Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа
Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: "Это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию"
Интуиция
Историческое развитие знаний об интуиции.
Определение. Общие черты.
Из истории. Взгляды различных ученых.
Феноменологическое описание способностей и возможностей Интуиции.
2. Интуиция педагога
2.1 Роль интуиции в педагогической деятельности
2.2 Особенности использования интуитивного подхода.
2.3 Бессознательное и сознательное
2.4 Виды интуиции
2.5 Взаимосвязь психики и сознания
3. Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.
3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой.
3.2 Механизм работы
3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ
3.3.1 Основные положения рационализма.
3.3.2 Место интуиции в рациональном познании
4. Развитие интуиции
5. Практическая часть
Заключение
Литература
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский
государственный областной
Кафедра психологии
Филологический
факультет
Тема:
«
Исследование интуиции
в современной психологии»
г. Орехово-Зуево
2011г
Содержание
2. Интуиция педагога
2.1 Роль интуиции в педагогической деятельности
2.2 Особенности использования интуитивного подхода.
2.3 Бессознательное и сознательное
2.4 Виды интуиции
2.5 Взаимосвязь психики и сознания
3. Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.
3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой.
3.2 Механизм работы
3.3 Рациональное познание –
3.3.1 Основные положения
3.3.2 Место интуиции в рациональном познании
4. Развитие интуиции
5. Практическая часть
Заключение
Литература
Определение интуиции по Юнгу:
"Интуиция
- одна из четырех психических
функций. Эта иррациональнаяя
функция, информирующая нас о
возможностях, которые несет в себе настоящее.
В противоположность ощущению - функции,
которая воспринимает непосредственную
реальность с помощью физических ощущений,
интуиция достигается за счет бессознательного,
то есть вспышки озарения, инсайта неизвестного
происхождения."
(с) - Из "Человек и его символы".К.Г.Юнг
Первоначально
интуиция означает, конечно, восприятие:
"Это есть то, что мы видим или
воспринимаем, если смотрим на некоторый
объект или его пристально рассматриваем.
Однако начиная, по крайней мере, уже
с Плотина, разрабатывается противоположность
между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным
мышлением с другой. В соответствии с этим
интуиция есть божественный способ познания
чего-нибудь лишь одним взглядом, в один
миг, вне времени, а дискурсивное мышление
есть человеческий способ познания, состоящий
в том, что мы в ходе некоторого рассуждения,
которое требует времени, шаг за шагом
развертываем нашу аргументацию"
1.1
Историческое развитие
знаний о интуиции.
Чтобы лучше понять, что же такое интуиция и ее место в научном познании необходимо немного сказать о предыстории этого понятия. "Развитие естествознания
и математики в ХVII в. выдвинуло перед наукой целый ряд гносеологических проблем: о переходе от единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о
достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий и аксиом, о попытке подвести логическое и гносеологическое объяснение математическому познанию и т.д. Бурное развитие математики и естествознания требовало новых методов теории познания, которые позволили бы определить источник необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышался не только в естествознании но и в философской науке, в которой появляются рационалистические теории
интеллектуальной интуиции.
Явления
внезапного достаточно полного и отчетливого
постижения искомого результата (решения
проблемы) при неосознанности и неподконтролъности
путей, ведущих к этому результату. Такие
явления называют интуицией. Ее
нельзя "включить" или "выключить"
сознательным волевым усилием. Это неожиданное
"озарение" ("инсайт" - внутренняя
вспышка), внезапное постижение истины.
1.2
Определение. Общие
черты.
До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное "озарение" (инсайт), т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.
Общими
чертами интуиции являются: непосредственность
(решение задачи без логического
выведения); неосознанность путей получения
результата; внезапность (озарение). Ф.
Ж. Кюри отметил, что часто открытие
бывало делом случая. Интуиция близка
таким состояниям, как вдохновение, духовное
видение, откровение, и имеет истоки в
бессознательном слое психики человека.
Считается, что преобладание правополушарного
типа мышления у человека является предпосылкой
для развития творческой интуиции. А. Бергсон,
связывая интуицию с инстинктом, полагал,
что она присуща художественной модели
познания, тогда как в науке господствуют
интеллект, логика, анализ. Однако
и интуиция также опирается
на рефлексию. Накапливая в памяти образы
и абстракции, комбинируя и перерабатывая
их, включая волю, человек может прийти
к более-менее четкому осознанию задачи.
Необходимыми условиями формирования
интуитивного решения выступают: а) основательное
знание материала, фундаментальная профессиональная
подготовка авторов решения; б) наличие
поисковой ситуации (проблемности); в)
поисковая доминанта (на основе непрерывных
попыток решить проблему, задачу); г) подсказка
(аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин,
чтобы научное открытие оказалось чем-то
совершенно неожиданным, почти всегда
оно предчувствуется.
1.3
Из истории… Взгляды
различных ученых.
Интуиция
- нечто непознанное и
Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.
"Для Канта интуиция есть источник знания. И "чистая" интуиция ("чистая интуиция пространства и времени") является неисчерпаемым источником знания : из нее берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет свою историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского, Декарта и др." /4 стр.468/.
М.В.Ломоносов
выступал против рационализма. Познание,
с точки зрения Ломоносова, осуществляется
следующим образом : "Из наблюдений
устанавливать теорию, через теорию
исправлять наблюдения есть лучший способ
к изысканию правды. Ломоносов вплотную
подошел к проблеме соотношения непосредственного
и опосредствованного знания как результатов
чувственного и теоретического познания
и оказал огромное влияние на разработку
проблемы интуиции в русской философии/9
стр.21/
1.4 Феноменологическое описание способностей и возможностей Интуиции.
1. Порождает самостоятельно или с помощью правого полушария метафоры.
2. Понимает суть метафор.
3. Видит снаружи и схватывает изнутри психические, душевные, энергетические, телесные образования и процессы как в своем Я человека, так и в других людях независимо от расстояния.
4. Видит снаружи и схватывает изнутри энергетические, психические, душевные, физические, духовные и прочие образования и процессы физического, сущностного, казуального слоев, а также идеального и иных миров.
5. Способна схватывать их потенциал, суть-имеющие способности и перенаправлять, переносить их, встраивать энергию, силу, сущность из разных образований и процессов в другие в соответствии с запросами Я для решения проблем и достижения целей.
6. Видя описанное выше, легко выносят суждения, ставят диагнозы, определяют причину проблемы, источник решения проблемы в соответствии с поставленными задачами.
7. Не ориентируясь в человеческом времени, одинаково хорошо видят события, образования и процессы прошлого, варианты будущего.
8. Испытывают эмоции.
9. Дистанционно
могут общаться друг с другом, минуя сознание
людей.
2.
Интуиция педагога
2.1
Роль интуиции в педагогической
деятельности
Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем:
* без интуиции
невозможно успешно учить и
воспитывать детей, не владея
способностью к
* педагогу
приходится мгновенно
* интуиция
помогает разобраться в
* интуиция
помогает понять душевное
* интуиция
помогает угадать общее
* интуиция,
помноженная на любовь к детям,
* интуиция
– необходимое условие
Важно знать и об условиях проявления эффективности интуиции в педагогической деятельности. Среди них можно выделить:
1. Желание
и умение педагогов овладеть
приёмами и методами
2. Равное умение прислушаться как к своему «внутреннему голосу», так и к разуму. Опора на занятия, совершенную педагогическую технику обостряет и утончает интуицию, делает её устойчивой.
Информация о работе Исследование интуиции в современной психологии