Исследование интуиции в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: "Это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию"

Содержание

Интуиция
Историческое развитие знаний об интуиции.
Определение. Общие черты.
Из истории. Взгляды различных ученых.
Феноменологическое описание способностей и возможностей Интуиции.
2. Интуиция педагога
2.1 Роль интуиции в педагогической деятельности
2.2 Особенности использования интуитивного подхода.
2.3 Бессознательное и сознательное
2.4 Виды интуиции
2.5 Взаимосвязь психики и сознания
3. Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.
3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой.
3.2 Механизм работы
3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ
3.3.1 Основные положения рационализма.
3.3.2 Место интуиции в рациональном познании
4. Развитие интуиции
5. Практическая часть
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский  государственный областной гуманитарный институт 
 

Кафедра психологии

Филологический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема:

« Исследование интуиции в современной психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Курсовая работа

                                        студентки 4 курса

                                        филологического факультета

                                        английского отделения

                                        Гадаевой Александры Сергеевны 

                                        Научный руководитель:

                                        Солдатова  Л. В. 
 
 
 
 
 
 

г. Орехово-Зуево

2011г

Содержание 

  1. Интуиция
    1. Историческое развитие знаний об интуиции.
    2. Определение. Общие черты.
    3. Из истории. Взгляды различных ученых.
    4. Феноменологическое описание способностей и возможностей Интуиции.

     2. Интуиция педагога

         2.1 Роль интуиции в педагогической деятельности

       2.2 Особенности использования интуитивного подхода.

       2.3 Бессознательное и сознательное

       2.4 Виды интуиции

       2.5 Взаимосвязь психики и сознания

  3. Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.

         3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой.

         3.2 Механизм работы

       3.3 Рациональное познание – интуитивное  восприятие и его логический  анализ

             3.3.1 Основные положения рационализма.

             3.3.2 Место интуиции в рациональном познании

  4. Развитие интуиции

     5. Практическая часть

  Заключение

    Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Интуиция.
 

Определение интуиции по Юнгу:

"Интуиция - одна из четырех психических  функций. Эта иррациональнаяя  функция, информирующая нас о  возможностях, которые несет в себе настоящее. В противоположность ощущению - функции, которая воспринимает непосредственную реальность с помощью физических ощущений, интуиция достигается за счет бессознательного, то есть вспышки озарения, инсайта неизвестного происхождения." 
(с) - Из "Человек и его символы".К.Г.Юнг
 
 

  Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: "Это есть то, что мы видим или  воспринимаем, если смотрим на некоторый  объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.1 Историческое развитие  знаний о интуиции. 

  Чтобы лучше  понять, что же такое интуиция и ее место в научном познании необходимо немного сказать о предыстории этого понятия. "Развитие естествознания

  и математики в ХVII в. выдвинуло перед наукой целый ряд гносеологических проблем: о переходе от единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о

  достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий  и аксиом, о попытке подвести логическое и гносеологическое объяснение математическому  познанию и т.д. Бурное развитие математики и естествознания требовало новых методов теории познания, которые позволили бы определить источник необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышался не только в естествознании но и в философской науке, в которой появляются рационалистические теории

  интеллектуальной  интуиции.

  Явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя "включить" или "выключить" сознательным волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Определение. Общие  черты. 

  До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное "озарение" (инсайт), т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.

  Общими  чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического  выведения); неосознанность путей получения  результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно предчувствуется. 

  1.3 Из истории… Взгляды  различных ученых. 

  Интуиция - нечто непознанное и соответственно всегда привлекающее, привлекающее многих ученых с давних времен. 

  Демокрит  и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

  "Для  Канта интуиция есть источник знания. И "чистая" интуиция ("чистая интуиция пространства и времени") является неисчерпаемым источником знания : из нее берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет свою историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского, Декарта и др." /4 стр.468/.

  М.В.Ломоносов  выступал против рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется следующим образом : "Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды. Ломоносов вплотную подошел к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и теоретического познания и оказал огромное влияние на разработку проблемы интуиции в русской философии/9 стр.21/ 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Феноменологическое описание способностей и возможностей Интуиции.

1. Порождает самостоятельно или с помощью правого полушария метафоры.

2. Понимает суть метафор.

3. Видит снаружи и схватывает изнутри психические, душевные, энергетические, телесные образования и процессы как в своем Я человека, так и в других людях независимо от расстояния.

4. Видит снаружи и схватывает изнутри энергетические, психические, душевные, физические, духовные и прочие образования и процессы физического, сущностного, казуального слоев, а также идеального и иных миров.

5. Способна схватывать их потенциал, суть-имеющие способности и перенаправлять, переносить их, встраивать энергию, силу, сущность из разных образований и процессов в другие в соответствии с запросами Я для решения проблем и достижения целей.

6. Видя описанное выше, легко выносят суждения, ставят диагнозы, определяют причину проблемы, источник решения проблемы в соответствии с поставленными задачами.

7. Не ориентируясь в человеческом времени, одинаково хорошо видят события, образования и процессы прошлого, варианты будущего.

8. Испытывают эмоции.

9. Дистанционно могут общаться друг с другом, минуя сознание людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Интуиция педагога 

  2.1 Роль интуиции в педагогической деятельности 

  Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем:

  * без интуиции  невозможно успешно учить и  воспитывать детей, не владея  способностью к психологическому  проникновению во внутренний  мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом  детском коллективе;

  * педагогу  приходится мгновенно реагировать  и принимать ответственные решения,  полагаясь, прежде всего, на  интуицию (не потом, а сию минуту…);

  * интуиция  помогает разобраться в короткие  сроки в характерах и привычках  детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;

  * интуиция  помогает понять душевное состояние  ребёнка ещё до того, как оно  проявится в каком-то проступке;

  * интуиция  помогает угадать общее настроение  класса и повернуть урок так,  чтобы он тотчас задел за  живое всех;

  * интуиция, помноженная на любовь к детям,  сознание своего гражданского  долга, помогает найти дорогу  к сердцам детей, в том числе  и «трудных подростков»;

  * интуиция  – необходимое условие педагогического  творчества.

  Важно знать  и об условиях проявления эффективности интуиции в педагогической деятельности. Среди них можно выделить:

  1. Желание  и умение педагогов овладеть  приёмами и методами профессиональной  педагогики.

  2. Равное  умение прислушаться как к  своему «внутреннему голосу»,  так и к разуму. Опора на занятия, совершенную педагогическую технику обостряет и утончает интуицию, делает её устойчивой.

Информация о работе Исследование интуиции в современной психологии