Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа
Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду.
Введение:… ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Особенности развития словаря детей четвертого года жизни……..
1.2. Особенности восприятия и освоение детьми произведений
малых форм фольклора………………………………………………
1.3. Методика использования малых форм фольклора в работе по
развитию словаря с детьми четвертого года………………………..
Глава 2. Практическая часть.
Констатирующий эксперимент………………………………………...
Формирующий эксперимент…………………………………………...
Контрольный эксперимент…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………
Министерство
общего и профессионального
Выпускная
квалификационная работа.
Тема:
Использование малых
форм фольклора в
развитии словаря
детей младшего дошкольного
возраста.
г. Н – Тагил
2008г.
Содержание.
Введение:… …………………………………………………
Глава 1. Теоретическое
обоснование проблемы.
1.1. Особенности развития словаря
детей четвертого года жизни……..
1.2. Особенности восприятия и
малых форм фольклора…………………………
1.3. Методика использования малых форм фольклора в работе по
развитию словаря с детьми четвертого
года………………………..
Глава 2. Практическая
часть.
Констатирующий эксперимент…………
Формирующий эксперимент…………………
Контрольный эксперимент…………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду.
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколения потешки, небылички, материнские колыбельные песни. В них отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он
Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь и речь собеседников…А язык, это вода, воздух, небо, солнце без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и порой не замечаем, как многие из нас стандартно говорят: сухо, невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая и злая речь.
Помогая ребенку овладеть родной речью, мы меньше всего заботимся о том, чтобы его речь была яркой, образной, чтобы она отражала языковое богатство своего народа.
Известный источник обогащения речи – устное народное творчество.
Поэтому, одним из факторов, определяющих развитие словаря, следует признать влияние малых форм фольклора.
Во – первых, фольклор оказывает воспитательное влияние на личность ребенка, формирует художественные способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как словесное творчество, т.е. создает предпосылки для его возникновения.
Малые формы
фольклора имеют огромную ценность,
состоящую в его
Все это позволяет сделать их значимым средством развития личности ребенка. На это указывали многие педагоги и писатели: К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Л.Н.Павлова.
Такие черты произведений устного народного творчества: как увлекательность, эмоциональность, динамизм, отраженные в свойственных или стилистических средствах, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспроизводить окружающий мир.
Во – вторых: фольклор оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивает образную речь, определяет строй и стиль речи, питает ее своим материалом, создает образы, вооружает способом построения повествования.
Эти порядком забытые произведения русского крестьянского творчества – поэтические произведения. Они весьма незатейливы, но таят в себе не малые богатства – смысловые, речевые, звуковые!( )
Богатства, к освоению которых так важно приобщить ребенка.
К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое. И он доказал, что величайшее богатство народа это язык.
Русский фольклор
Урала – бесценная
В то же время региональный образовательный компонент дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области предполагает знакомство дошкольников с современной и древней культурой Среднего Урала и ее взаимосвязях с культурой страны, мира, через формирование представлений о нравственной, этической, трудовой культуре родного края, а также через способность выразить в слове, жесте, свои эмоциональные переживания и суждения.
Однако практика показывает, что широкие возможности обогащения и развития словаря детей, которые дают малые формы фольклора, используются недостаточно.
Проанализировав научно – педагогическую литературу и речь детей группы, на которой я работаю, я задумалась, смогу ли я с помощью малых форм фольклора изменить состояние словаря детей и это мне помогло определить тему работы: Использование малых форм фольклора в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: способствовать количественному и качественному развитию словаря детей средствами малых форм фольклора.
Задачи исследования:
Объект: процесс развития словаря детей четвертого года жизни в ДОУ.
Предмет исследования: влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей четвертого года жизни.
Гипотеза: Можно предположить, что систематическое использование малых форм фольклора в общении с детьми в разных видах деятельности существенно изменит количественный и качественный состав словаря детей четырех лет.
Методы исследования: для решения поставленных задач применяются следующие методы исследования:
- наблюдение;
- экспериментальный метод (констатирующий, формирующий, контрольный);
- метод обработки данных (количественных, качественных).
Теоретические методы:
- анализ психолого – педагогической литературы;
- сопоставление
результатов эксперимента.
План
эксперимента.
№ | Содержание | Срок |
1 | Изучение литературы по проблеме исследования. | Июнь – август 2007г. |
2 | Разработка комплекса заданий. | Сентябрь 2007г. |
3 | Эксперимент апробации
разработанного комплекса:
- констатирующий; - формирующий; - контрольный. |
Октябрь – март
2007 – 2008гг. |
4 | Анализ результатов
эксперимента.
Разработка практических рекомендаций. |
Март – апрель 2008г. |
База: Дошкольное
образовательное учреждение детский сад
«Дружба» № 31, город Качканар.
Критерии:
- изменение состава словаря детей;
- активное употребление
слов в речи.
Планируемый результат:
Методологической
основой моей работы являются исследования
Ушаковой Оксаны Семеновны, Струниной
Елизаветы Михайловны.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей.
Без расширения словарного запаса невозможно совершенствования речевого общения детей.
Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определенные требования и дошкольному воспитанию. Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности.
Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познание языковой деятельности, на которое может опереться обучение в школе.
Значит, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучатся в школе, понимать литературу, телевизионные задачи.
Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря детей, как одно из важных задач речи.
« Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем.