Исследование особенностей личности генерального испытуемого

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследование особенностей личности генерального испытуемого.
Задачи:
1.. Диагностика личностных отношений генерального испытуемого.
2.Выявление типа памяти генерального испытуемого.
3. Изучение социально-психологических качеств личности генерального испытуемого.
4.Измерение реактивной личностной тревожности генерального испытуемого.
5.Поведенческий портрет генерального испытуемого.
6.Изучение акцентуации характера генерального испытуемого.
7.Психологические механизмы защиты личности генерального испытуемого.
8. Изучение непроизвольного запоминания генерального испытуемого
9.Исследования индивидуального психологического консультирования и коррекции.
10.Исследование агрессии генерального испытуемого.
11. Диагностика волевого самоконтроля личности генерального испытуемого.
12. Оценка яркости и чёткости представлений генерального испытуемого.
13. Изучение самооценки и самовыражения генерального испытуемого.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

                
 
 

                           
 
 

Курсовая  работа на тему

Исследование особенностей личности                 генерального испытуемого. 
 
 
 

                                                  

                                                                                                                                                                

                                                                                                               Выполнил:

                                                                           

                                                                                                               Проверил: 

                                                                              .

 

                                            Москва 2011г.

  введение.

Предыстория тестов уходит в глубину веков. Она  связана с испытаниями различных  способностей, знаний, умений и навыков. Сообщается, что уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания учеников в школах писцов. Профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации благодаря обширным по тем временам знаниям. Он был обязан знать все четыре арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях и др. Другим свидетельством использования испытаний тестового характера являются материалы, излагающие основы религиозного учения чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использовали загадки, вопросы-парадоксы с одновременным созданием ситуации психологического стресса. Отвечать на них необходимо было сразу, не раздумывая. В зависимости от того, как тестируемый неофит отвечал на эти загадки, опытный наставник определял, на каком уровне «просветленности» он находился и какие меры нужно принять для углубления его «чаньского опыта», а также выявлял симулянтов, скрывающих за внешней грубостью и странностью манер свою некомпетентность.К началу ХХ в. практические потребности изучения преобладающих способностей были сформулированы в виде научной проблемы исследования индивидуальных различий. Эта проблема и дала импульс к появлению первых тестов. Ф. Гальтон, известный английский ученый, в течение 1884–1885 гг. провел серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет имели возможность за небольшую плату проверить свои физические качества, ряд физиологических возможностей организма и психических свойств по семнадцати показателям. По полной программе было обследовано 9337 человек.

Это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и основанной на   интуиции.Начало 30-х гг. ХХ в. Характеризуется широким использованием тестов во многих странах. Во Франции они стали применяться для дефектологических целей и для профориентации, в США тесты использовались при приеме на работу и в вузы, в социально – психологических исследованиях. В СССР тесты применялись в основном в народном образовании и в сфере профотбора.Хотя в 30-е годы практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в СССР не прекращалась. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний и, наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Суть вопроса не в названиях, а в принципиальных отличиях.Первое отличие состоит в том, что тест является научно обоснованным методом эмпирического исследования в психологии и в ряде других наук.Второе принципиальное отличие связано со сравнительно новой ролью теста как инструмента теоретического исследования в таких, например, направлениях психологии, как изучение личности, способностей. Здесь использование тестов позволило преодолеть методологический тупик, в котором оказались авторы многочисленных теорий, концепций, интуитивных догадок и иных умозрительных построений, не видевших способа обоснования истинности своих суждений. Непосредственное же обращение к практике как к критерию истины дает нередко противоречивые результаты, ибо действительная научная аргументация практикой требует определенного структурирования, опосредования, абстрагирования последней и, кроме того, методической вооруженности исследователя.Только в последние годы в психологии стала широко осознаваться задача согласования теоретических конструкций с эмпирическими результатами, для чего стали необходимыми методы, позволяющие это делать без заметной потери качества такого согласования. Тесты являются сейчас, по-видимому, наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теорию с эмпирией в соответствии с некоторыми известными стандартами качества информации. Именно такое понимание тестов все в большей мере начинает утверждаться в новейшей отечественной и зарубежной литературе.

 

Объект: личность  генерального испытуемого.

  Предмет: Особенности личности генерального испытуемого.

  Гипотеза исследования: Время суток влияет на данные тестирования.

  Цель исследования: Исследование особенностей личности генерального испытуемого.

  Задачи:

1.. Диагностика  личностных отношений генерального  испытуемого.

2.Выявление  типа памяти  генерального испытуемого.

3. Изучение  социально-психологических качеств  личности генерального испытуемого.

4.Измерение  реактивной личностной тревожности   генерального испытуемого.

5.Поведенческий  портрет  генерального испытуемого.

6.Изучение  акцентуации характера  генерального  испытуемого.

7.Психологические  механизмы защиты личности  генерального  испытуемого.

8. Изучение  непроизвольного запоминания   генерального испытуемого

9.Исследования  индивидуального психологического  консультирования и коррекции.

10.Исследование  агрессии генерального испытуемого.

11. Диагностика  волевого самоконтроля личности  генерального испытуемого.

12. Оценка  яркости и чёткости представлений   генерального испытуемого.

13. Изучение  самооценки и самовыражения генерального  испытуемого.                                     

  Глава 1 

1.1. Методы для исследования  личности.

 Личность  является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности. В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии. Это объясняется рядом обстоятельств: во - первых, изменения личности обладают в известной мере нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики; во - вторых, анализ преморбидных свойств личности может оказаться полезным в установлении возможных причин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и соматических, например, язвенной болезни, заболеваний сердечно - сосудистой системы); в - третьих, характеристика личностных изменений в течении заболевания обогащает наши представления о его патогенетических механизмах; в - четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий.Не существует даже сколько - нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности.Тестовые методики связаны с теоретическими принципами. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том. Что организмом и средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы.Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутреннее психические процессы должны быть  интерпритированны по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты., разработавшие метод тестов (термин веден Ф.Гальтоном).Первым исследователем, использовавшим в психологической экперементатике "интеллектуальный тест", был  Дж. М. Кеттел. Этот термин после статьи Кеттеле "интеллектуальные тесты и измерения", опубликованной в 1890 г. в журнале "Mind", приобрел широкую известность.Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона  появилась в 1905 году. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения в результате биологического созревания.  Шкала А. Бине в последующих редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки.Вторая реакция шкалы (1908) отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей –до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие "умственный возраст". Самое широкое распространение получила вторая редакция шкалы Бине. Последняя (третья) редакция шкалы, опубликованная в год смерти, не внесла существенных изменений. Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты.Они считалось соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80%-90%). Детям до 6 лет прелагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет- 6 заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек). Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог не совпадать с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка.Если он справился со всеми заданиями, то ему предлагались задания следующий, старшей возрастной группы. Если он решал не все задания, а некоторые из низ, то испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, то ему давались задания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решаются испытуемым. Максимальный возраст, все задания которого решались испытуемым, назвали базовым умственным возрастом. Если, кроме того, ребенок выполнял и некоторые создания, предназначенные для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом "умственных" месяцев. Тогда к числу лет, определяемых базовым умственным возрастом. Прибавлялось и некоторое число месяцев. Шкала Стенфорд-Бине получила популярность во всем мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986 гг.). в последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемой по шкале Стенфорд-Бине,на долгие годы стал синонимом интеллекта.Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться путем сопоставления с результатами шкалы Стенфорд-Бине. Возникновение группового тестирования. Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX века, были индивидуальными и позволяли вести опят только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные психологи, имеющие достаточно высокую квалификацию.Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее психологически подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным идам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний -групповое тестирование. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полуторомиллионную армию рекрутов по различного рода армейским службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить  Артуру Отису  разработку новых тестов. Так появилась две формы армейских тестов – "Альфа" и "Бета". Первая предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая –для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широко применять. В то время как индивидуальные тесты, такие как шкала Стенфорд-Бине, в основном применялись в клинике и для консультирования, групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии. 20-е годы нашего столетия характеризовались настоящим тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено, прежде всего ее направленностью на оперативное решение практических задач.Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно, а не чисто эмперитически подойти  к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.д. на протяжении первой половины ХХ в. специалисты в области психологической диагностики создали множество разнообразных тестов. Разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее поистине до высокого совершенства.Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью. Тем не менее и этим тестам свойственны недостатки, характерные для тестов Бине. Помимо знания уровня общего интеллекта требовалась дополнительная информация об особенностях психики человека. В результате возникло  новое направление в тестологии - тестирование специальных способностей, которое вначале было призвано лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выдели в самостоятельную область.   Тесты специальных способностей и достижений.Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Было разработано около дюжин комплексных батарей тестов способностей для использования в образовании и при консультировании и распределении персонала. Различаясь составом ,методическими качествами, они сходны в одном -их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями. Теоретической основой для построения комплексных батарей тестов способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними -факторного анализа. Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности Английский психолог Чарльз Спирмен в статье 1904 г. пришел к выводу, что положительная коррекция между тестами на различные способности (например, математические и литературные) выявляет некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой.Помимо фактора, общего ля всех видов деятельности, в каждом из них при его осуществлении обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности    (S- фактор).. Теорию Ч.Спирмена называют двухфакторной. Согласно ее положениям целью психологического тестирования должно быть измерение g  у инвалидов. Если такой фактор проявляется во всех изучаемых психических функциях, то его наличие будет единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях. Измерение же специфических факторов смысла не имеет, поскольку эти факторы - каждый из них -могут обнаружить себя только в одной ситуации.Американские психологи, продолжив работы факторно -аналитического направления, занялись проблемами групповых факторов. Их основные работы вышли в 20-30-е годы. Ли Терстон, основываясь на многочисленных исследованиях, выделил 12 факторов, которые он обозначил как первичные умственные способности. Среди них можно назвать следующие: словесное понимание, беглость речи, числовой, пространственный, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (логическое мышление) и др.      Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов.Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, превышает 120. На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой способности. Наиболее известна среди них Батарея тестов общих способностей, включающая  тесты способностей для конкретных профессий. Современное понимание факторного анализа вносит некоторое изменение в ту его трактовку, которая была  в 20-40-е годы. Факторный анализ-это высшая ступень линейных корреляций. Но линейные корреляции не могут считаться формой выражения математической связи между психическими процессами.Следовательно, отсутствие линейных корреляций не может толковаться как отсутствие связи вообще, тоже относится и к высоким коэффициентам корреляции. Поэтому факторный  анализ и добываемые посредством этого анализа факторы не всегда верно отражают зависимости между психическими процессами. Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемые в учебных заведениях, -тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не сколько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845).В Америке тесты достижений использовались при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872 г., а с 1883г. Их применение стало регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена в течение первой войны и сразу после нее. Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик.Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является  Стэндфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обучаемости в разных классах средних учебных заведений. Значительной число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики. Для изучения собственно психологических различий эти тесты не предназначаются. Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX в. Критериально - ориентированных тестов. Другие виды диагностических методик   Особое направление  в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются прежде всего опросники и проективная техника. Опросники,  вероятно, являются самыми первыми психодиагностическими методами, заимствованными психологами из естествознания. Опросники - это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов  или утверждений,  а задачей испытуемого является самостоятельной сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов.Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм.  Возникший в глубокой древности в рамках религиозной  идеологии, он содержал тезис о непознаваемости духовного  мира, о невозможности объективного изучения психических явлений. Отсюда вытекало предположение, что кроме самонаблюдения, нет иных способов изучения сознания человека. Метод опросников можно рассматривать в качестве разновидности самонаблюдения ( так, например, считал А.Бине).Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Ф.Гальтона, который использовал их не для  изучения личностных качеств, а для оценки  познавательной сферы человека (особенностей зрительного восприятия, умственных образов). В конце прошлого века с помощью опросников проводились исследования памяти (Бине, Куртье), общих понятий (Рибо), внутренней речи (Сен-Поль) и др. отпечатанные опросники обычно рассылались по адресам будущих респондентов, иногда их печатали в журналах. Прототипом личностных опросников был, разработанный американским психологом  Робертом Вудвортсом в 1919г.Ассоциативная концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию, понятие о которой ведет свое происхождение от аристолеля. Как целостная система ассоцианизм возник в XVIII в., хотя некоторые его принципы были открыты раньше. Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, в трудах английского врача Гартли (1705-1757). Согласно его теории идеи связаны между в соответствии с порядком и связью материальных процессов, происходящих в нервной системе.Факторами, детерминирующими ассоциации, Гартли считал смежность во времени и частоту повторений. Помимо материалистического ассоцианизма в XVIII в. Развивался субъективно-идеалистический ассоцианизм в учениях Беркли и Юма. Согласно их представлениям связь идей дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. Их появление у человека подчиняется универсальным законам ассоциации, определяемым правилами самого сознания.

                                                

   

Вывод.

Общий недостаток всех описанных выше семантических  методик психологи видят в том, что вследствие заданности — как перечней личностных черт, так и субъектов, которых нужно по ним оценивать, — существуют сомнения в достоверности их данных. Если те черты личности или биполярные шкалы, по которым испытуемый вынужден измерять людей, не рассматриваются им как существенные, полезные, не являются для него первичными для вынесения суждений о личности, то результат диагностики не будет адекватно отражать его личностное знание (собственную теорию личности, по выражению Дж. Кел-ли), а явится своего рода артефактом.Репертуарные личностные методики стали использоваться сравнительно недавно. Они сулят большие перспективы в качестве эффективного средства личностной диагностики. Этот метод находит все новых сторонников в разных сферах практики. Однако следует помнить, что он так же, как и другие диагностические инструменты, окажется полезным только в руках профессионально владеющего им человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Методы исследования  психологических  и состояний личности

Изучение  непроизвольного  запоминания.

 Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детермированный особенностями деятельности субъекта. Необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия или способы достижения цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий у него интерес и эмоции.

 Воспринимаемый индекс вины.

Состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния и как генерализованной Я-концепции (черты). Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на специфические события или ситуации, и могут случаться в семейной терапии или в работе с несовершеннолетний делинквентами.

 Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) 

 Диагностика самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина, САМОАЛ)

Методика включает в себя диагностику по следующим шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.

 Диагностика самооценки мотивации одобрения (шкала Д.Марлоу, Д.Крауна)

Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или  шкалы стремления к одобрению. Одним  из таких вариантов является шкала, разработанная Д.Марлоу и Д.Крауном. Этот тест целесообразно проводить для определения степени искренности ответов группы. А также данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.

  Личностный опросник Г.Айзенка

Данный  опросник определяет соответствие одному из четырех типов темперамента: халерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Также  после обработки данных можно определить круг профессий наиболее подходящих определенному типу темперамента.

Методика  аутоидентификации  акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллера)

Позволяет определить тип акцентуаций характера  личности - меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.

Методика  диагностики уровня социальной фрустрированности  Л.И. Васермана (модификация В.В. Бойко)

Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

Методика  измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)

Служит  для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Методика  изучения структуры  темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

Информация о работе Исследование особенностей личности генерального испытуемого