Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:15, курсовая работа
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла в связи с ростом нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств.
Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм. Проблема раннего детского аутизма (РДА) возникла в 1943г. когда Л.Каннер из всего многообразия аутистических проявлений у детей выделил особый по своим клиническим признакам синдром.
Однако в настоящее время уже становится понятно, что детский аутизм является проблемой не одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и поэтому помощь и поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь.
Опыт многих специалистов показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, в части (по некоторым данным, в четверти, по другим – в трети) случаев возможна успешная социализация таких людей – приобретение навыков самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями.(13)
1.1.6 Особенности психического развития ребенка младшего школьного возраста (7-10 лет) в норме
Младший школьный возраст - это период дальнейшего физического и психофизиологического развития ребенка, когда совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. К 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой, однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным, что проявляется в свойственных детям этого возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы.
Это возрастной период, сопровождающийся повышенной утомляемостью, нервно-психической ранимостью ребенка, неустойчивостью умственной работоспособности, низкой сопротивляемостью утомлению, хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются.
Начало обучения ребенка ведет к изменению социальной ситуации развития – ребенок становится «общественным» субъектом, у него появляются социально значимые обязанности, перестраивается вся система его жизненных ценностей.
Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность, которая определяет изменения, происходящие в развитии психики ребенка. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, являющиеся основой, обеспечивающей развитие ребенка на следующем возрастном этапе.
Младший школьный возраст – это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. (14)
В возрасте 7-11 лет продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка, идет прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации).
Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения новых двигательных навыков и предметных ручных манипуляций.
Все это является важным для общего психического развития ребенка. Ведь все движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М.Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. Уровень развития мелкой и крупной моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С.Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку не действовать непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С.Выготский).
Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются преимущественно взрослыми, при чем задаваемая цель должна быть включена в тот мотивационный контекст, который наиболее значим для данного ребенка. «В результате у ребенка формируется умение самому ставить цели и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение и деятельность» (1). Именно такое умение является основным для развития произвольности.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
Рефлексия, анализ, внутренний план действий;
Развитие нового познавательного отношения к действительности;
Ориентация на сверстников. (15)
У ребенка на данном возрастном этапе имеются широкие возможности для развития, т.к. этот возраст является сензитивным для:
Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
Развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
Становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
Усвоения социальных норм, нравственного развития;
Развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.
Уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе очень важен, поскольку в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) почувствовать радость познания, приобрести умение учиться, научиться дружить, обрести уверенность в своих способностях и возможностях будет значительно труднее и потребует несоизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Все позитивные приобретения младшего школьника являются необходимым основанием следующего подросткового возраста.
Часть 2. Нейропсихологический метод диагностики (А.Р.Лурия)
1.2.1 Теория системной динамической локализации высших психических функций
Методологические основы отечественной нейропсихологии базируются на общефилософской системе объяснительных принципов, к числу которых относятся постулаты о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, принципиальном формировании психических процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере психических процессов, ведущей роли речи в их организации, зависимости строения психических процессов от способов их формирования и др.
Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л.С. Выготским и его последователями – А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, П.Я.Гальпериным и др. Основу этой теории составляет положение о системном строении ВПФ и их системной мозговой организации.
Понятие «высшие психические функции» (ВПФ) - центральное для нейропсихологии – было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л.С.Выготским, а затем подробно разработано А.Р.Лурия. Как указывал А.Р.Лурия, ВПФ понимаемые как сложные формы сознательной психической деятельности, обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу осуществления (Лурия А.Р., 1969, 1973; Леонтьев А.Н., 1972).
То есть, ВПФ – сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. ВПФ представляют собой сложные «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Выготский Л.С., 1960).
ВПФ как системы, обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат, средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.
В дальнейшем, представление о высших психических функциях как о сложных психологических системах, было дополнено представлением о ВПФ как о функциональных системах.
В отечественной нейропсихологии локализация ВПФ рассматривается как системный процесс. Это означает, что психическая функция соотносится с мозгом как определенная многокомпонентная, многозвенная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур.
Локализация ВПФ характеризуется динамичностью, изменчивостью. Этот принцип локализации функций вытекает из основного качества функциональных систем, опосредующих ВПФ, их пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости звеньев.
Фундаментальный вклад в изучение проблемы локализации функций головного мозга, внесло учение И.П. Павлова о сложной динамической организации мозговых структур, лежащих в основе психической деятельности и теория функциональных систем П.К.Анохина, которые впоследствии легли в основу теории мозговой организации ВПФ.
Локализация функций, по И.П.Павлову, есть «…формирование сложных и «динамических структур» или «комбинационных центров», которые состоят из «мозаики» далеко отстоящих пунктов нервной системы, объединенных в общей работе» (Павлов И.П. Полн. собр. тр. , 1940, т. III, с. 253). Это учение было впоследствии развито в работах физиологов П.К.Анохина (1940, 1971) и Н.А. Бернштейна (1947, 1966).
«Функция», как это понимал П.К. Анохин, по существу является функциональной системой, направленной на осуществление известной биологической задачи и обеспечиваемой целым комплексом взаимно связанных актов, которые в итоге приводят к достижению соответствующего биологического эффекта.
Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа высших психических функций. Функциональная система – широкое функциональное объединение значительного числа физиологических компонентов (различно локализованных структур и процессов) с постоянной сигнализацией о результате действия для получения определенного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент в интересах целостного организма.
Наиболее существенные черты таких функциональных систем состоят в том, что они опираются на сложную динамическую конструкцию отдельных звеньев, расположенных на различных уровнях нервной системы, и что эти звенья, принимающие участие в осуществлении той или иной приспособительной задачи могут меняться, в то время как сама задача – оставаться неизменной.
Функциональная система включает в себя следующие компоненты: афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез, полезный результат системы, обратная афферентация о параметрах полученного реального результата.
Афферентный синтез – процессы обработки и синтеза информации, которая необходима для того, чтобы совершить наиболее адекватный в данных условиях акт. Нейрофизиологический механизм этой стадии осуществляется с обязательным участием ориентировочно-
Принятие решения – переход от возбуждения отдельных нейронов к интеграции нейронов в единую систему.
Акцептор результата действия – прогнозирование признаков будущего результата. Параметры результата сравниваются при помощи обратной афферентации с возбуждением нейронов акцептора результата действия. Т.е, в ЦНС формируется образ результата. В процессе достижения результата механизм акцептора результата действия осуществляет подгонку полученного результата и его прообраза.
Эфферентный синтез – формирование центральных механизмов, которые обеспечивают получение определенного результата.
Обратная афферентация (обратная связь) – способствует оценке реально полученных результатов с запрограммированными в акцепторе результатами действия. Если реально полученный результат соответствует прогнозируемому, то организм переходит к следующему этапу деятельности.
Таким образом, ВПФ, или сложные формы сознательной психической деятельности, системы по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в качестве функциональных многокомпонентных систем.
Функциональные системы – многомерны, имеют различные уровни взаимодействия между своими элементами и подчиняются принципам иерархичности (Ломов Б.Ф., 1984). Когда говорится о локализации функций, имеется в виду, прежде всего системная деятельность мозга, определяющая пути движения и места взаимодействия нервных процессов, лежащих в основе той или иной функции. В этом смысле психические функции приурочены к мозговым структурам, но в то же время одни и те же мозговые центры могут входить в различные «рабочие» констелляции, а одна и та же функция в разных условиях реализуется по-иному и опирается на разные по локализации мозговые механизмы.
Информация о работе Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом «Детский аутизм»