Использование малых форм фольклора в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду.

Содержание

Введение:… ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Особенности развития словаря детей четвертого года жизни……..
1.2. Особенности восприятия и освоение детьми произведений
малых форм фольклора………………………………………………
1.3. Методика использования малых форм фольклора в работе по
развитию словаря с детьми четвертого года………………………..
Глава 2. Практическая часть.
Констатирующий эксперимент………………………………………...
Формирующий эксперимент…………………………………………...
Контрольный эксперимент…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………

Работа содержит 1 файл

диплом 1.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Для ребенка  в первую пору его жизни слова  являются только вторыми оригиналами  действительности. Первым являются восприятие, поступающие в его сознание через органы внешних веществ – из окружающего его вещественного мира.

Всякое  значение, олицетворяющиеся в слове, вытекает из опыта, то есть восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных вещей явлений.

«Являлось с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой средством и их обогащению и расширению, и формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким».

Я согласна с высказыванием Е.Н. Тихеевой, что слово служит целью всей нашей жизни. 

  Ф.А.Сохин отмечал, что развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения им социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

       Слово обеспечивает содержание  общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

      Своевременное развитие словаря  – один из важных факторов  подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в общении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

      Особенность словарной работы  в Дошкольном Учреждении состоит  в том, что она связана со всей воспитательно – образовательной работы с детьми. Обогащение словаря происходит в процессе  ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской  деятельности, повседневной жизни, общении.

      Работа над словом уточняет  представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы  языка и речи, его значение в  психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей  системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Алексеева М.М, Яшина В.И в развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Количественный  рост словаря:

 Особенно  быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется:

Во первых: условиями  воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов);

Во вторых: характером имени прилагательного как абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

Методы  и приемы словарной  работы.

Первая группа:

Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря).

- рассматривание  и обследование предметов;

- наблюдение;

- осмотры помещений  детского сада;

- целевые прогулки;

- экскурсии.

Опосредованное  ознакомление с окружающим и обогащение словаря.

- рассматривание  картин с малознакомым содержанием;

- чтение художественной литературы;

- показ диа  -, кино – и  видеофильмов.

Вторая группа:

Методы направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

- рассматривание  игрушек;

- рассматривание  картин с хорошо знакомым содержанием;

- дидактические игры;

- чтение художественных  произведений;

- дидактические  словарные упражнения.

Л.С. Выготский изучал процесс усвоения детьми слов, из семантики (семантика – смысловое значение слова).

Ученый  установил, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста – изменяется полнота и правильность отражения им в своей речи факторов, признаков или связей существующих в действительности.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря наглядно – действенное и наглядно образное мышление объединяет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений и качеств.

Процесс усвоения смысла слова ребенком на первых возрастных ступенях идет в  направлении  от чувственных образов к мысленным обобщениям. Например: когда ребенок видит елку, он воспринимают ее чувственно: смотрит на зеленные ветви, трогает иголки, вдыхает смолистый запах и весь этот комплекс ощущений связывает со словом елка.

На первых порах это слово – имя собственное, познание единичного предмета, с которым связан данный комплекс ощущений. Но вот малыш знакомится с другими елками, разными по величине, украшенными игрушками и без украшений, ощущения от них различные, но в чем-то  и схоже  все более широкое значения отдаляется от непосредственных ощущений, и ребенок начинает понимать его как елка «вообще», а не какая то конкретная ель. Постепенно малыш узнает, что елку называют словом дерево, но и этим же словом обозначают дуб, березу и так далее. Слово дерево еще дальше от «чувственных корней».

Это слово  имеет абстрактный смысл, и ребенок  связывает с ним не ощущения, а  мыслительный акт – абстрагирование.

Таким образом, я для себя сделала вывод, что значение слово на протяжении дошкольного возраста изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка, важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие значений слов.

Ушакова О.С считает, что необходимо ребенка знакомить с разными значениями слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитие у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, способствует развитию умения свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.

     Словесные обозначения предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающим их действительностью.

     Слово  усваивается ребенком быстрее,  если обучение его употреблению  связано с его смыслом, а  в процессе работы над словами  устанавливаются ассоциативные  связи. В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле: дерево – ствол – ветви – хвоя – зеленая – пушистая. Игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить- зашивать – вышивать – платье – рубашка – узор – острая – тупая и т.д.

Мы знаем, что  основу обогащения детского словаря  составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Синонимическая  работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп (глаголы движения; идти, глотать, брести и т.п.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Работа над  антонимами (словами с противоположным  значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и в предложениях. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках.

Подбор антонимов  к многозначным словам расширяет  представление детей о слове, помогает уточнить его значение, дети глубже понимают многозначность слова (старый дом – ветхий; старое платье – рваное; старый друг – давний). Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным значением (ручка, игла, молния и т.п.).

В процессе словарной  работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.(       )

Так, как я  работаю во второй младшей группе, то меня заинтересовал вопрос –  развитие словаря детей четырех  лет.

Оказывается в  младших группах основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

Дети четырехлетнего возраста еще не всегда правильно  называют слова, обозначающие предметы. Чтобы научить их соотносить предмет  со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопрос типа: что это?, давать задание принести то – то.

В данной возрастной группе основой является, конечно, задача количественного накопления словаря, которая решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех видах деятельности. Наряду с этим следует иметь в виду и решение задачи качественного накопления, привлечение внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств и действий, т.е. активизации в речи ребенка, помимо существительных, прилагательных и глаголов.

С этой целью  следует чаще ставить вопросы, какой? Что делает?

Например, при  рассматривании игрушек воспитатель  говорит: «Лена, покажи большой мяч? Какой это мяч? Прилагательные повторяют  два, три ребенка, А какой мяч? (маленький). А как можно с ним поиграть? Конечно на первых занятиях дети не всегда смогут самостоятельно называть качества и действия предмета; тут им помогает воспитатель. Но обязательно надо побуждать детей к повторению, для того чтобы нужные слова включились в их активный словарь. (         )

О.С.Ушакова отмечает, что словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и углубление понимания слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением принять усвоенные слова в связном высказывании.

Количественный  рост словаря происходит следующим образом:

Возраст Количество
1 год 4 – 5 слов
1,5 года 30 слов
2 года 100 слов
7 лет 1500 – 2000 слов
 

В сравнении  словарь взрослого человека около 5000 слов.

Это лишь примерные  цифры, поскольку количественный рост словаря очень во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют развитию ребенка.

В первую очередь  ребенок усваивает, те слова, которые  непосредственно связаны с его  жизнедеятельностью. По этой причине  раньше всего в речи малыша появляются названия предметов и действий, и значительно позднее (уже после 2 лет) – названия признаков. Позднее появляются причастия и деепричастия.

В соответствии с этим, в словаре четырехлетнего ребенка примерно половину слов составляют имена существительные, поскольку  они имеют наиболее конкретное значение по сравнению со всеми частями  речи.  

Часть речи %
существительные 50
глаголы 27,5
прилагательные 11,8
наречия 5,8
 

Эти цифры относительны и у разных детей здесь могут  быть индивидуальные различия.

Таким образом, в развитии словарного запаса у детей  наблюдается ряд особенностей, отличающих его от словаря взрослых. Однако при нормальном ходе речевого развития эти особенности постепенно сглаживаются, и для их исчезновения не требуется огромной помощи. Необходима лишь правильная и достаточная, богатая и разнообразная речь окружающих ребенка людей и речевое общение с ним.

Зная особенности  словаря детей можно определить и задачи словарной работы:

1. Обогащение словаря  детей новыми словами.

Информация о работе Использование малых форм фольклора в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста