Использование малых форм фольклора в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду.

Содержание

Введение:… ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Особенности развития словаря детей четвертого года жизни……..
1.2. Особенности восприятия и освоение детьми произведений
малых форм фольклора………………………………………………
1.3. Методика использования малых форм фольклора в работе по
развитию словаря с детьми четвертого года………………………..
Глава 2. Практическая часть.
Констатирующий эксперимент………………………………………...
Формирующий эксперимент…………………………………………...
Контрольный эксперимент…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………

Работа содержит 1 файл

диплом 1.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Например:

                Баю, баю, паренька,

                На поляне пахарька,

                На гулянке плясунка,

                На беседе форсунка.

Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образцы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька – коток, зайка, гуленьки и т.п.). В них в художественных образах отражаются взгляды на жизнь:

Например:

                Ай, баю - баю – баю,

                Мать пошла за рыбою,

                Отец пошел по воду,

                Отморозил бороду.

Колыбельные песни, так же, как и потешки, пестушки и другие формы устного народного творчества, обеспечивают, по выражению Л.Н.Павловой, системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его виды труда, жизнедеятельности.

Слушая  с колыбели родную песню, ребенок  воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души.

Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа, « люли – люли – люленьки», «баю – баю – баньки» и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения), способствует формированию умения видеть и понимать красоту родного языка. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе и злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. В колыбельной песне используется прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, утверждается в мысли о том, что он интересен и нужен взрослому.

Например:

      Спи – ка, Маша – солнышко,

  Спи – ка, житко зернышко,

      Спи, моя родная,

                   Рыбка золотая.

Знания, усвоенные на эмоционально – чувственной  основе в процессе соприкосновения  с художественными образами колыбельных песен, постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей. (        )

Я полностью  согласна с высказыванием Т.С. Комаровой.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Таким образом, я поняла, колыбельные песни возможно и необходимо широко использовать в педагогическом процессе детского сада.

Не меньшую  роль в воспитательно – образовательном  процессе детского сада могут сыграть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребенка, создают радостное настроение, т.е. вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах деятельности. В малых формах фольклора содержится веками отобранный материал, который насеет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они на сквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром их называют народной дидактикой, школой материнства.

В потешках и песенках – замечает Л.Н.Павлова, отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша, без лукавства и фальши. Малые формы фольклора – это удивительное ожидание радости

предстает перед  взором ребенка – без лукавства  и фальши.

Малые фольклорные  произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его  непререкаемого авторитете и ожидании…, ожидании добра, добра и только добра:

Простота малых  форм фольклора не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные  задачи. Сами тексты как бы оберегают  ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста, ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира!

Эти крохотные  произведения философичны в своей  основе, потому, что обращены внутрь человека.(     )

Исследования Л.Н.Павловой, Н.Н.Палагиновой и других показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребенка активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Надо отметить, что такое влияние небольших по объему произведений устного народного творчества характерно и для дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, особенностями изобразительно – выразительных средств, используемых в песенках, потешках, пестушках и заключенным в них содержанием.

Они созданы  на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребенка приобретенные через опыт. Поэтому небольшие стихи, созданные народом для маленьких, читаются им по несколько раз и сочетаются с определенной ситуацией, что позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания слов с конкретной деятельностью. В этом, по выражению Л.Н.Павловой, заключается влияние народной поэзии на умственное и познавательное развитие ребенка.

Ненавязчиво, без грубого дидактизма народные песенки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают: «На  кота потягушки, на дитя подрастушки. Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости». Или «Расти коса до пояса, не вырони не волоса. Расти коса не путайся, дочка маму слушайся». В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуются в собственной жизни.

Образы  этих фольклорных произведений взяты  из жизни, конкретны и содержательны  и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим, средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры.

Поскольку в них мы находим элементы крестьянского  быта:

Например:

                Ранним – рано  по утру,

                Пастушок ту – ру – ру  – ру.

                А коровки в лад ему,

                Затянули му – му – му.

Ценность фольклорных произведений, как отмечает Л.Н.Павлова, в них высокой интонационной выразительности. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли.

Активизирующее  воздействие на ребенка оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например: «чики – чики, чикалочки», или «ладушки – ладушки»; простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения.

Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияет на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают положительный эмоциональный фон. 

Народные  песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. (       )

Особое  значение имеет для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений такой эмоциональный прием, как  обращение к ребенку по имени. Это позволяет ребенку стать  как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию фольклорного произведения.

Например:

               Вот проснулся петушок,

               Встала курочка,

               Просыпайся мой дружок,

               Встань мой Юрочка.

Вместе  с тем такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая по выражению известного педагога – гуманиста Я.А.Каменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра. Я разделяю эту точку зрения.

Произведения малых форм фольклора, как отмечает, Н.Н.Палагина заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения, включающие создание мнимых ситуаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. «Программа воспитания  в детском саду»  нацеливает на  широкое использование  произведений устного  народного творчества  для обогащения  и активизации  словаря детей,  формирования яркой  и образной речи.

Знакомство  с народным творчеством можно  начать с потешек, прибауток и колыбельных песенок. Детям очень нравится, когда воспитатель берет в руки куклу Катю и ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая ее:

                 Баю, баю, баю – бай,

                 Ты, собачка, не лай.

                 Белолапа, не скули,

                 Мою дочку не буди.

Чтобы малыши быстрее и лучше могли  запомнить песенку, нужно показать, как громко лает собачка Белолапа (используя мягкую игрушку) и может  разбудить Катю. Предложить детям  попросить собачку: «Ты, собачка, не лай. Белолапа, не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запомнят песенку и перенесут ее в игру.

В работе с детьми можно использовать колыбельную песню, исполняя ее во время сна. Дети с большим интересом воспримут эту форму общения. После исполнения колыбельной песни многие воспитатели отметили, что во второй половине дня дети были более спокойными, внимательными к просьбам, замечаниям взрослых. (           )

Колыбельная песня оказывает определенное терапевтическое воздействие, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.

Основы  овладения эмоциональным словарем, отмечают психологи, закладывается в раннем детстве в 2 – 3 года. Словарь эмоциональной лексики детей ограничен как их очень маленьким опытом, так и внутренними возможностями. Наблюдения за эмоциональной стороной жизни малыша не хватает слов, он создает свои «авторские» слова. Достаточно много примеров у К.И.Чуковского:

          - Я не тебе плачу, а маме.

          - Я уже все выгрустил плачем.

          - Драка сама так и лезет из меня.

Эмоциональные состояния «одномоментные» могут  словесно определиться так: «больнуло», «заплохело», «тошнуло разок».

Ребенку нужно помогать разобраться в  своих состояниях и отношениях с помощью определенных слов и фраз:

          - Мне приятно – мне не приятно…

          - Мне нравится – мне не нравится…

          - Я рассержена…

          - Я довольна…

          - Я расстроилась…

          - Чувствую, что тебе стыдно и  больно, ты не захочешь, чтобы  это повторилось.

Для расширения «эмоционального» запаса можно проводить с детьми следующие упражнения:

Информация о работе Использование малых форм фольклора в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста