Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа
Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду.
Введение:… ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Особенности развития словаря детей четвертого года жизни……..
1.2. Особенности восприятия и освоение детьми произведений
малых форм фольклора………………………………………………
1.3. Методика использования малых форм фольклора в работе по
развитию словаря с детьми четвертого года………………………..
Глава 2. Практическая часть.
Констатирующий эксперимент………………………………………...
Формирующий эксперимент…………………………………………...
Контрольный эксперимент…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………
Усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе детей. Обогащение словаря происходит в первую очередь за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий и процессов).
2. Закрепление и уточнение словаря.
Задача обусловлена тем, что у детей слово всегда связано с представлениями о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубленные понимания уже известных слов, на основе точного соотношения с объектами реального мира, дальнейшее овладение обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
3. Активизация словаря.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
4.Устранение из речи детей нелитературных слов
(просторечивых, жаргонных).
Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Для успешного осуществления задач по словарной работе необходимо понимание сущности слова как единства звукового образа и общественно закрепленного в нем содержания. Овладение ребенком общественно закрепленным содержанием слова (понятием) и составляет центральное звено словарной работы. Обогащение и совершенствование словаря ребенка должно опираться на формирование дифференцированного восприятия, дифференцированных представлений и формирование элементов понятийного аппарата. Овладение словом, точное его использование связано с умением видеть его границы.
Поэтому я считаю, что система словарной работы должна опираться не только на расширение представлений об окружающем, но и их углубление, и обобщение на основе выделенных и осознанных существенных признаков. Для того чтобы разрешать задачи словарной работы применяют различные приемы.
Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить его, а так же содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будут ведущими, основными.
Название (он же образец произношения) нового или трудного слова – активный прием обогащения словаря детей. Воспитатель должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы дети усвоили и уловили звуковой состав слова. Воспитатель должен произносить слово медленно, но не по слогам. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи.
Название часто сопровождается показом объекта, например: «Посмотрите внутри плиты большая духовка»,- говорит воспитатель, открывая дверцу духовки и показывая жестом
Иногда называние нужно сопровождать толкованием заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом, например:
«Аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки. Через стекло нам их хорошо видно».
Очень часто используется прием включение слова в предложение, показ его сочетается с другими словами, например при рассматривании трамвая воспитатель говорит: «В задние двери трамвая входят пассажиры».
Для запоминания
можно применять повторение слова
самим воспитателем неоднократно в
течении занятия, а также повторение
хором. Хоровое повторение усиливает
речевую активность детей, способствует
выделению в их сознании нужного слова.
Однако лучше этот прием применять для
повторения слова, трудного для детей,
сложного в звуковом отношении (конфорка,
автоматический).
Для активизации словаря хором такой прием, как вопрос. Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (справа или слева стоит матрешка).
В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения
слова (этимология). Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слова.
Для словарной работы можно использовать как прием, некоторые упражнения и дидактические игры. Например: упражнение в подборе слова «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой, овальной формы», а также словесные игры на классификацию предметов. ( )
Таким образом, можно сделать вывод:
В общей системе
речевой работы в детском саду обогащение
словаря, его закрепление и активизация
занимают очень большое место. Совершенствование
речевого общения невозможно без расширения
словарного запаса детей. Заботясь о расширении
запаса слов ребенка, надо стремиться
к тому, чтобы расширить его за счет слова
– представления, а не слова звука. Развитие
словаря понимается как длительный процесс
овладения словарным запасом, накопленным
народом в процессе его истории. Одним
из средств развития словаря является
устное народное творчество
– фольклор.
1.2. Собирание детского фольклора началось сравнительно поздно и в первой половине XIX века публикуются лишь единичные тексты в сборниках И.П. Сахарова, А.В. Терещенко, в работах Е.А. Авдеевой.
Новый этап в собирании и публикации детского фольклора начинается в 60-е годы XIX века. Он связан с общим подъёмом национального самосознания. Вставшие перед обществом проблемы народного образования побудили педагогов, писателей и учёных обратиться к фольклору, как к художественно - воспитательному материалу; В это время в детских журнал "Подснежник'', "3вёздочка'', "Учитель'' и других появляются произведения детского фольклора. На педагогическую науку плодотворное влияние оказывает К.Д. Ушинский, который считал, что В основе педагогической системы должна быть заложена Идея народности, и широко вводил в Учебную литературу произведения народного. творчества: Педагогика пробудила интерес к ребёнку, к его поэтическому. творчеству. Произведения детского фольклора публикуются на страницах губернских ведомостей, во многих популярных журналах, в сборниках и исследованиях В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, Г.Н.Потанина и других учёных [4, 8,14].
Значительным событием, оказавшим влияние на последующее собирание и публикацию детского фольклора, стал выход в свет книги П.А.Бессонова "Детский фольклор". В неё были включены почти все жанры детского фольклора: от колыбельных песенок до колядок.
В 60-е годы XIX века детская устная поэзия заняла прочное место в собирании и исследованиях русских фольклористов. Первое подлинно научное издание детского фольклора было предпринято П.В.Шейном. В сборнике "Русские народные песни" он отводит детскому фольклору особый раздел и включает в него сто двадцать два текста. В конце века в сборнике "Великорусь", он публикует уже около 300 записей. Одновременно с П.Н. Шейманом вслед за ним детский фольклор собирали и публиковали В.Ф. Кудрявцев, А.Ф. Можаровский, В.Н. Добровольский, П.С. Ефименко, И.В. Нечаев и другие. В 1887 году выходит в свет замечательный труд Е.А. Покровского "Детские игры", преимущественно русские [9, 12].
Усилиями многих энтузиастов в дореволюционный период был собран огромный материал, однако значительных исследовательских работ не появилось. Изучение детского фольклора началось после Октябрьской революции и связано с именами г.с. Виноградова и О.И. Капицы.
С середины 20-х годов появляются работы Г.С. Виноградова, охватившие все стороны детского быта и почти все жанры детского фольклора: "Детский календарь!', "Детская сатирическая лирика", "Детский фольклор и быт, "Народная педагогика'', ''Русский детский фольклор" и другие. Работы Г.С. Виноградова, каждая из которых – открытие какой-то области детского фольклора, до сих пор остаются лучшими в исследовательской литературе. По замыслу автора все его труды должны были стать подготовительным материалом для обобщающего свода устной детской поэзии. Но исследователю удалось подготовить и издать лишь первую книгу "Русский детский фольклор", посвященную считалкам и жеребьёвкам. Г.С. Виноградов не сумел осуществить задуманный им труд, и идея создания свода русского детского фольклора, остаётся, насущной и актуальной по сей день [4].
Трудно переоценить роль О.И.Капицы в организации изданий произведений детского фольклора. Лично и с помощью студентов она собрала более 8000 текстов, организовала комиссию по детскому фольклору. Её много летние поиски венчает труд "Детский фольклор" 1930г. Более 50 лет эта книга была единственной в русской фольклористике.
К сожалению,
в последующие десятилетия
В
70 - 80х годах несколько
Г.М. Науменко
[10].
Многие
десятилетия насчитывает
Сибиряк и другие.
В собирательской деятельности участвовала большая армия местных энтузиастов: учителя начальных народных училищ, служащие и студенты (В.Г. Олесов, В.Н. Серебрянников, В.Н. Стёжкин).
О неугасающем
интересе ученых, деятелей культуры к
уральскому фольклору свидетельствуют
издания, вышедшие в разные годы ХХ
столетия. Материалы, собранные, усилиями;
фольклористов, писателей, педагогов открывают
перед нами богатейший мир народного искусства
Урала [13].
С. Е. Беляев составил сборник "Словинка" (русский фольклор Урала) 1995г. Главное назначение сборника - помочь юному поколению современных уральцев войти в мир родного фольклора. Не случайно сборник назван "Словинка". В старину верили, что словинка - тайное слово, которое может, как волшебный ключ открыть доступ к кладу или сокровищам. Сборник включает словесный и музыкально-поэтический фольклор Урала. Структура сборника в основном соответствует классификации детского фольклора, предложенной М. Н. Мельниковым. В отдельные разделы выделены поэзия пестования, бытовой, потешный и игровой фольклор. В три дополнительных раздела вошли сказки, предания, пословицы, поговорки и музыкальные записи образцов песенного творчества. Богатый познавательный материал сборника "словинка" может быть реализован на занятиях в детском саду.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящие время, является духовные, нравственные возрождения, которые невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.
К.Д. Ушинский выдвинул принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».
Педагог В.Н. Сорока – Россинский, развивая идеи К.Д. Ушинского, указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение и народным традициям, образом, народному творчеству, в частности к устному, поскольку находится в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко без особого труда, парой интуитивно осваивает его.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (А.П. Усова, Е. А. Флерина и другие).
В работу с детьми дошкольного возраста в детском саду необходимо включать такую \ форму, народного творчества, как колыбельная песня. Она, как один из древнейших жанров фольклора составляет ценную часть сокровищницы народного творчества. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передаётся дух эпохи, преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. Исследования современных учёных показывают, что колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии произведений устного народного творчества. Этому способствует, прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создается благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Особая ритмическая организация и прием уменьшения играют определенную роль в создании психологического комфорта.