Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:15, курсовая работа
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла в связи с ростом нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств.
Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм. Проблема раннего детского аутизма (РДА) возникла в 1943г. когда Л.Каннер из всего многообразия аутистических проявлений у детей выделил особый по своим клиническим признакам синдром.
Такие психические процессы как восприятие и запоминание, гнозис и праксис, речь и мышление, письмо и счет, не являются изолированными и неразложимыми «способностями» и не могут рассматриваться как непосредственные функции ограниченных клеточных групп, локализованные в определенных участках мозга. (10)
Вот почему ВПФ как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.
В случаях нарушения высших психических процессов, поражение каждой из зон головного мозга может привести к распаду всей функциональной системы, в осуществление которой эти зоны вовлекаются, и, таким образом, симптом (нарушение или выпадение той или иной функции) еще ничего не говорит о ее локализации.
Чтобы перейти от установления симптома к локализации соответствующей психической деятельности нужно осуществить детальный психологический анализ структуры возникающего нарушения и выяснение тех ближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась, т.е. дать тщательную квалификацию наблюдаемого симптома.
Важнейшим положением отечественной нейропсихологии является положение о том, что ВПФ надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осуществляются в тех или иных мозговых структурах во время реализации функции. Для обозначения этих физиологических процессов А.Р.Лурия было введено понятие «фактор». Только работа, приводящая к выделению основного фактора, стоящего за наблюдаемым симптомом, позволяет прийти к заключению о локализации нарушения, лежащего в основе дефекта.
Основной путь нейропсихологического исследования – это структурный анализ синдрома, с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. (10)
1.2.2 Общая структурно-функциональная модель работы мозга
Поскольку психические процессы человека являются сложными функциональными системами, не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, является необходимым понимание, из каких основных функциональных единиц состоит мозг человека и какую роль играет каждая из них в осуществлении сложных форм психической деятельности.
А.Р.Лурия (1973) была предложена общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
I-й блок — энергетический, или блок регуляции уровня активности мозга;
II-й блок — приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Каждая высшая психическая функция (или сложная форма сознательной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. (10)
Блок регуляции тонуса и бодрствования.
Для полноценного обеспечения психических процессов, необходим оптимальный тонус коры головного мозга. Кора головного мозга – высший отдел центральной нервной системы, обеспечивающий на основе врожденных и приобретенных в онтогенезе функций, наиболее совершенную организацию поведения организма. Функции коры реализуются взаимодействием процессов возбуждения и торможения.
В состоянии сниженного тонуса коры нарушается нормальное соотношение возбудительных и тормозных процессов и та подвижность нервной системы, которая необходима для протекания каждой нормальной психической деятельности.
Аппараты, обеспечивающие тонус коры, лежат не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и подкорковых отделах мозга и находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и испытывая ее регулирующее влияние. В этот блок входят: ретикулярная формация, аппараты гипоталамуса, аппараты таламуса Функции таламуса – обработка и интеграция всех сигналов, идущих в кору головного мозга от нейронов спинного мозга, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев; регуляция функциональных состояний организма.
Этот блок вызывает реакцию пробуждения, повышает возбудимость, обостряет чувствительность и оказывает тем самым общее активирующее влияние на кору головного мозга. Данный блок расположен в основном в пределах мозгового ствола, образовании межуточного мозга и медиальных отделов коры. В этом блоке сосредоточены: дыхательный центр, сосудодвигательный центр, глазодвигательный центр.
Блок приема, переработки и хранения информации.
Этот блок расположен в наружных отделах новой коры и занимает ее задние отделы, включая в свои состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) области.
Основу этого блока образуют первичные или проекционные зоны коры, состоящие из нейронов, обладающих высочайшей специфичностью. Первичные или проекционные зоны коры составляют основу этого блока. Они окружены надстроенными над ними аппаратами вторичных зон коры. Они включают в свой состав ассоциативные нейроны, позволяющие комбинировать поступающие возбуждения в те или иные функциональные узоры и осуществляющие, таким образом, синтетическую функцию.
Однако, познавательная деятельность человека никогда не протекает, опираясь на одну изолированную модальность (осязание, зрение, слух). Любое предметное восприятие и тем более представление – системно, оно является результатом полимодальной деятельности, которая носит сначала развернутый, а затем свернутый характер. Поэтому, совершенно естественно, что она должна опираться на совместную работу целой системы зон коры головного мозга.
Функцию обеспечения такой совместной работы целой группы анализаторов несут третичные зоны второго блока: зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов, расположенные на границе затылочной, височной и заднецентральной коры. Их основная часть – образования нижнетеменной области. Они осуществляют функцию интеграции возбуждений, приходящих из разных анализаторов.
Работа третичных зон задних отделов коры необходима не только для успешного синтеза доходящей до человека наглядной информации, но и для перехода от непосредственных, наглядных синтезов к уровню символических процессов – для операций со значениями слов, сложными грамматическими и логическими структурами, системами чисел и отвлеченных соотношений.
Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
Прием, переработка и хранение информации составляют только одну сторону сознательной жизни человека. Ее другая сторона – организация активной, сознательной, целенаправленной деятельности. Она обеспечивается третьим функциональным блоком мозга. Человек не только пассивно реагирует на доходящие до него сигналы. Он создает замыслы, формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением, регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с планами и программами, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки.
Аппараты третьего головного блока расположены в передних отделах больших полушарий. Этот блок сам не содержит набора модально-специфических зон, представляющих отдельные анализаторы, а состоит целиком из аппаратов эфферентного (двигательного) типа и сам находится под постоянным влиянием аппаратов афферентного (второго) блока.
Роль основной зоны блока играют премоторные отделы лобной области. Раздражение этой части коры вызывает целые комплексы движений, имеющих системно организованный характер (повороты глаз, головы и всего тела, хватательные движения рук).
Наиболее существенной частью третьего функционального блока мозга являются лобные доли, а точнее, префронтальные отделы мозга. Именно эти разделы мозга играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Префронтальные отделы коры играют существенную роль в регуляции состояния активности, меняя его в соответствие с наиболее сложными, формулируемыми с помощью речи намерениями и замыслами человека. Префронтальные отделы коры состоят в теснейших связях почти со всеми основными зонами коры головного мозга.
Лобные доли мозга играют существенную роль в направленной оценке внешних впечатлений и целесообразном, направленном выборе движений, в соответствии с этой оценкой.
Нарушение префронтальной коры приводит к глубокому нарушению сложных программ поведения и к выраженному растормаживанию непосредственных реакций на побочные раздражители, делающему выполнение сложных программ поведения недоступным.
Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга.
Любая сознательная деятельность всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее осуществление.
Согласно современным представлениям каждая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу (или «образ результата») деятельности, включающую представления о способах ее реализации, после чего продолжается в виде фазы реализации этой программы с помощью определенных операций. Завершается психическая деятельность фазой сличения полученных результатов с исходным «образом результата». В случае несоответствия этих данных психическая деятельность продолжается до получения нужного результата. Эта схема (или психологическая структура) психической деятельности, многократно описанная в трудах А.Н.Леонтьева (1972) и других отечественных и зарубежных психологов (В.П. Зинченко, 1967; К. Прибрам, 1975 и др.), в соответствии с моделью «трех блоков» может быть соотнесена с мозгом следующим образом.
В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно первый блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической деятельности. Первый блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха - неуспеха). Стадия формирования целей, программ деятельности связана преимущественно с работой третьего блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия деятельности реализуется преимущественно с помощью второго блока мозга. Поражение одного из трех блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации. Данная общая схема функционирования мозга находит конкретное подтверждение при нейропсихологическом анализе нарушений высших психических функций, возникающих вследствие локальных поражений головного мозга.
Таким образом, различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга, а это согласуется с теорией системной динамической локализации ВПФ и общей структурно-функциональной моделью работы мозга и является основным положением при нейропсихологической диагностике. Следствием его является принцип обязательного участия лобных отделов коры больших полушарий в мозговом обеспечении ВПФ, что справедливо для мозговой организации всех форм сознательной психической деятельности человека.
Распределение функций по областям мозга не является абсолютным. Все это – проявления динамической локализации функций, позволяющих компенсировать нарушение функции.
обучение аутичный ребенок коррекция
1.2.3 Методы нейропсихологического исследования у детей
Современная нейропсихология как одна из фундаментальных наук о мозге, вносит огромный вклад в решение сложных задач взаимоотношения мозга и психики человека.
Факторами, определяющими потребности в теории и методах нейропсихологической диагностики (несмотря на технизацию диагностического процесса – методы нейрорентгенологии, утразвукового сканирования и др.), являются задачи экспертизы, восстановительного обучения и реабилитации. С этими задачами тесно связана нейропсихология детского возраста, являющаяся одной из важнейших областей прикладной психологии.
Исследование ВПФ психологическими методами порой не позволяет выявить причины неуспеваемости ребенка в школе, так как не выявляет первичный дефект и его структуру. А ведь именно первичный дефект часто и является причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Опираясь на знания нейропсихологии о системном строении высших психических функций, их гетерохромном (то есть разновременном) созревании, можно выявить не только наличный уровень развития психических функций (зону актуального развития), но и обнаружить временно “молчащие” звенья (зону ближайшего развития), а, так же, – прогнозировать дальнейшее развитие психических процессов.
Как показал в опыт работы специалистов, нейропсихологический подход, учитывающий динамическую локализацию ВПФ в коре головного мозга, их разное строение и особенности формирования, является наиболее адекватными для диагностики и прогнозирования развития ВПФ.
Кроме того, нейропсихологические методики позволяют сделать не только количественный, но и качественный анализ функционирования высших корковых структур головного мозга, что позволяет применять статистические методы обработки полученных данных.
Информация о работе Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом «Детский аутизм»