Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа
Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду.
Введение:… ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Особенности развития словаря детей четвертого года жизни……..
1.2. Особенности восприятия и освоение детьми произведений
малых форм фольклора………………………………………………
1.3. Методика использования малых форм фольклора в работе по
развитию словаря с детьми четвертого года………………………..
Глава 2. Практическая часть.
Констатирующий эксперимент………………………………………...
Формирующий эксперимент…………………………………………...
Контрольный эксперимент…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………
Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первым являются восприятие, поступающие в его сознание через органы внешних веществ – из окружающего его вещественного мира.
Всякое значение, олицетворяющиеся в слове, вытекает из опыта, то есть восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных вещей явлений.
«Являлось с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой средством и их обогащению и расширению, и формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким».
Я согласна с высказыванием Е.Н. Тихеевой, что слово служит целью всей нашей жизни.
Ф.А.Сохин отмечал, что развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения им социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Своевременное развитие
Особенность словарной работы
в Дошкольном Учреждении
Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Алексеева М.М, Яшина В.И в развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
Количественный рост словаря:
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется:
Во первых: условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов);
Во вторых: характером имени прилагательного как абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.
Методы и приемы словарной работы.
Первая группа:
Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря).
- рассматривание и обследование предметов;
- наблюдение;
- осмотры помещений детского сада;
- целевые прогулки;
- экскурсии.
Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.
- рассматривание
картин с малознакомым
- чтение художественной литературы;
- показ диа -, кино – и видеофильмов.
Вторая группа:
Методы направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
- рассматривание игрушек;
- рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;
- дидактические игры;
- чтение художественных произведений;
- дидактические словарные упражнения.
Л.С. Выготский изучал процесс усвоения детьми слов, из семантики (семантика – смысловое значение слова).
Ученый установил, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста – изменяется полнота и правильность отражения им в своей речи факторов, признаков или связей существующих в действительности.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря наглядно – действенное и наглядно образное мышление объединяет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений и качеств.
Процесс усвоения смысла слова ребенком на первых возрастных ступенях идет в направлении от чувственных образов к мысленным обобщениям. Например: когда ребенок видит елку, он воспринимают ее чувственно: смотрит на зеленные ветви, трогает иголки, вдыхает смолистый запах и весь этот комплекс ощущений связывает со словом елка.
На первых порах это слово – имя собственное, познание единичного предмета, с которым связан данный комплекс ощущений. Но вот малыш знакомится с другими елками, разными по величине, украшенными игрушками и без украшений, ощущения от них различные, но в чем-то и схоже все более широкое значения отдаляется от непосредственных ощущений, и ребенок начинает понимать его как елка «вообще», а не какая то конкретная ель. Постепенно малыш узнает, что елку называют словом дерево, но и этим же словом обозначают дуб, березу и так далее. Слово дерево еще дальше от «чувственных корней».
Это слово имеет абстрактный смысл, и ребенок связывает с ним не ощущения, а мыслительный акт – абстрагирование.
Таким образом, я для себя сделала вывод, что значение слово на протяжении дошкольного возраста изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка, важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие значений слов.
Ушакова О.С считает, что необходимо ребенка знакомить с разными значениями слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитие у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, способствует развитию умения свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.
Словесные обозначения предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающим их действительностью.
Слово
усваивается ребенком быстрее,
если обучение его
Мы знаем, что основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп (глаголы движения; идти, глотать, брести и т.п.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и в предложениях. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках.
Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение, дети глубже понимают многозначность слова (старый дом – ветхий; старое платье – рваное; старый друг – давний). Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным значением (ручка, игла, молния и т.п.).
В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.( )
Так, как я работаю во второй младшей группе, то меня заинтересовал вопрос – развитие словаря детей четырех лет.
Оказывается в младших группах основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.
Дети четырехлетнего возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Чтобы научить их соотносить предмет со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопрос типа: что это?, давать задание принести то – то.
В данной возрастной группе основой является, конечно, задача количественного накопления словаря, которая решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех видах деятельности. Наряду с этим следует иметь в виду и решение задачи качественного накопления, привлечение внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств и действий, т.е. активизации в речи ребенка, помимо существительных, прилагательных и глаголов.
С этой целью следует чаще ставить вопросы, какой? Что делает?
Например, при рассматривании игрушек воспитатель говорит: «Лена, покажи большой мяч? Какой это мяч? Прилагательные повторяют два, три ребенка, А какой мяч? (маленький). А как можно с ним поиграть? Конечно на первых занятиях дети не всегда смогут самостоятельно называть качества и действия предмета; тут им помогает воспитатель. Но обязательно надо побуждать детей к повторению, для того чтобы нужные слова включились в их активный словарь. ( )
О.С.Ушакова отмечает, что словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и углубление понимания слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением принять усвоенные слова в связном высказывании.
Количественный рост словаря происходит следующим образом:
Возраст | Количество |
1 год | 4 – 5 слов |
1,5 года | 30 слов |
2 года | 100 слов |
7 лет | 1500 – 2000 слов |
В сравнении словарь взрослого человека около 5000 слов.
Это лишь примерные цифры, поскольку количественный рост словаря очень во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют развитию ребенка.
В первую очередь ребенок усваивает, те слова, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. По этой причине раньше всего в речи малыша появляются названия предметов и действий, и значительно позднее (уже после 2 лет) – названия признаков. Позднее появляются причастия и деепричастия.
В соответствии
с этим, в словаре четырехлетнего
ребенка примерно половину слов составляют
имена существительные, поскольку
они имеют наиболее конкретное значение
по сравнению со всеми частями
речи.
Часть речи | % |
существительные | 50 |
глаголы | 27,5 |
прилагательные | 11,8 |
наречия | 5,8 |
Эти цифры относительны и у разных детей здесь могут быть индивидуальные различия.
Таким образом, в развитии словарного запаса у детей наблюдается ряд особенностей, отличающих его от словаря взрослых. Однако при нормальном ходе речевого развития эти особенности постепенно сглаживаются, и для их исчезновения не требуется огромной помощи. Необходима лишь правильная и достаточная, богатая и разнообразная речь окружающих ребенка людей и речевое общение с ним.
Зная особенности словаря детей можно определить и задачи словарной работы:
1. Обогащение словаря детей новыми словами.