Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа
Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: "Это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию"
Интуиция
Историческое развитие знаний об интуиции.
Определение. Общие черты.
Из истории. Взгляды различных ученых.
Феноменологическое описание способностей и возможностей Интуиции.
2. Интуиция педагога
2.1 Роль интуиции в педагогической деятельности
2.2 Особенности использования интуитивного подхода.
2.3 Бессознательное и сознательное
2.4 Виды интуиции
2.5 Взаимосвязь психики и сознания
3. Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.
3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой.
3.2 Механизм работы
3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ
3.3.1 Основные положения рационализма.
3.3.2 Место интуиции в рациональном познании
4. Развитие интуиции
5. Практическая часть
Заключение
Литература
Третий элемент – методы стимулирования и развития интуиции: развитие самоактуализации; работа с убеждениями; развитие эмпатических способностей и эмпатии.
Процесс
психологической перестройки
Для развития
педагогической интуиции широкими возможностями
обладают герменевтический, экзистенциальный,
личностно ориентированный
По мнению Л. Дэй, развитие интуиции идет ступенчато от открытия, через осознание, притворство, доверие, изложение, интерпретацию к интеграции.
Среди методик,
направленных на определение уровней
интуиции, её проявлений, можно назвать
следующие: «Изучение эмпатических
способностей (В.В. Бойко); методика определения
психосоматических расстройств «Торонтскаяалекситемическая
шкала» (ТАШ); модификационный вариант
самоактуализационного теста (А.Д. Барбитова):
«Экологичность убеждений» (А. Элис); анкета
«Насколько вы чувствительны?» (С.Дэйл)
и др.
3.Интуиция
как средство познания
мира. Источник данных
для логического
анализа.
3.1
Роль интуиции
в жизни человека.
Необходимое сопряжение
с логикой.
Интуиция - является важнейшим из механизмов творчества. Она достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Кекуле и др.). В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло более 10 лет. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера.
Когда ученые
пытаются рассказать о процессе своего
творчества, они редко обходятся без ссылок
на "догадку", "озарение", "прозрение",
"переживание". Интуиция - вот что,
играет самую существенную, решающую роль
в создании новых научных представлений
и выдвижений новых идей. "Вот что пишет
А. Энштейн об этом: "Подлинной ценностью
является в сущности только интуиция".
Что только не называют интуицией! Это
и высший, даже - сверхъестественный дар,
единственно способный пролить свет истины
на сокровенные тайны бытия, недоступные
ни чувствам, блуждающим по поверхности
вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным
уставом логики. Это и удивительная сила,
легко и просто переносящая нас через
пропасть, развернувшуюся между условием
задачи и ее решением. Это и счастливая
способность мгновенно найти идею, которая
лишь задним числом, в поту и муках будет
обоснована рассуждением и опытом. Но
вместе с тем это и ненадежный, несистематизированный
путь, могущий завести в тупик, бесплодная
надежда лентяев не желающих доводить
свой мозг до изнеможения наряженными
умственными усилиями; наивное дитя познания,
чей бессвязный лепет лишен ясного смысла
и только после бесчисленных поправок
может рассматриваться в качестве информационного
сообщения" /4 стр. 157/.
3.2
Механизм работы
Далее я приведу описание механизма мышления, взятое у Купцова В.И./4 стр. 165/, которое для меня представляет особый интерес, так как очень наглядно показывает действие интуиции в процессе мышления.
Можно думать, что человеческая мыслительная деятельность имеет "двухплоскостной характер", обусловленный наличием двух языков, в которых кодируется циркулирующая в мышлении информация (язык "предметных генштальтов" и "символически-операторный" язык).
Если в
процессах чувственно-
в одной плоскости).
На основе
элементарных форм концептуальной и
эйдетической интуиции развертываются
специфические механизмы
Разумеется, реконструкция мыслительных процессов, которые приводят ученого к открытию, наталкивается на большие трудности. Однако на основе гносеологического анализа историко-научного материала, с учетом данных, накопившихся в психологических исследованиях (Гл.1. п. 1.2.), можно указать некоторые механизмы интуитивного мышления, с помощью которых в сознании ученых формируются новые представления и идеи.
Один из
таких механизмов (“творческая концептуальная
интуиция”) состоит в своеобразном взаимодействии
между исходным чувственным образом
и, вспомогательным чувственным образом
и “понятием матрицей”Пм. Исходный чувственный
образ - это наглядный образ изучаемого
объекта, существенные черты которого
остаются пока еще неизвестными (а иногда
и неверно представляемыми). Пытаясь раскрыть
сущность зафиксированных в этом образе
явлений, ученый случайно, а может быть
и неслучайно, сопоставляет его с другим,
вспомогательным образом, отражающий
достаточно хорошо известный объект (он
может значительно отличаться от первого
и относиться к совсем другой предметной
области), о котором у ученого уже имеется
“готовое” понятие (Пм). Приведенное сопоставление,
однако, не сводится просто к сравнению
двух образов, так как может переходить
в некоторое взаимодействие между ними,
при котором содержание вспомогательного
образа как бы накладывается на содержание
исходного образа и даже отождествляется
с ним. Таким образом создается возможность
“вписать” в мыслительный процесс понятие
Пм. Вступая, в свою очередь, во взаимодействие
с содержанием исходного образа, понятие
Пм подвергается трансформации, чтобы
приспособиться к иному чувственному
материалу : с него как с матрицы “снимается”
новое понятие П, сходное с ним по своей
структуре, но отличное от него по “субстрату”,
который эту структуру “наполняет”. Это
новое понятие П и объясняет сущность
объекта, отраженного в исходном образе.
Всплывающая вдруг в сознании ученого
интуитивная идея является, таким образом,
продуктом целого ряда познавательных
операций, которые сам исследователь в
момент их осуществления обычно не осознает.
Часто и в последствии он не может восстановить
ход своей мысли.
Интуиция,
как отдельный процесс
3.3
Рациональное познание
– интуитивное
восприятие и его
логический анализ
Основным пунктом рационалистической концепции было разграничение знания на опосредствованное и непосредственное, т. е. интуитивное, являющееся необходимым моментом в процессе научного исследования. Родоначальник рационализма Декарт говорил о существовании истин особого рода, познаваемых "прямым интеллектуальным усмотрением" без помощи доказательства /по 9 стр.10/.
3.3.1 Основные положения рационализма.
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствования.
Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
К основным
формам рационального познания традиционно
относят три логические формы
мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отраж
Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).
Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются "обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании — интуиция.
Процесс
рационального познания регулируется
законами логики (прежде всего законами
тождества, непротиворечия, исключенного
третьего и достаточного основания), а
также правилами вывода следствий из посылок
в умозаключениях. Он может быть представлен
как процесс дискурсивного (понятийно-логического)
рассуждения — движения мышления по законам
и правилам логики от одного понятия к
другому в суждениях, соединения суждений
в умозаключения, сопоставления понятий,
суждений и умозаключений в рамках процедуры
доказательства и т.д. Процесс рационального
познания совершается сознательно и контролируется,
т.е. познающий субъект осознает и обосновывает
каждый шаг на пути к конечному результату
законами и правилами логики. Поэтому
иногда его называют процессом логического
познания, или познанием в логической
форме.
3.3.2
Место интуиции
в рациональном
познании
Раскрытие закономерностей, определяющих собой интуицию, - дело весьма трудоемкое, требующее сосредоточения усилий специалистов самых различных областей. В этом существует настоятельная необходимость. Так как реальное ускорение научно - технического прогресса связано с качественным приращением в первую очередь фундаментальных, т. е. принципиально новых (и поэтому заранее не программируемых и не выводимых только формальным путем), результатов. А здесь неизбежно возникает вопрос о роли интуиции в научном познании. "Если есть интуиция, то и есть закономерности на которые она опирается" /4 стр. 170/.
Вот как описывает мыслительную деятельность и показывает положение в ней интуиции Ганс Селье в своей книге "От мечты к открытию" /10 стр.249-252/. Как мне кажется, это описание также заслуживает внимания. Вот что пишет Селье : "Логика составляет основу экспериментальных исследований точно также, как грамматика составляет основу языка. Однако мы должны научиться пользоваться математикой и статистикой интуитивно, т. е. неосознанно, так как у нас нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознано применять законы логики.
Логика и математика способны даже блокировать свободный поток того полуинтуитивного мышления, который является основой основ научных исследований
в области медицины.
Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый ученый-экспериментатор в своей повседневной работе, - это специфическая смесь жесткой формальной логики и психологии. Она формальна в том смысле, что абстрагирует формы мышления от их содержания, с тем чтобы установить абстрактные критерии непротиворечивости. А так как эти абстракции могут быть представлены символами, то логика может быть также названа символической (математика). Но в то же время эта логика честно и откровенно признает, что ее понятийные элементы, ее абстракции в отличии от математики или теоретической физики являются в силу необходимости вариабельными и относительными. Следовательно, строгие законы мышления к ней применить нельзя. Таким образом в размышлениях о природе мышления нам следует также отвести существенную роль интуиции. Вот почему в нашей системе мышления психология должна быть интегрирована с логикой.
Ниже перечислены наиболее важные проблемы, с которыми предстоит иметь дело этой полуформальной логике.
1. Формулирование понятийных элементов.
2. Классификация
понятийных элементов в
а) характеристиками (признаками) ;
б) причиной.
3. Формирование новых вопросов относительно :
а) эволюции характеристик во времени (те типы
понятийных элементов, которые им предшествуют
и те типы, в которые они по всей вероятности
перейдут) ;
б) опосредования причинно - следственных связей
(анценденты,
которые предшествуют
ной причине, и консенвенты, которые, по всей ве-
роятности, являются результатом ее действия).
4. Вспышка интуиции, "озарение". Хотя она и подготовлена предшествующими операциями, но тем не менее не может быть выведена из них путем применения формальной логики.
Обладая глубокими познаниями, трудолюбием и вооружившись логикой, можно более или менее осознанно проложить путь от 1. к 3.а) или 3.б), т. е. Именно ту часть пути, которая представляет собой развитие ранее сформулированного понятия. Однако только вспышка интуиции, творческого воображения, происходящая в подсознании, способна преодолеть разрыв между всем кругом проблем и подлинным открытием.
Информация о работе Исследование интуиции в современной психологии