Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом и юношеском возрасте.
При этом поставлены следующие задачи:
Обобщить материал по проблеме мышления в психологии.
Рассмотреть возрастные особенности мышления у подростков и юношей.
Исследовать особенности операций мышления в подростковом и юношеском возрасте.
При написании работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования.
Введение
Глава I. Основные положения в изучении мышления
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
1.3 ПСИХОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАЗЫ
1.4 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Глава 2. Возрастные особенности мышления
2.2 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.3 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – МЫШЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.5 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.6.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – МЫШЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Глава 3. Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста
3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУПП
3.2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выводы
ЛИТЕРАТУРА
При составлении данной таблицы и занесения в нее результатов проведения данной методики по столбцу № 3 выявлено, что колебания скорости выполнения задания происходит от 53 секунд до 24 секунд, при этом аналогично действовал критерий возраста - чем старше испытуемый, тем меньше ему необходимо время на обдумывание каждого слова и выполнение всего ряда. Кроме того, при выполнении данного столбца играет фактор сложности, который в данном случае средний, т.е. имеются трудности при заполнении всех слов у учащихся.
Таблица № 4
Результаты выполнения (столбец № 4)
ФИО ученика, возраст | Номер слова в данном столбце, время выполнения каждого слова в секундах | Общее время за выполнение одного столбца | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1.Кушнерев Александр, 13 лет | 7 | 6 | 7 | 5 | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 5 | 54 секунды |
2.Данилина Дарья, 15 лет | 6 | 4 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 4 | 51 секунда |
3.Кирпичев Алексей, 16 лет | 7 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 49 секунд |
4.Мирошников Валерий, 16 лет | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 49 секунд |
5.Еременко Марина, 15 лет | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 54 секунды |
6.Сулейманов Ренат, 15 лет | 7 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 55 секунд |
7.Тихонов Денис, 13 лет | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 | 57 секунд |
8.Черкашин Сергей, 16 лет | 7 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | 56 секунд |
9.Тенизбав Никита,17 лет | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 35 секунд |
10.Питимко Артем, 17 лет | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 33 секунды |
11.Коренева Светлана, 18 лет | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 29 секунд |
12.Мурзина Татьяна, 18 лет | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 30 секунд |
13.Богатырева Светлана, 17 лет | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 32 секунды |
14.Лукъянова Людмила, 17 лет | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 28 секунд |
15.Шевцова Ольга, 18 лет | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 33 секунды |
При составлении данной таблицы и занесения в нее результатов проведения данной методики по столбцу № 4 выявлено, что колебания скорости выполнения задания происходит от 57 секунд до 28 секунд, при этом аналогично действовал критерий возраста - чем старше испытуемый, тем меньше ему необходимо время на обдумывание каждого слова и выполнение всего ряда. Кроме того, при выполнении данного столбца играет фактор сложности, в котором в данном случае трудность составила 50 % от общего числа слов в данной таблице, т.е. имеются трудности при заполнении всех слов у учащихся в виду того, что возникает необходимость заполнения согласных букв и требуется в некоторых случаях наличие подсказок.
Таблица № 5
Результаты выполнения (столбец № 5)
ФИО ученика, возраст | Номер слова в данном столбце, время выполнения каждого слова в секундах | Общее время за выполнение одного столбца | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1.Кушнерев Александр, 13 лет | 7 | 7 | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 58 секунд |
2.Данилина Дарья, 15 лет | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 55 секунд |
3.Кирпичев Алексей, 16 лет | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 53 секунды |
4.Мирошников Валерий, 16 лет | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 53 секунды |
5.Еременко Марина, 15 лет | 8 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 | 58 секунд |
6.Сулейманов Ренат, 15 лет | 8 | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 60 секунд |
7.Тихонов Денис, 13 лет | 8 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 61 секунда |
8.Черкашин Сергей, 16 лет | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 7 | 6 | 6 | 6 | 60 секунд |
9.Тенизбав Никита,17 лет | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 39 секунд |
10.Питимко Артем, 17 лет | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 37 секунд |
11.Коренева Светлана, 18 лет | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 33 секунды |
12.Мурзина Татьяна, 18 лет | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 34 секунды |
13.Богатырева Светлана, 17 лет | 6 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 36 секунд |
14.Лукъянова Людмила, 17 лет | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 32 секунды |
15.Шевцова Ольга, 18 лет | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 37 секунд |
При составлении данной таблицы и занесения в нее результатов проведения данной методики по столбцу № 5 выявлено, что колебания скорости выполнения задания происходит от 61 секунды до 32 секунд, при этом аналогично действовал критерий возраста - чем старше испытуемый, тем меньше ему необходимо время на обдумывание каждого слова и выполнение всего ряда. Кроме того, при выполнении данного столбца играет фактор сложности, в котором в данном случае трудность составила 100 % от общего числа слов в данной таблице. Существенную роль играл критерий подсказок.
Таблица № 6
Сводная (итоговая) таблица по полученным результатам при выполнении методики.
ФИО ученика, возраст | Номер столбца, время выполнения каждого из них в секундах | Общее время выполнения методики | Динамичность мышления, скорость | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1.Кушнерев Александр, 13 лет | 44 | 49 | 51 | 54 | 58 | 2 мин.56 сек | слабая | |
2.Данилина Дарья, 15 лет | 42 | 46 | 48 | 51 | 55 | 2 мин.42 сек. | средняя | |
3.Кирпичев Алексей, 16 лет | 33 | 44 | 46 | 49 | 53 | 2 мин. 25 сек | высшая | |
4.Мирошников Валерий, 16 лет | 44 | 44 | 46 | 49 | 53 | 2 мин.36 сек | средняя | |
5.Еременко Марина, 15 лет | 35 | 49 | 51 | 54 | 58 | 2 мин 47 сек | средняя | |
6.Сулейманов Ренат, 15 лет | 49 | 49 | 51 | 55 | 60 | 2 мин 64 сек | слабая | |
7.Тихонов Денис, 13 лет | 40 | 49 | 53 | 57 | 61 | 3 мин | слабая | |
8.Черкашин Сергей, 16 лет | 48 | 50 | 52 | 56 | 60 | 2 мин. 66 сек | средняя | |
9.Тенизбав Никита,17 лет | 22 | 25 | 27 | 35 | 39 | 1 мин 48 сек | средняя | |
10.Питимко Артем, 17 лет | 25 | 27 | 29 | 33 | 37 | 1 мин 57 сек | слабая | |
11.Коренева Светлана, 18 лет | 21 | 23 | 25 | 29 | 33 | 1 мин 31 сек | средняя | |
12.Мурзина Татьяна, 18 лет | 22 | 24 | 26 | 30 | 34 | 1 мин 36 сек | средняя | |
13.Богатырева Светлана, 17 лет | 24 | 26 | 28 | 32 | 36 | 1 мин 46 сек | слабая | |
14.Лукъянова Людмила, 17 лет | 20 | 22 | 24 | 28 | 32 | 1 мин 26 сек | высшая | |
15.Шевцова Ольга, 18 лет | 25 | 27 | 29 | 33 | 37 | 1 мин 51 сек | слабая |
Скорость протекания мыслительного процесса в каждом индивидуальном случае была определена следующим образом:
В критерий наибольшей скорости протекания мыслительного процесса вошли показатели выполнения задания среди подростков 2,25 а наименьшей - 3, среди юношей - 1,26 и 1,51 наименьшей. При этом данные показатели были определены в соответствии с полученными данными исследуемой группы, которые могут меняться в зависимости от психологического развития исследуемой группы, кроме того, средние данные и выводы по них были основаны на используемой литературе, так в подростковом возрасте скорость мыслительного процесса меньше чем у школьников юношеского возраста в силу физиологического развития организма, а также умственного развития ребенка, влияния на него учителя и других сверстников. Хотя данные исследуемые группы довольно самостоятельны в своем выборе и своих действиях. [14]
Таблица № 7
Сравнительная таблица в отношении мальчиков и девочек по результатам методики «Недостающие буквы в словах»
Испытуемые | Средний показатель времени выполнения задания | Слабая скорость
в % |
Средняя скорость в % | Высшая скорость в % |
Мальчики | 2,3 | 50 | 40 | 10 |
Девочки | 1,6 | 30 | 60 | 10 |
Таким образом на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что как среди девочек, так и среди мальчиков одинаковое процентное соотношение детей с высшей скоростью динамичности мышления. Однако различны показатели процентного соотношения детей со средним уровнем динамичности мышления, так девочек - 60 %, а мальчиков всего 40. Кроме того, процентное соотношение мальчиков со слабой скоростью динамичности мышления выше, чем девочек. Следовательно, группа испытуемых мальчиков имеет показатели динамичности мышления ниже, чем группа испытуемых девочек. Так же средний показатель времени выполнения задания у девочек ниже, чем у мальчиков, что свидетельствует о том, что девочками было затрачено меньше времени на выполнение методики, чем мальчиками. [9]
Ниже приводится график в соответствии с полученными данными, построенный путем оценки показателей данных мальчиков и девочек.
Таким образом, следуя из данных графика можно сделать выводы о том, что группа испытуемых мальчиков имеет показатели динамичности мышления ниже, чем группа испытуемых девочек. Так же средний показатель времени выполнения задания у девочек ниже, чем у мальчиков, что свидетельствует о том, что девочками было затрачено меньше времени на выполнение методики, чем мальчиками. [9]
На основании изложенного, учитывая особенности
мышления исследуемых групп, можно сделать
вывод о том, что динамика мышления девочек
больше в силу критерия возраста исследуемых,
т.е. старшего возраста в основном девочки,
по сравнению с мальчиками, которые в данной
возрастной группе младше девочек. Влияние
возраста на динамику мышления является
существенным фактором при проведении
методики. [12] Кроме того, в психологическом
аспекте на данных возрастных этапах мальчики
оказались слабее девочек, в силу того,
что психологические процессы у девочек
протекают быстрее, чем у мальчиков на
стадии подросткового возраста и выравниваются
на стадии раннего юношеского. [17]
Обработка и анализ результатов по методике «Вербальный лабиринт»
Полученные данные были занесены в таблицу, при этом буквой «х» в первом столбце было отмечено задание номер 1, напримере которого было показано выполнение методики.
Таблица № 8
Результаты выполнения методики «Вербальный лабиринт»
ФИО ученика, возраст | Номер столбца, время выполнения каждого из них в минутах | Общее время выполнения методики | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1.Кушнерев Александр, 13 лет | х | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | 7 | 76 минут |
2.Данилина Дарья, 15 лет | х | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | .50 минут |
3.Кирпичев Алексей, 16 лет | х | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 61 минута |
4.Мирошников Валерий, 16 лет | х | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 52 минуты |
5.Еременко Марина, 15 лет | х | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 54 минуты |
6.Сулейманов Ренат, 15 лет | х | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 59 минут |
7.Тихонов Денис, 13 лет | х | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 7 | 7 | 7 | 77 минут |
8.Черкашин Сергей, 16 лет | х | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 57 минут |
9.Тенизбав Никита,17 лет | х | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 40 минут |
10.Питимко Артем, 17 лет | х | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 42 минуты |
11.Коренева Светлана, 18 лет | х | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 40 минут |
12.Мурзина Татьяна, 18 лет | х | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 33 минуты |
13.Богатырева Светлана, 17 лет | х | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 40 минут |
14.Лукъянова Людмила, 17 лет | х | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 40 минут |
15.Шевцова Ольга, 18 лет | х | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 31 минута |