Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа
Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду.
Введение:… ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Особенности развития словаря детей четвертого года жизни……..
1.2. Особенности восприятия и освоение детьми произведений
малых форм фольклора………………………………………………
1.3. Методика использования малых форм фольклора в работе по
развитию словаря с детьми четвертого года………………………..
Глава 2. Практическая часть.
Констатирующий эксперимент………………………………………...
Формирующий эксперимент…………………………………………...
Контрольный эксперимент…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………
Например:
Баю, баю, паренька,
На поляне пахарька,
На гулянке плясунка,
На беседе форсунка.
Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образцы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька – коток, зайка, гуленьки и т.п.). В них в художественных образах отражаются взгляды на жизнь:
Например:
Ай, баю - баю – баю,
Мать пошла за рыбою,
Отец пошел по воду,
Отморозил бороду.
Колыбельные песни, так же, как и потешки, пестушки и другие формы устного народного творчества, обеспечивают, по выражению Л.Н.Павловой, системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его виды труда, жизнедеятельности.
Слушая с колыбели родную песню, ребенок воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души.
Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа, « люли – люли – люленьки», «баю – баю – баньки» и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения), способствует формированию умения видеть и понимать красоту родного языка. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе и злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. В колыбельной песне используется прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, утверждается в мысли о том, что он интересен и нужен взрослому.
Например:
Спи – ка, Маша – солнышко,
Спи – ка, житко зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Знания, усвоенные на эмоционально – чувственной основе в процессе соприкосновения с художественными образами колыбельных песен, постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения.
Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей. ( )
Я полностью согласна с высказыванием Т.С. Комаровой.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Таким образом, я поняла, колыбельные песни возможно и необходимо широко использовать в педагогическом процессе детского сада.
Не меньшую
роль в воспитательно –
В потешках и песенках – замечает Л.Н.Павлова, отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша, без лукавства и фальши. Малые формы фольклора – это удивительное ожидание радости
предстает перед взором ребенка – без лукавства и фальши.
Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитете и ожидании…, ожидании добра, добра и только добра:
Простота малых форм фольклора не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста, ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира!
Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому, что обращены внутрь человека.( )
Исследования Л.Н.Павловой, Н.Н.Палагиновой и других показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребенка активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Надо отметить, что такое влияние небольших по объему произведений устного народного творчества характерно и для дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, особенностями изобразительно – выразительных средств, используемых в песенках, потешках, пестушках и заключенным в них содержанием.
Они созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребенка приобретенные через опыт. Поэтому небольшие стихи, созданные народом для маленьких, читаются им по несколько раз и сочетаются с определенной ситуацией, что позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания слов с конкретной деятельностью. В этом, по выражению Л.Н.Павловой, заключается влияние народной поэзии на умственное и познавательное развитие ребенка.
Ненавязчиво, без грубого дидактизма народные песенки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают: «На кота потягушки, на дитя подрастушки. Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости». Или «Расти коса до пояса, не вырони не волоса. Расти коса не путайся, дочка маму слушайся». В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуются в собственной жизни.
Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим, средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры.
Поскольку в них мы находим элементы крестьянского быта:
Например:
Ранним – рано по утру,
Пастушок ту – ру – ру – ру.
А коровки в лад ему,
Затянули му – му – му.
Ценность фольклорных произведений, как отмечает Л.Н.Павлова, в них высокой интонационной выразительности. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли.
Активизирующее воздействие на ребенка оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например: «чики – чики, чикалочки», или «ладушки – ладушки»; простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения.
Использование
народных песенок, потешек и пестушек
в процессе детской жизнедеятельности,
включение их в разнообразные режимные
моменты благотворно влияет на общение
взрослого с ребенком, поскольку они создают
положительный эмоциональный фон.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. ( )
Особое значение имеет для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Это позволяет ребенку стать как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию фольклорного произведения.
Например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Просыпайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Вместе с тем такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая по выражению известного педагога – гуманиста Я.А.Каменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра. Я разделяю эту точку зрения.
Произведения
малых форм фольклора, как отмечает, Н.Н.Палагина
заключают в себе огромный потенциал в
развитии детского воображения, ибо в
них закреплены формы общения, включающие
создание мнимых ситуаций.
1.3. «Программа воспитания в детском саду» нацеливает на широкое использование произведений устного народного творчества для обогащения и активизации словаря детей, формирования яркой и образной речи.
Знакомство с народным творчеством можно начать с потешек, прибауток и колыбельных песенок. Детям очень нравится, когда воспитатель берет в руки куклу Катю и ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Мою дочку не буди.
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, нужно показать, как громко лает собачка Белолапа (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Предложить детям попросить собачку: «Ты, собачка, не лай. Белолапа, не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запомнят песенку и перенесут ее в игру.
В работе с детьми можно использовать колыбельную песню, исполняя ее во время сна. Дети с большим интересом воспримут эту форму общения. После исполнения колыбельной песни многие воспитатели отметили, что во второй половине дня дети были более спокойными, внимательными к просьбам, замечаниям взрослых. ( )
Колыбельная песня оказывает определенное терапевтическое воздействие, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.
Основы овладения эмоциональным словарем, отмечают психологи, закладывается в раннем детстве в 2 – 3 года. Словарь эмоциональной лексики детей ограничен как их очень маленьким опытом, так и внутренними возможностями. Наблюдения за эмоциональной стороной жизни малыша не хватает слов, он создает свои «авторские» слова. Достаточно много примеров у К.И.Чуковского:
- Я не тебе плачу, а маме.
- Я уже все выгрустил плачем.
- Драка сама так и лезет из меня.
Эмоциональные
состояния «одномоментные»
Ребенку нужно помогать разобраться в своих состояниях и отношениях с помощью определенных слов и фраз:
- Мне приятно – мне не приятно…
- Мне нравится – мне не
- Я рассержена…
- Я довольна…
- Я расстроилась…
- Чувствую, что тебе стыдно и больно, ты не захочешь, чтобы это повторилось.
Для расширения «эмоционального» запаса можно проводить с детьми следующие упражнения: