Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работы :исследование психологических особенностей сюжетно- ролевой игры.
Задачи курсовой работы: изучить исследования , проводившиеся по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры.
1)Научный аппарат исследования. 3стр. 2)Введение . 4стр. 3) Глава № 1 Общая характеристика игры. 6стр. -1.1 Влияние игры на развитие ребенка. 6стр. -1.2 Социальная ситуация развития . 6стр. 4) Глава №2 Игра –ведущий тип деятельности ребенка- дошкольника. 8стр. -2.1 Особенности игры в воображаемой ситуации. . 8стр. - 2.2 Условия для возникновения игры. 9стр. -2.3 Функциональное значение замещающих предметов. 10стр. -2.4 Значение взрослого в формировании игрового опыта у ребенка. 12стр. -2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире взрослых. 13стр. -2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений. 14стр. -2.7 Игры с правилами . 17стр. -2.8 Длительные сюжетно-ролевые игры. 19стр. 5)Глава №3.Методы эффективного использования возможностей игры в развитии ребенка. 22стр. -3.1 Значение игры для психического развития ребенка. 22стр. -3.2 Влияние игры на развитие моторики дошкольников. 23стр. - 3.3 Развитие памяти под влиянием игры. 24стр. -3.4 Влияние игры на умение управлять своим поведением. 25стр. -3.5 Развитие речи и мышления под влиянием игры . 26стр. -3.6. Влияние игры на психику ребенка в целом. 28стр. 6)Заключение. 33стр. 7)Список литературы.
2.2 Условия для возникновения игры
Игра и есть деятельность , в которой ребенок сначала эмоционально , а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра- это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования . Как показали исследования Д.Б.Эльконина[3,c49] , игра – образование историческое .Игра возникает только на определенных этапах развития общества , когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда , когда возникает « пустой» промежуток времени , когда надо подождать , чтобы ребенок подрос . У ребенка есть тенденция в эту жизнь активно входить . На этой тенденции и возникает игра .На основании своего исследования Н.М. Аскарина[15,c37] приходит к выводу , что игра возникает не самопроизвольно . Для ее появления необходимы три условия : 1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности ; 2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий ; 3)частое общение ребенка со взрослыми. Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка .
Игровая
воображаемая ситуация вырабатывается
у детей к трем годам . Но
их умение действовать в
2.3 Функциональное значение
Существовало мнение , что в игре все может быть всем(В.Штерн[16,c85]). Но , как считал Л.С. Выготский[1,c178] , так может рассуждать человек, забывший свое детство .Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия .Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу : замещать предмет может только предмет , с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия .Есть основание предполагать что игровые предметы не символизируют для ребенка заменяемые ими предметы из жизни и деятельности взрослых , а являются материальной опорой для воспроизведения в обобщенной форме действий взрослых .Этой их основной функцией определяется и требование к ним , в соответствии с которыми они подбираются детьми .На первый план при этом выступают не внешние признаки предмета (цвет , величина и т.п.), а возможность воспроизвести через него определенное действие .При подборе предметов для игры ребенок как бы примеривает к ним те действия, которые с ними должны будут совершаться , и решает задачу _ пригодны ли они для этих действий или нет . В действиях с предметами ребенок начинает усматривать передаваемые или общественные отношения. Сами действия воспроизводятся теперь в обобщенной форме , отвлеченной от непосредственных свойств игровых предметов. Функциональное значения обобщения и сокращения предметных действий , связанных с игровым ( замещающим) использованием предметов , как раз и заключается в том , что ребенок при этом воспроизводит реальное отвлечение действий от предметов . Это создает возможность для воспроизведения и освоения системы человеческих отношений , лежащих за действиями с предметами . Овладение предметами замещения оказывает огромное влияние на взаимодействие детей в игре . Как показало исследование , превращение манипулирования , например , с кубиками «в приготовлении обеда» возможно только в том случае , если в игровые действия включается другой человек ( другой ребенок или кукла как заместитель человека)или условия игры приводят к появлению у ребенка представления о другом человеке .В игре нужен товарищ . Если нет товарища, то действия хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку .
Эволюция действия , по Д.Б.Эльконину[6,c96] проходит следующий путь :
-ребенок ест ложкой ;
-ребенок кормит ложкой ;
-ребенок кормит ложкой куклу ;
-ребенок кормит ложкой куклу , как мама .
Дети,
усваивающие более сложные способы
решения игровых задач , нередко могут
играть парами , а иногда по три человека
, т.к. содержание их общения связано с
пониманием смысла игровой задачи , с конкретным
«знаковым» содержанием их игровых действий
, игровых предметов . Дети не умеющие играть
без опоры на предметы , т.е. не умеющие
решать условные задачи , затрудняются
отображать в ней взаимоотношения между
игровыми персонажами , не могут понять
и принять роль и участвовать в игре .В
коллективной форме сюжетно-ролевой игры
происходит рождение смыслов человеческих
действий ( оно- для другого человека)-
в этом по Эльконину[5,c67] величайшее гуманистическое
значение игры . Сущность игры заключается
во вхождение ребенка в человеческие отношения
и в их освоении . Именно это определяет
то большое влияние , которое оказывает
ролевая игра на развитие всей личности
ребенка дошкольного возраста , на развитие
всех сторон его психической жизни.
2.4 Значение взрослого в формировании игрового опыта у ребенка.
Для
развития игры как
Последний компонент в
Дошкольное
детство является важным
2.5 Влияние сюжетно-ролевой игры на представления детей о мире взрослых.
Значение сюжетно-ролевой игры очень многообразно .Но самое важное значение она имеет для умственного развития . Здесь наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под ее влиянием способности . В игре дети знакомятся с действиями и взаимоотношениями взрослых . Об этом свидетельствуют содержания игр и их сюжеты . Пожалуй , нигде , ни в одной стране мира , сюжеты игр не охватывают такого многообразного круга общественных явлений , как у наших детей .Это понятно , если принять во внимание те колоссальные сдвиги , которые произошли в жизни страны . Наши дошкольники живут тем , чем живут окружающие их взрослые . Запуск космических кораблей , строительство гидроэлектростанций , труд рабочих , героические подвиги людей-все это находит отражение в детской игре. Естественно , что дети отражают в своей игре общественные явления в том случае , если и в семье , и в работе дошкольных учреждений эти явления и события находят свой отклик. При этом основное воспитательное значение игр определяется тем , что они отражают в своих играх .Для того , чтобы отобразить в игре некоторые стороны жизни взрослых , дети должны с ними познакомиться с помощью старших. Но главное здесь не количество сведений , которые усваивает ребенок , а качество их усвоения .Игра моделирует социальные ситуации , а не просто отображает то , о чем дети слышали от взрослых или наблюдали. В процессе игры ребенок уточняет , закрепляет знания о предметах и явлениях окружающей жизни , приобщается к миру взрослых и развивается как член общества. Расширение знаний о мире и действиях людей связано с игровыми действиями детей .В игре складывается символическая ( знаковая ) функция сознания , состоящая не из реальных предметов , а их заместителей . Это ведет к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры , в виде таких знаков , как устная и письменная речь , математические символы , нотные знаки и т.д. Построение и использование наглядных моделей (схем , чертежей , планов ) на основе символики – форма представлений для детей дошкольного возраста . Способности к наглядному моделированию обусловлена тем , что сама детская деятельность носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра . Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов ( внутреннем плане ) составляют , по словам А.В.Запорожца[19,c71], первый «цокольный»этаж общего здания человеческого мышления .Поэтому большое значение для умственного развития имеет игровое моделирование действительности .Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности : игре , конструировании , рисовании , лепке и т.д. Наглядные модели , в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий , являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего , идеального плана мыслительной деятельности .
2.6 Значение наличия в игре коллективных взаимоотношений.
Важное значение для игры имеет
развитие навыков
Игра по-разному воздействует на поведение дошкольников : одни дети принимают игровые предписания и следят за их выполнением другими участниками игры , другие подчиняются правилам только в ведущих ролях , а рядовых допускают нарушения , при невыполнении правил другими участниками они молча поддерживают их .Роль ведущего в творческих играх делает ребенка « правилоносителем».Слово ведущего является решающим . Дети , редко выполняющие роль ведущего , не умеют требовать . Но овладение собственным поведением связано с выполнением ведущей или рядовой роли. Такие дети , становясь ведущими , должны не только усвоить , как воздействовать на других , но и повысить значимость для себя. Некоторые дошкольники , получая ведущую роль , ощущают себя главными в данной ситуации и используют эту позицию для личного выигрыша. В этом случае игра утрачивает свою обязательность , как средства регуляции поведения , становясь помехой в достижении личного успеха .Здесь проявляются недостатки развития волевой регуляции поведения , роль ведущего ребенок не связывает с функцией контроля и самоконтроля. Некоторые дети , выполняя ведущую роль , не всегда авторитетны для участников игры и их требования иногда не выполняются . Поэтому таким детям нужно предоставить такую же власть , какую имеет взрослый , повысить его авторитет.
Сюжетно-ролевая игра проходит через выполнение ролей рядового и ведущего , через реальные взаимоотношения , личные симпатии , позицию ребенка в игре , которые способствуют проявлению функций контроля и самоконтроля .Указания в играх не сразу выступают как непосредственные регуляторы поведения детей: вначале ребенок учится подчиняться требованиям ведущего , затем –соотносить свои действия с этими требованиями .Соединение роли ведущего с ответственным отношением к правилам игры является характерной чертой поведения детей .Они не только усваивают действия и их последовательность , но и воспринимают их выполнение , как обязательное для себя и других . Наполнение всех ролей новым содержанием способствует развитию у детей моментов волевой регуляции своего поведения :умению сдерживать себя , затормозить неправильное действие , исправить товарища. Игры ребенка вовсе не являются областью условной символизации , в которой действую законы полной свободы , особая логика грез , аутизма и сновидений .Действия ребенка в игре подчинены логике реальных действий , ребенок в игре не уходит от реальности , а проникает, входит в такие сферы действительности , которые вне игры ему еще недоступны .Детское « как будто бы» выступает не как уход из реального мира и переход в мир фантазий и ирреального , а как переход ребенка из сферы его реальных отношений с действительность в сферу не менее реальных отношений окружающих его взрослых людей.