Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом «Детский аутизм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла в связи с ростом нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств.
Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм. Проблема раннего детского аутизма (РДА) возникла в 1943г. когда Л.Каннер из всего многообразия аутистических проявлений у детей выделил особый по своим клиническим признакам синдром.

Работа содержит 1 файл

курсак лены.doc

— 275.50 Кб (Скачать)


Глава 3. Результаты исследования

 

Качественное описание результатов.

Результаты исследования представлены в количественном выражении (см. Приложение 1, протоколы № 1-10), при качественном анализе результатов проведенных исследований были выявлены следующие ошибки:

При исследовании функции программирования и контроля в пробах на понимание смысла сюжетных картинок, рассказов, пословиц – были выявлены сложности целостного восприятия смысла сюжетных картинок, смысла рассказов и недоступность понимания смысла пословиц;

В пробах динамический праксис, условные реакции - выявлены затруднения в удержании программы. Отмеченное нарушение программы обуславливало неуспешность выполнения пробы № 37 – исключение четвертого лишнего, так как обследуемые соскальзывали на побочные несущественные признаки при обобщении.

Кроме того, была выявлена, функциональная недостаточность третичной коры (зоны ТПО), проявляющаяся в затруднениях при выполнении следующих проб: № 6 – самостоятельный рисунок, № 26 – понимание инвертированных конструкций.

Для всех обследованных детей было характерным снижение фазической активации психической деятельности и повышенная интерференция следов кратковременной памяти, что говорит о функциональной недостаточности диэнцефальных отделов головного мозга.

Снижение фазической активности значительно превышало изменение общего активационного фона, связанного с работой стволовых отделов.

Зачастую при обследовании нарушение функционирования лобных долей головного мозга носило вторичный характер, и было вызвано недостаточностью фазической активности и мотивационных влияний, что и связано с дисфункцией диэнцефальных отделов мозга.

Пробы на зрительный и соматосенсорный гнозис не вызывали ярко выраженных затруднений.

Пробы на исследование системы счета – показали доступность для обследуемых простых счетных операций и значительные затруднения при понимании строения разрядного числа, что связано с дисфункцией третичной коры (зоны ТПО).

При исследовании речи - затруднения вызывали пробы, требующие спонтанной развернутой речи, у некоторых детей в речи выявлялись штампы, стереотипы, реже эхолалия.

Нарушения экспрессивной речи проявлялись на уровне внутренней речи в виде затруднения составления сукцессивного высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций и сделать некоторые выводы, итак:

1.                  Мы выявили следующие особенности протекания высших психических функций:

а). У детей с диагнозом ранний детский аутизм при исследовании высших психических функций имеют место общие затруднения в программировании и контроле своей деятельности и в сложных интегративных формах переработки информации.

б). У детей с диагнозом ранний детский аутизм явно выраженные психологические корреляты нарушения корково-подкорковых связей.

2.                  По данным исследования имеют место следующие особенности нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм: дисфункции лобных отделов головного мозга, зоны ТПО и диэнцефальных отделов головного мозга.

3.                  Сопоставляя выделенные в результате исследования данные об общих особенностях протекания высших психических функций с особенностями функционирования структур мозга, делаем вывод, что:

а). Имеющая место дисфункция диэнцефальных отделов выражена наиболее ярко и обуславливает базисные нарушения в психической деятельности аутичных детей.

б). Дисфункция лобных отделов носит вторичный характер, при этом функция произвольности и программирования нарушается опосредованно нарушениям мотивационной сферы.

Таким образом, результаты проведенного исследования лишь частично подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу – предполагающую наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой лобных отделов головного мозга.

А анализ полученных данных позволяет говорить о том, что имеет место дисфункция не стволовых (как предполагалось в гипотезе) а, диэнцефальных отделов головного мозга, которая выражена гораздо значительнее, чем дисфункция лобных отделов головного мозга.

Очевидно по этому проводимая коррекционная программа по развитию функций произвольности и программирования, хотя и оказывает влияние на успешность выполнения аутичными детьми диагностических проб на произвольность и программирование, но на характер их психической деятельности явного влияния в сторону улучшения не оказывает.


Список используемой литературы

 

1.             Л.И.Божович, Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968. - 273с.

2.             Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. Методы нейропсихологической диагностики. СПб, Стройлеспечать, 1997. – 303с.

3.             Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм /Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 95с.

4.             Детский аутизм. Хрестоматия. СПб., Питер, 1997.

5.             Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Аномальное развитие ребенка (психология), хрест., 2т, М: Че Ро: Высш. Шк., Издат. МГУ, 2002 - с. 466-473

6.             В.В.Лебединский Нарушения психического развития у детей, М.,МГУ, 1985. – 145с.

7.             К.С.Лебединская, О.С.Никольская Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М: Просвещение, 1991. – 96с.

8.             А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов «О диагностических методах психологического исследования школьников» // Хрестоматия, Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития, Питер, СПб, 2002.

9.             В.Я.Лубовский. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/ Науч. исслед. И-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989.

10.        А.Р.Лурия. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений – 3-е изд., М: Издат. центр Академия, 2004. – 384с.

11.        И.Ф.Марковская. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования // Хрестоматия, Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития, Питер, СПб, 2002.

12.        С.С.Мнухин, А.Е.Зеленецкая, Д.Н.Исаев, О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Аномальное развитие ребенка (психология), хрест., 2т, М: Че Ро: Высш. Шк., Издат. МГУ, 2002 - с. 458-465

13.        О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг Аутичный ребенок (пути помощи), М., Теревинф, 1997. – 341с.

14.        В.П.Петрунек, Л.Н.Таран, Младший школьник, М., 1981, - 265с.

15.        Практическая психология образования /ред. И.В.Дубровиной, М., Просвещение, 2003. – 480с.

16.        Развитие общения детей со сверстниками / под ред. А.Г.Рузской; Науч.исслед. Ин-т общей и пед. Психологии Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989. – 265с.

17.        Е.Д.Хомская. Нейропсихология. М., МГУ, 1987. – 288с.

18.        И.В.Шаповаленко. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.

Размещено на Allbest.ru



Информация о работе Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом «Детский аутизм»