Исследование особенностей личности генерального испытуемого

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследование особенностей личности генерального испытуемого.
Задачи:
1.. Диагностика личностных отношений генерального испытуемого.
2.Выявление типа памяти генерального испытуемого.
3. Изучение социально-психологических качеств личности генерального испытуемого.
4.Измерение реактивной личностной тревожности генерального испытуемого.
5.Поведенческий портрет генерального испытуемого.
6.Изучение акцентуации характера генерального испытуемого.
7.Психологические механизмы защиты личности генерального испытуемого.
8. Изучение непроизвольного запоминания генерального испытуемого
9.Исследования индивидуального психологического консультирования и коррекции.
10.Исследование агрессии генерального испытуемого.
11. Диагностика волевого самоконтроля личности генерального испытуемого.
12. Оценка яркости и чёткости представлений генерального испытуемого.
13. Изучение самооценки и самовыражения генерального испытуемого.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

среди других людей и овладение приемами декодирования психологических

сообщений (в том числе и невербальных), идущих от окружающих индивидов и групп; чувственное познание групподинамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям; коррекция и формирование социально-психологических навыков и умений участников; обучение индивидуализированным приемам межличностных взаимодействий, используя субъективные преимущества обучаемого.

Учебно-тренировочная  группа осуществляет свою деятельность в рамках

социально-психологического тренинга. Это практика психологического

воздействия, синтезирующая активные методы групповой работы.

В социально-психологическом  тренинге реализуются два основных подхода: поведенческий,ориентированный  на повышение коммуникативной компетенции; личностно-развивающий, направленный на изменение личности обучаемого с  помощью преобразующего воздействия тренинговой группы.  Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими людьми. Наряду с этой основной целью есть и ряд сопутствующих:

а) повышение социально-психологической компетенции участников и развитие их способностей эффективно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции участников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

в) повышение уровня психологической культуры .

Конкретные  формы проведения социально-психологического тренинга разнообразны. Это может быть: перцептивно-ориентированный тренинг; тренинг общения; тренинг личностного роста; тренинги умений и так далее.  Для любой из этих форм характерны следующие основные фазы, которые проходит социально-психологический тренинг: организационно-подготовительная; вводно-ознакомительная; диагностическая; коррекционно-развивающая; заключительно-обобщающая.  Дифференциация форм и методов групповой психологической работы зависит от того, в каких теоретических традициях они представлены, в рамках какого подхода они осуществляются.В настоящее время можно выделить следующие основные подходы: поведенческий подход (бихевиоризм); деятельностный подход; когнитивный подход;психоаналитический подход; экзистенциально-гуманистический подход;психодрама; телесно-ориентированный подход; психосинтез; трансперсональный подход; гештальттерапия.   

Кратко  охарактеризуем используемые в каждом из данных подходов методы.Поведенческий подход (бихевиоризм). Ставит своей целью формирование оптимальных поведенческих навыков. При этом используются методы, условно относящиеся к трем группам: методы контробуславливания - предполагают разрыв установившейся нежелательной связи между условным раздражителем и реакцией,

или замену этой реакции новой; оперантные методы, в основе которых лежит основа поощрений участников за желаемые действия; методы научения через наблюдение, подражание и пример. Деятельностный подход.  Основан на организации специального обучения, в ходе которого участник овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществить контроль и управление внешней и внутренней активностью. Когнитивный подход.  Использует совокупность методов, в основе которых лежит представление о примате сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем. Для осуществления этого подхода необходимы навыки самонаблюдения, хорошо развитое логическое мышление, склонность к абстрактному рассмотрению конкретных жизненных ситуаций.  Методы направлены на обучение клиента навыкам рационального анализа собственных действий, мнений, представлений о реальности. 3а) Сюда же могут быть отнесены методы нейролингвистического подхода (НЛП), основанные на изменении поведения путем использования различных систем представления информации у человека, распознания ограничений в моделях реальности и расширения возможностей выбора и принятия решений с помощью лингвистических конструктов и методик невербальной коммуникации. Этот подход претендует на роль метасистемы современной психотерапии. Психоаналитический подход.   
 
 

Направлен на выявление неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений, на освобождение человека от

невротических симптомов, аномалий характера, запретов через переживание

травматического детского опыта и отреагирование подавляемых чувств, так

называемый  катарсический метод, а также  метод свободных ассоциаций, активного  воображения, анализа жизненного пути и так далее.

Трансактный анализ. Оригинальная концепция в  рамках психоанализа, в которой выделяют следующие тематико-методические части: структурный анализ эго-состояний (родительского, взрослого, детского); предполагает диагностику и гармонизацию этих состояний для оптимального функционирования личности;

анализ  трансакций - единиц двусторонних коммуникаций с точки зрения того, с позиций каких эго-состояний личности собеседников они осуществляются; анализ игр-комплексных стереотипных цепочек коммуникаций, повторяющихся в стандартных версиях (ролях), с относительно постоянным набором участников и предсказуемым результатом (выигрышем); чаще всего игры препятствуют  взаимопониманию, тормозят личностное развитие; анализ сценариев, предопределяющих личную судьбу и основанных на родительском программировании. Экзистенциально-гуманистический подход.  В его рамках подчеркивается важность проблем человеческого становления и ответственности человека за него, за наполнение жизни собственным смыслом и реализацию общечеловеческих ценностей.

Психодрама. 

В ней  большое значение придается проигрыванию и отреагированию

внутриличностных конфликтов и межличностных ситуаций, моделируемых

участниками в  театральной форме.

Телесно-ориентированный  подход.

Придает большое  значение раскрепощению тела, освобождению его от зажимов, возвращению человека к состоянию искреннего

удовольствия, испытываемого от свободы телодвижений. Основные приемы связаны с массажем, дыханием, голосовыми и физическими упражнениями.

Психосинтез. 

При помощи специальных  процедур человек узнает о различных

составляющих  своей личности, расширяет поле сознания и открывает объединяющее эти составляющие психологический центр. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию личности вокруг нового центра.

Трансперсональный подход.

Признает значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания. Использует различные медитативные, дыхательные и трансовые техники для расширения сознания.

Гештальттерапия. 

Этот подход имеет много заимствований по методам из других

подходов, направленных на завершение каких-либо действий, незавершенных в прошлом (гештальтов) и сознавание бытия «здесь и сейчас» в целостности мыслей, чувств, деятельности и с учетом внешней среды (так называемая гомеостатическая модель личности).

Все вышеперечисленные  подходы представлены в русле  современной психотерапии, которая в широком, немедицинском (личностно ориентированном) смысле направлена на оказание психологической помощи здоровым людям в ситуации психологических затруднений, или в случае потребности улучшить качество жизни. Таким образом, целью психотерапии является: помощь при психических расстройствах легкой и средней степени тяжести (медицинский аспект);

содействие в  разрешении проблем и преодолении  психологических затруднений;

актуализация  резервов личностного роста.  В  настоящем исследовании внимание сосредоточено на феномене психокоррекционных групп. Так называют «специально создаваемые малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия» .  Достигаемый результат - обогащение опыта участников, основное используемое средство -опыт переживания.

Совершенствование опыта, внутреннего и внешнего, как  правило, включает

процесс перестройки, коррекции уже сложившегося наличного  потенциала. Именно этот момент акцентируется в названии подобных групп психокоррекционными, хотя существуют варианты названия, более полно отражающие содержательную сторону протекающих в этих группах процессов («группы опыта», «группы роста» и так далее).

Среди психокоррекционных групп могут быть выделены: группы  организационного развития, или решения проблем; группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста; терапевтические группы.  К.Рудестам выделяет следующие основные виды психокоррекционных групп:

Т-группы (в том числе группы сенситивности);

группы встреч;

гештальтгруппы;

психодрама;

группы телесной терапии;

группы танцевальной терапии;

группы терапии искусством;

группы тренинга умений. 

Диапазон групп  каждого типа широк: от ориентированных на информацию или задачу до ориентированных на личность или понимание; от центрированных на руководителе до центрированных на участнике; от рациональных до аффективно спонтанных; от жестко структурированных до неструктурированных; от кратковременных до существующих

длительное время;

от объединяющих здоровых людей до состоящих из людей  с

отклонениями  в физическом или психическом  здоровье .От

конкретного подхода и целей, которые он ставит перед собой, зависят методы групповой психологической работы. Дадим характеристику этих подходов и методов.

Т-группы (группы тренинга, в том числе и группы сенситивности).

Первые группы были основаны в 1946 году К. Левиным и его коллегами,

заметившими, что  участники получают пользу от анализа  собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. В основе движения Т-групп лежат следующие ценности:

ориентация на поведенческие и общественные науки;

демократичные процессы в противовес авторитарным;

способность устанавливать  отношения взаимопомощи.

Т-группа помогает участникам развивать специфические коммуникативные умения с помощью следующих методик:

описание поведения;

коммуникация  чувств;

активное слушание;

конфронтация. 

Руководитель  доверяет участникам группы совместную

самостоятельную работу по исследованию их поведения и взаимоотношений, однако некоторые Т-группы используют структурированный подход для достижения специфических целей членов группы. Конечная цель Т-группы—научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Группы встреч.

Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на

открытости и  честности, осознании самого себя и  своего фиического «я»,

ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип «здесь и сейчас».

Можно выделить группы, ориентированные на определенную задачу, и группы, ориентированные на чувство общности.  Группы встреч ориентированы на ускорение психологического развития нормально функционирующего индивидуума, на немедленный кратковременный эффект и поощряют самораскрытие руководителя группы. В деятельности группы встреч используются активизирующие процедуры, которые поощряют участников к межличностным коммуникациям, построению

доверительных отношений, изучению конфликтов и сопротивления, проявлению сочувствия и поддержки. Используются и альтернативные способы проведения групп встреч, такие как марафон - длительное взаимодействие, позволяющее снять сознательный контроль и самораскрыться; «группа обнажения», стремящаяся максимально проникнуть в сферу индивидуального бессознательного каждого участника группы.

Информация о работе Исследование особенностей личности генерального испытуемого