Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа
Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: "Это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию"
Интуиция
Историческое развитие знаний об интуиции.
Определение. Общие черты.
Из истории. Взгляды различных ученых.
Феноменологическое описание способностей и возможностей Интуиции.
2. Интуиция педагога
2.1 Роль интуиции в педагогической деятельности
2.2 Особенности использования интуитивного подхода.
2.3 Бессознательное и сознательное
2.4 Виды интуиции
2.5 Взаимосвязь психики и сознания
3. Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.
3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой.
3.2 Механизм работы
3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ
3.3.1 Основные положения рационализма.
3.3.2 Место интуиции в рациональном познании
4. Развитие интуиции
5. Практическая часть
Заключение
Литература
Поэтому
педагогов условно можно
Чаще всего
проявляется интуиция в педагогической
деятельности как «…способность
педагога в совершенстве владеть
всеми методами педагогического воздействия
на «свою аудиторию», способности работать
с высоким эмоциональным накалом, неистощимым
вдохновением, артистизм, основанный на
проявлении подлинных, искренних чувств,
исключающих какое бы то ни было лицедейство…».
2.2
Особенности использования
интуитивного подхода.
Прежде, чем выделить особенности использования интуитивного подхода в педагогической деятельности, важно раскрыть его основные категории.
Рассматривая такую научную категорию как «подход», я опиралась на следующих исследователей: Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Л. Селиванова и др.
«Подход – это определенная позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению. В самом общем виде подход может пониматься как теоретическое и (или) логическое основание рассмотрения или проектирования объекта; совокупность способов и приёмов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа».
В педагогической практике (воспитательной деятельности) широко используется многообразие походов, но анализ научной литературы по проблеме интуиции в педагогической деятельности, показал, что понятие «интуитивный подход» не имеет достаточно конкретного содержания. Поэтому важным, в первую очередь, становится уточнение данного понятия, наполнение его содержанием.
Выделяются следующие научные категории, которые используются в аспекте интуитивного подхода, – это: психика и сознание, бессознательное, интуиция, творчество, установка, убеждения, деятельность, педагогическая деятельность, стимулирование и развитие интуиции в педагогической деятельности.
Рассматривая
психику как свойство высокоорганизованной
материи, функцию головного мозга,
сущность которой состоит в отражении
воздействий предметов и
В психологии выделены следующие особенности психики и сознания: отражение воздействий окружающей среды – процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся; при психическом отражении объективной действительности, любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий; субъективность психического отражения – активное преобразование отражаемого. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
Психика и сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой, – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности человека.
Изучению особенностей психики и сознания посвящены работы А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. П. Велихова, В. П. Зинченко, В. А. Лекторского, В. М. Аллахвердова, Г. В. Акопова и др.
Благодаря психике и сознанию, их способности отражать воздействия внешней среды и регулировать процесс адаптации, проявляется и внутреннее содержание деятельности, и поведение человека.
В. И. Слободчиков
и Е. И. Исаев выделяю такие
особенности сознания как объемность,
многомерность, многоуровневость и
полидетерминированность (В. И. Слободчиков,
1995). В. М. Аллахвердов пишет о природе самоочевид-ности
или непосредственной данности сознания,
связи осознанного и неосознанного, о
границах возможностей сознания по переработке
информации (В. М. Аллахвердов, 2003). А. Р.
Лурия, Л. С. Выготский выделили возможности
сознания, отметили его роль в таком процессе
как интериоризация (А. Р. Лурия, 1979).
2.3
Бессознательное и сознательное
История философской, психологической и педагогической мысли связана в значительной мере с тем или иным решением проблемы сознания/бессознательного.
В философии, психологии и психоанализе, в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении широко употребляется термин «бессознательное».
В психологии считается, что бессознательное – психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
Бессознательное
или неосознаваемое — совокупность
психических процессов, в отношении
которых отсутствует
Среди исследователей, пытавшихся понять человеческую душу и мышление и признающих некие скрытые силы, недоступные для непосредственного наблюдения, связывавших эти явления с бессознательным можно отметить Платона, Декарта, Ницше, Жане, Месмера, Шарко. Ими были разработаны концепции, в которых определялась роль бессознательного. Но в этих концепциях бессознательное чаще всего проявляется в статичном и пассивном виде как продолжение сознательного.
З. Фрейд
отмечал в бессознательном
Анализ психологической литературы показал, что в общей психологии представлены такие типы бессознательного как:
* «предсознание»,
автоматизированные
* бессознательные явления личности, состоящие из трех классов – неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда; негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.);
* особые
психические состояния,
* так называемые, «надсознательные» процессы – высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.
Механизм работы бессознательного состоит в том, что некие импульсы, оказывающие давление в направлении сознания, сдерживаются цензурой, которая располагается между бессознательным и предсознанием.
Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д., может проявляться как в коллективной, так и в личностной области психики. Так, К. Юнг придавал коллективному бессознательному центральное место в структуре личности.
К интуиции направлено внимание философов, психологов, математиков, педагогов.
В философии Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон рассматривали интуицию как вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Они определяли его как непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное.
В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.
Многие
сторонники метапсихологии, психотерапии,
восточных философий
2.4
Виды интуиции
Можно назвать следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции.
В математике в исследованиях А. Пуанкаре, В. Ф. Асмуса отмечены:
* аналитическая
интуиция – интуиция чистого
числа (лежит в основе
* геометрическая интуиция позволяют выделить непрерывность пространства, его связность, замкнутость, открытость и т.д.;
* физическая
интуиция позволяют
* философская интуиция позволяют создавать новые теории, способствуют расширению связей между научными областями.
Одной из
функций интуиции мы считаем соединительную,
которая выполняет роль моста
между бессознательным и
Пусковым
механизмом всех этих функций является
установка. По мнению Д. Н. Узнадзе установка
– это общепсихологическое
Рабочим механизмом интуиции нами определяются убеждения, которые рассматриваем не как педагогический метод, а твердая вера, взгляды и принципы человека, которыми он руководствуется в жизни.
Интуиция может проявляться и в разных формах, например, в виде образов, мыслей, звуков, ощущений, действий и поведения.
Т. А. Флоренская считает, что совесть является формой проявления нравственной интуицией, которую можно развивать, как всякую другую способность, и таким образом приближаться к реализации в себе потенциального духовного Я.
Мы считаем, что главным ключом к интуиции будет умение распознавать, когда мы действуем сознательно, когда бессознательно.
Особенности
использования интуиции в педагогической
деятельности соотносятся с такими
понятиями как педагогическая действительность
и педагогическая деятельность.
2.5
Взаимосвязь психики
и сознания
Взаимосвязь уровней проявления психики и сознания, необходимых составляющих профессиональной деятельности педагога и сочетание их с педагогической действительностью
Таким образом, педагогическая деятельность в аспекте интуитивного подхода – это воспитательный процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков личности человека с учетом уровней его сознания и возможностей его бессознательного, в процессе которого происходит осознание воспитанниками требуемых норм и правил, переход знаний в убеждения, которыми руководствуется воспитанник и формированием чувств. Результатом педагогической деятельности является определенное поведение, которое проявляет личность в своей жизнедеятельности и обществе.
Интересной областью формирования и развития интуиции в педагогической деятельности будет психологическая перестройка сознания педагога: условия и процесс изменения; методы её стимулирования и развития.
Второй элемент – творческий поиск, построенный на обновлении, дополнении и совершенствовании субъектного опыта педагога.
Информация о работе Исследование интуиции в современной психологии