Искусство слушать

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Для эффективного общения необходимы 2 важнейших компонента: уметь говорить и уметь слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника.

Содержание

Введение 3
1. Искусство слушать 5
1. Умение слушать 5
2. Уровни слушания 8
3. Виды слушания 10
4. Приемы эффективного слушания 24
2. Эмпирический анализ умения слушать 29
1. Методы изучения умения слушать 29
2. Анализ результатов и их интерпретация 31
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
 

      Эта методика исследования показала наличие  у студентов свойств, способствующих эффективному слушанию. Первое свойство, нетерпеливость, выражена в большей степени у студентов I курса (59 %), 70 % студентов III  курса весьма терпеливы. У старшей группы больше развито внимание (30 % в сравнении с 18%). Но более всего у III курса развита память (90 %). У первого же курса она развита менее всего (18 %). Так же III  курс эмоционально устойчивее (60 %), чем I курс (53 %). Хотя стоит отметить, что разница небольшая.  

Таблица 3

Изучение  слухового внимания

Уровень развития слухового внимания 1 курс  3 курс
Недостаток  слухового внимания 12 % 10 %
Норма 88 % 90 %
 

      Эта методика помогла нам выявить  такое качество в студентах, как  слуховое внимание. Слуховое внимание — самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Различные аспекты внимания  — его объем, устойчивость, переключаемость, интерферируемость — в конечном итоге проявляются в интегральном результате эффективного слушания. Слуховое внимание  на обоих курсах развито практически одинаково — 88 % у I курса и 90 % у III курса. Следовательно у студентов устойчивое внимание, достаточный объем и нормальная переключаемость внимания.

      Таким образом, после проведенного исследования я могу сделать следующие выводы:

  1. при изучении особенностей умения слушать  был выявлен ряд сходств и различий в выделенных группах:

      сходства: практически у всех студентов I и III курсов (90 %) одинаково развито слуховое внимание, т. е. присутствуют такие аспекты внимания, как объем, устойчивость, переключаемость и интерферируемость; так же практически одинаково развита эмоциональная устойчивость в обоих исследуемых группах.

      различия: уровень развития навыка умения слушать выше у старшей возрастной группы; студенты III курса терпеливее и память у них развита лучше, чем у студентов I курса.

  1. изучение особенностей умения слушать позволяет разработать следующие практические рекомендации по развитию умения слушать у студентов:
    • Прислушайтесь к отдалённым звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение пяти минут. Делайте это упражнение два-три раза в день в разных условиях. 
    • Обращайте внимание на выборочные звуки, не обращая внимание на другие звуки. 
    • Вспомните разные звуки, к примеру: шум поезда, шаги прохожего, шум тормозов автомобиля, шум воды, мелодию звонка телефона, и т.д. 
    • Вспомните голос и интонацию знакомого Вам человека и, закрыв глаза, воссоздайте её с наибольшей точностью. Повторите эту фразу вслух.  
    • Заметьте изменения в темпе речи и тональности голоса собеседника. Проанализируйте, почему это происходит.
    • Не обращая внимания на шум, который вас только отвлекает, сконцентрируйтесь на том, что вы хотите услышать, и ваш мозг автоматически перестанет воспринимать шумы, слышать которые вы не желаете.
    • Ваш мозг может как “отключать”, так и “подключать” свое слуховое восприятие. Зная об этой способности желательно ее постоянно тренировать: чем больше вы будете ее использовать, тем больше пользы она вам принесет.
    • Когда вам неинтересно, лушайте со вниманием, нацеленным исключительно на конструктивную критику всего, что бы вы ни услышали. Если вы сделаете это, ваш мозг всегда будет готов воспринимать всю нужную информацию.

Заключение 

      Компетентность  в общении предполагает умение учитывать  вклад  не только партнера по общению, но и собственный. Отсюда следует  важность позиции открытости новому знанию, опыту, преодоления старых ригидных способов взаимодействия, перестройки собственного негативного опыта, его коррекции, если это необходимо. Главное здесь, как писал В.А. Сухомлинский, научиться «соучастию души и мысли в судьбе ближнего», а это значит уметь слушать и слышать другого.

      В первой главе «Искусство слушать» нами рассматривались умение слушать, уровни слушания, виды слушания и приемы эффективного слушания.

      Как показывает практика человеческого  взаимодействия, умение целенаправленно, активно слушать других имеет  большое значение для взаимопонимания. Однако слышать и слушать - не совсем одно и то же. СЛЫШАТЬ означает физически воспринимать звук, а СЛУШАТЬ — это не просто направлять слух на что-либо, а сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Для этого необходимо подталкивать собеседника к разговору, внимательно его слушать. При этом не надо критиковать и оценивать его.

      Существуют  три уровня слушания: слушание сопереживание, мы слышим слова, но на самом деле не слушаем, «слушание с временным отключением». На первом уровне мы ставим себя на место собеседника, переживаем его эмоции. На втором мы прислушиваемся к словам и анализируем информацию. Но эмоционально не сопереживаем. И на последнем уровне процесс слушания пассивен, реакции на высказывания снижены. Каждому деловому человеку важно выработать в себе умение слушать партнера на уровне слушание-сопереживание, так как это самое перспективное слушание.

      Виды  слушания делятся на две основные группы: эффективные и неэффективные  виды. Неэффективные виды слушания: притворное, эгоистичное, нейтральное, враждебное. Человеку нужно стараться исключать из своего общения такие виды слушания. К эффективным видам слушания относятся пассивное, активное эмпатическое слушание. Пассивное слушание лучше всего использовать, когда ваш собеседник хочет просто выговориться. Активное слушание уместно в случаях, когда ваш партнер равен вам или сильнее вас. Эмпатическое слушание чаще всего используется в личном общении, например, когда друзья обмениваются информацией, сопереживая друг другу.

      Во  второй главе «Эмпирический анализ умения слушать» было исследовано умение слушать. Использовались следующие методы исследования: тест «Умеете ли вы слушать» с целью определения уровня развития умения слушать; анкетирование «Построение профиля слушателя», при помощи которой определяли свойства слушателя; методика «Перепутанные инструкции» оценивала развитие слухового внимания. Исследование проводилось на студентах ГОУК "Чувашское республиканское училище культуры" I и III курсов.

      Исследование  показало следующие результаты:

  • практически у всех студентов I и III курсов (90 %) хорошо развито слуховое внимание;
  • студенты III курса (70 %) показали высокий уровень развития навыка умения слушать;
  • всего лишь 18 % студентов I курса запоминают услышанное;
  • равный процент студентов I и III курсов (60 %) эмоционально устойчивы.

      Таким образом, наша гипотеза изучение особенностей умения слушать позволяет разработать  практические рекомендации по развитию эффективного слушания у студентов  подтверждается.  

 

Библиографический список 

  1. Агеев В.С., «Межгрупповое взаимодействие», МГУ, 1990г.
  2. Андреева Г.М., «Социальная психология», М., 1998г.
  3. Крижанская Ю.С., В.П.Третьяков «Грамматика общения» , Москва , изд. «Смысл» 1999г.
  4. Дерябо С.Д., В.А.Ясвин «Гроссмейстер общения», Москва, изд. «Раритет», 1998г.
  5. Корник А.А., Корник Е.А. «Психология человеческих отношений», Москва, изд. «Когито-центр», 1998г.
  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.», Москва, изд. «Прогресс», 1989г.
  7. Рогов Е.И. “Психология общения” , Москва, изд. “Владос”, 2001г.
  8. Сергечеева В. “Азы общения – стратегия и тактика” , Санкт- Петербург, изд. “Питер”, 2002г.
  9. Ялом И.“Теория и практика групповой психотерапии”, Санкт- Петербург, изд. “Питер”, 2000г.
  10. Гаулстон М., Ф. Голдберг «Психологические ловушки», Санкт- Петербург, изд. «Питер», 1997г.
  11. Вагин И.О. «Уроки психологической защиты», Санкт-Петербург, изд. «Питер», 2002г.
  12. Вилсон Г., К. Макклафин «Язык жестов – путь к успеху.» Санкт- Петербург, изд. «Питер», 2001г.
  13. Рысев Н.Ю. «Активные продажи – Как найти подход к клиенту» Санкт – Петербург, изд. «Питер», 2002г.
  14. «Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие», М., 1990г.
  15. Руденский У.В., «Социальная психология», М., 1997г.
  16. Майерс Д., «Социальная психология», СПб., 1997г.
  17. Столяренко Л.Д., «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1999г.
  18. Гез. Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и говорению»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 1981 - №5 - с. 32.
  19. Ильина В. Я. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования//Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та иностр. яз. им.М. Тореза. 1988. Т. 44.
  20. Тункель В. Д. К вопросу об устной передаче речевого сообщения: Дис. ...канд. пед. наук. М., 1986.

Информация о работе Искусство слушать