , с образом человека , действия которого им воспроизводятся . Однако одних побуждений такого характера для эффективного подчинения правилу еще недостаточно . Как показывает специальное исследование , эти побуждения должны получить поддержку со стороны коллектива играющих детей.
Так, З.В. Мануйленко [2,135]требовала от детей выполнения роли «часового» , связанной с длительным сохранением определенной позы , в ситуации коллективной игры и в ситуации , когда ребенок выполнял свою роль «часового» вне контроля играющих детей. Длительность сохранения позы была разной .
Приведенные данные показывают , что выполнение правила , заключенного в роли , значительно более эффективно при игре в коллективе. Коллектив играющих детей оказывает влияние на каждого отдельного участника игры , стимулируя и контролируя выполнение взятой им роли . Л.С. Выготский [1,c96] говорил , что игра – это « правило , ставшее аффектом» или «понятие превратившееся в страсть» . Именно поэтому игровые побуждения побеждают всевозможные и ситуативные желания , неизбежно возникающие в каждой игре.
2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры.
Взрослый
должен следить за тем , чтобы
каждый ребенок в любой
Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр , делают замыслы более стойкими , которые на длительное время завладевают их воображением .Длительная игра говорит о новом , более высоком этапе развития игрового творчества . Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого .Для длительных характерна не только согласованность действий , но и импровизация .В ходе развития сюжета возникают образы новые образы , новые идеи . Дети 6-7 лет комбинируют свои знания , почерпнутые из наблюдений и книг , отражают новые впечатления сознательно . В длительной игре содержание непрерывно развивается , усложняется по мере приобретения детьми новых знаний , развивается их умение комбинировать эти знания , делать самим все необходимое для игр . У детей быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни , растет их самостоятельность в организации своих действий .
Длительные игры закономерно
и психологически связаны с развитием
ребенка , как личности .Основной признак
длительной игры –устойчивый интерес
ребенка к роли , им выполняемой , и к определенной
цели игры. Такая игра дает возможность
уточнять и углублять представления детей
об изображаемом им персонаже, в ней ярко
раскрывается отношение ребенка к роли
и происходит влияние на его поведение
, формирование под этим влиянием личности
ребенка .Пробудившиеся у дошкольника
чувства не исчезают , а закрепляются и
становятся более устойчивыми .Длительная
игра детей тесно связана с теми изменениями
, которые происходят в психическом и умственном
развитии ребенка 6-7 лет. В ней в большей
степени проявляются эмоции , личный вкус
в подборе языковых средств , совершенствуется
практическое применение речи. В самостоятельной
деятельности дети старшего возраста
начинают мысленно составлять план , а
потом уже выполнять свою работу. Они могут
сами выделить познавательную задачу
как таковую , умеют сами управлять своим
вниманием.
В начале длительной игры ведущую роль может взять на себя взрослый ( в игре « стройка» -роль начальника строительства) .Участие старшего благоприятно действует на ход игры и поведение детей.
При
выборе той или роли
Любая ролевая игра связана с положительными эмоциями , с удовольствием , но это не удовольствие от обладания тем или иным предметом , а особое переживание , с воплощением в действие привлекательного образа .Одно из основных противоречий ролевой игры заключается в том , что с одной стороны , она подчинена побуждениям ребенка ( и настолько , что многие исследователи считали ее инстинктивной деятельностью), а , с другой стороны , по своему внутреннему содержанию она является прототипом всякой сознательной произвольной деятельности и тем самым – своеобразной школой волевого поведения .Это противоречие разрешается на основе перехода к играм с правилами , не связанными с ролью , а также на основе перехода к другим видам деятельности , в частности учебной .
Н.К. Крупская сравнивала игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту , который игра оказывает на детей: играя , ребенок оперирует знаниями об окружающем мире , глубже его познает , так как учится ставить цель , вырабатывать план , находит средства для его выполнения .
Глава №3.Методы эффективного использования возможностей игры в развитии ребенка
3.1 Значение игры для психического развития ребенка.
Многие педагоги и психологи занимающиеся изучением игры , подчеркивали ее значение для психического развития ребенка. Русский педагог К.Д.Ушинский придавал игре большое значение . Он писал : « Для дитяти игра – действительность , и действительность гораздо более интересная , чем та , которая его окружает .Интереснее она для ребенка именно потому , что понятнее ; а понятнее она потому ,отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет , и следы этой жизни глубже остаются в нем , чем следы действительной жизни , в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов .В действительной жизни дитя не более , как дитя , существо не имеющее еще никакой самостоятельности , слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни ; в игре же дитя уже зреющий человек , пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [21,c439]. Н.К.Крупская писала : «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них -учеба , игра для них- труд , игра для них- серьезная форма воспитания .Игра для дошкольников – способ познания окружающего…».
Замечательный советский педагог А.С.Макаренко
неоднократно подчеркивал решающее влияние
игры на формирование личности ребенка
. Так , он писал : « Игра имеет важное значение
в жизни ребенка , имеет то же значение
, какое у взрослого имеет деятельность
, работа , служба. Каков ребенок в игре
, таков во многом он будет и в работе ,
когда он вырастет . Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит прежде всего
в ирге . И вся история отдельного человека
как деятеля и работника может быть представлена
в развитии игры и в постепенном переходе
ее к работе.» [22,c374] .
В этих высказываниях отмечается общее значение игры для развития психики ребенка. Важно знать , на какие стороны личности и психические процессы игра влияет прежде всего и сильнее всего. Игра по праву заняла в практике отечественных дошкольных учреждений важное место . Сейчас уже нет нужды доказывать , что она имеет большое значение для всего хода развития детей дошкольного возраста.
Специальные
3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников.
А.В .Запорожец [19,]изучал влияние игры на развитие моторики детей дошкольного возраста . Он пришел к выводу , что игра при соответствующей ее организации создает благоприятные условия для развития и усовершенствования движений ребенка-дошкольника . Анализируя вопрос о причинах и характере влияния игры на развитие моторики ребенка , он показал , что хотя сложные двигательные умения усваиваются ребенком вне игры , а путем прямого обучения , но именно игра создает особо благоприятные условия для их дальнейшего совершенствования .Это происходит благодаря тому , что в игре движения из средства достижения определенных результатов превращается в самостоятельную цель активности ребенка , становясь тем самым впервые предметом его сознания.
Взяв на себя определенную роль , ребенок сознательно стремится воспроизвести движения , характерные для определенного персонажа , намеренно передает его движения. В играх ребенок свободен в выборе позы, движений и действий , он как бы сам непроизвольно регулирует физическую нагрузку , не допуская перенапряжения организма. В игре удовлетворяется его двигательная потребность : играя с сюжетно- образными игрушками , он много ходит , бегает , встает , садится , передвигается , поднимает и так далее. Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности , которая предполагает сознательное воспроизведение и совершенствование новых движений. В этом отношении развитие моторики в игре является прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.
Подводя итоги своему исследованию , А.В.Запорожец пишет : «Таким образом , в сфере движений мы обнаруживаем действие той основной закономерности , которая характеризует психическое развитие ребенка в целом .На каждой стадии развития формирование отдельных психических процессов и действий происходит не изолированно , а внутри «ведущего типа деятельности» ребенка. В частности , развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности» [19,c49].