Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом и юношеском возрасте.
При этом поставлены следующие задачи:
Обобщить материал по проблеме мышления в психологии.
Рассмотреть возрастные особенности мышления у подростков и юношей.
Исследовать особенности операций мышления в подростковом и юношеском возрасте.
При написании работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования.
Введение
Глава I. Основные положения в изучении мышления
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
1.3 ПСИХОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАЗЫ
1.4 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Глава 2. Возрастные особенности мышления
2.2 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.3 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – МЫШЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.5 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.6.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – МЫШЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Глава 3. Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста
3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУПП
3.2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выводы
ЛИТЕРАТУРА
На основе полученных данных и анализа таблицы, следует, что параметры, определяющие способности к выделению сложных, абстрактных логических отношений колеблются при среднем значении от 22 до 32 единиц. При этом минимальные способности среди исследуемой группы учеников имеются при значении от 22 до 24 единиц, средние - от 25 до 29 единиц и высшие на данный момент и при исследовании данной категории учеников - от 30 до 32 единиц. ( при составлении столбца № 2 в данной таблице учитывался критерий времени).[17]
Таблица № 19
Сравнительная таблица в отношении мальчиков и девочек по результатам методике «Образование сложных аналогий»
Испытуемые | Средний показатель итоговой оценки - А | Слабый показатель
в % |
Средний показатель в % | Высший показатель в % |
Мальчики | 26,8 | 30 | 40 | 30 |
Девочки | 28,8 | 10 | 30 | 50 |
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что среди мальчиков процентное соотношение детей с высшим показателем меньше, чем девочек. Однако различны показатели процентного соотношения детей со средним показателем, так девочек - 30 %, а мальчиков на этот раз больше - 40 %. Однако, процентное соотношение девочек со слабым показателем ниже, в отличие от мальчиков, чьи показатели равны - 30 %. Следовательно, группа испытуемых мальчиков имеет показатели ниже, чем группа испытуемых девочек.
Данные показатели были получены в силу того, что на результаты выполнения методики повлиял возраст испытуемых, так как было неоднократно указано выше, что подросткового возраста в основном мальчики, чьи результаты получились ниже, чем девочек, чей возраст относится к категории юношеского, и, следовательно, показатели девочек выше. [17].
С целью упорядочивания результатов выполнения методик была составлена сводная таблица.
Таблица № 20
Сводная таблица по выполненным методикам
ФИО ученика, возраст | Динамичность мышления, скорость | Показатель гибкости
мышле
ния |
Способность выделять
существенные признаки предметов |
Уровень процессов обобщения | Способность к выделению сложных, абстрактных логических отношений. |
1.Кушнерев Александр, 13 лет | слабая | средний | 18 | 24 | 22 |
2.Данилина Дарья, 15 лет | средняя | Средний | 18 | 26 | 22 |
3.Кирпичев Алексей, 16 лет | высшая | Средний | 12 | 26 | 31 |
4.Мирошников Валерий, 16 лет | средняя | Средний | 24 | 24 | 26 |
5.Еременко Марина, 15 лет | средняя | Средний | 21 | 28 | 28 |
6.Сулейманов Ренат, 15 лет | слабая | Средний | 18 | 28 | 28 |
7.Тихонов Денис, 13 лет | слабая | низкий | 18 | 24 | 24 |
8.Черкашин Сергей, 16 лет | средняя | Средний | 24 | 19 | 26 |
9.Тенизбав Никита,17 лет | средняя | средний | 24 | 17 | 28 |
10.Питимко Артем, 17 лет | слабая | средний | 30 | 28 | 30 |
11.Коренева Светлана, 18 лет | средняя | средний | 27 | 28 | 28 |
12.Мурзина Татьяна, 18 лет | средняя | высший | 24 | 26 | 30 |
13.Богатырева Светлана, 17 лет | слабая | средний | 21 | 28 | 32 |
14.Лукъянова Людмила, 17 лет | высшая | средний | 27 | 24 | 32 |
15.Шевцова Ольга, 18 лет | слабая | высший | 27примечание | 20примечание | 30примечание |
Примечание: показатели данной категории подробно описаны в соответствующе методике.
На основании полученных данных следует, что существует определенная взаимосвязь между показателями данных методик, так, если первоначальные данные у испытуемого приравнивались к категории слабых способностей, то в дальнейшем, данная категория не поднималась выше среднего уровня. Однако, переход от высшего к слабому показателю наблюдался в большинстве случаев. Что свидетельствовало о психологически «однобоком» развитии способности ребенка, который при наилучшем результате динамичности мышления, получал низшие показатели гибкости мышления.
С целью полного и точного сравнения полученных данных по каждой методики, была составлена таблица, указанная в приложении № 1, которая наиболее точно отразила взаимосвязь каждых психологических процессов между собой (показатель корреляции), а также уровень развития того или иного психологического процесса у каждого испытуемого.
Для достижения цели в практической части, были поставлены две задачи:
Провести исследование мышления у подростков и юношей.
Отразить все полученные данные в соответствующей форме в виде таблиц и графиках на основе полученных данных
Было выявлено,
что у основной массы детей уровень
развития мышления можно охарактеризовать
как средний, так как большую роль в мыслительных
процессах играют индивидуально-психологические,
личностные, социально-психологические
свойства исследуемых. Экспериментально
установлено, что на процессы и результаты
мышления очень большое влияние оказывают
личностные и прежде всего когнитивные
особенности испытуемых: их тревожность,
экстра- и интровертированность, полезависимость--
ВЫВОДЫ.
В подростковом возрасте усиливается независимость детей от взрослых людей. Подростки гораздо менее, чем младшие школьники податливы внешнему воздействию со стороны родителей и учителей. В период отрочества повышается внимание ребёнка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию, самовоспитанию.
В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий подростки и юноши должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения.
По мере формирования теоретического мышления подросток и юноша всё больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает особенно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности ко всё более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи её различных моментов, сторон её сущности. Точнее подросток, как и юноша не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность.
Таким образом, при составлении данной работы, достигнуты цели и задачи, поставленные в данной работе, а именно: выявлены основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом и юношеском возрасте. Обобщен материал по проблеме мышления в психологии. Рассмотрены возрастные особенности мышления у подростков и юношей. Исследованы особенности операций мышления в подростковом и юношеском возрасте.
Приложение
№ 1
ФИО ученика, возраст | динамичность мышления | гибкость мышления | Способность выделять существенные признаки предметов | Уровень процессов обобщения | способность к выделению сложных, абстрактных, логических отношений |
Кушнерев Александр, 13 лет | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Данилина Дарья, 15 лет | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Кирпичев Алексей, 16 лет | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 |
Мирошников Валерий, 16 лет | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Еременко Марина, 15 лет | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Сулейманов Ренат, 15 лет | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Тихонов Денис, 13 лет | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Черкашин Сергей, 16 лет | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Тенизбаев Никита, 17 лет | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Питимко Артем, 17 лет | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Коренева Светлана, 18 лет | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Мурзина Татьяна, 18 лет | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Богатырева Светлана, 17 лет | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
Лукъянова Людмила, 17 лет | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Шевцова Ольга, 18 лет | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 |
0,0034965 | 0,11931818 | 0,1071429 | 0,007936508 |