Искусство слушать

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Для эффективного общения необходимы 2 важнейших компонента: уметь говорить и уметь слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника.

Содержание

Введение 3
1. Искусство слушать 5
1. Умение слушать 5
2. Уровни слушания 8
3. Виды слушания 10
4. Приемы эффективного слушания 24
2. Эмпирический анализ умения слушать 29
1. Методы изучения умения слушать 29
2. Анализ результатов и их интерпретация 31
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
  • ослабляет воздействие стресса и психического напряжения;
  • активное слушание (искренний интерес, вопросы, относящиеся к передаваемой информации) способствует росту искренности, понимания и ощущения надежности;

      - умение слушать развивает у  человека чувство уверенности в себе;

      - дает возможность человеку выговориться  в момент упадка эмоций ("рассказанная беда - уже полбеды") и в то же время слушающий предоставляет ему небольшую, но действенную "подпитку", проявляя свое участие и внимание;

      - демонстрирует уважение к чувствам другого человека.

      Стиль слушания каждого конкретного человека зависит от многих факторов: от личности, характера и интересов, от пола, возраста и статуса участников общения, от конкретной ситуации.

      Так, например, психологи установили существенные различия в поведении мужчин и женщин во время разговора. Они считают, что обычно мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени беседы женщина собирается с мыслями, пытается восстановить их ход. Мужчины чаще сосредотачиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют чувствам и самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать готовые советы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.[с.89 11]

      Многие  очень часто слушают только вполуха, а остальное внимание уделяют собственным мыслям, поводом для которых стали высказывания партнера. Кто хочет внимательно слушать, тот на самом деле должен уметь и молчать, должен быть терпеливым. Однако практика общения свидетельствует о том, что нетерпеливые собеседники - весьма распространенный тип. Они быстро теряют способность следить за пространными рассуждениями собеседника. Для этих людей высказывания другого - это лишь ожидание собственного выступления или повод к тому, чтобы модифицировать свои высказывания.

      Выявляйте свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок. Не слишком ли быстро вы судите о людях? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны для ваших ответов? Какие из них наиболее часто повторяются? Знание своих привычек - это первый шаг к совершенствованию.

      Не  уходите от ответственности  за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может собеседник знать, что вы его понимаете, если вы сами не скажете ему об этом?

      Будьте  внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости или пристальных взглядов (что подчас принимается за враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника. Помните, что партнер хочет общаться внимательным собеседником.

      Умейте  сосредотачиваться  на том, что говорит  собеседник. Это требует определенных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты).   Старайтесь   до   минимума   свести   ситуационные   помехи (телевизор, телефон). Не допускайте "блуждания" мыслей.

      Старайтесь  понять  не только смысл слов, но и  чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства "закодированными", в соответствии с принятыми социальными нормами.

      Умейте  быть наблюдательным. Следите за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть взаимодействия. Следить надо за выражением лица собеседника: как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?

      Высказывайте  одобрительную реакцию  по отношению к  собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.

      Прислушайтесь к самому себе. Ваши озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: это прояснит ситуацию, вам станет легче слушать собеседника.

      Действие  — лучший ответ  собеседнику. Помните, что часто цель собеседника - получить от вас что-либо реальное или изменить ваше мнение, или же заставить вас сделать что-либо. [Источник: Щёкин Г. В. Как "читать" людей по их внешнему облику. Киев, 1993].

      Слушайте, чтобы выявить  ключевые слова. Во всяких переговорах есть свои составляющие: цены, сроки, количество, условия платежа. Внимательно слушайте - вам надо знать, что же действительно требует партнер, на что он рассчитывает. Обращайте внимание на факты.

      Слушайте, чтобы выявить  ключевые идеи. Надо знать истинные намерения, действительные цели своего делового партнера. Выясните, нужна ли вашему партнеру победа, а может быть он пойдет на компромисс? Когда человеку достаточно не проиграть, он склонен к компромиссу. При этом возможен поиск приемлемого для обеих сторон решения.

      Слушайте, чтобы определить узкие места. Имеет ли ваш партнер право принимать решения? Может быть, он ограничен сроками? Или его тяготят финансовые проблемы? Может быть, ему предписано действовать строго по инструкции? Будет ли у вас, в случае необходимости, доступ к его начальству?

      Слушайте, чтобы найти возможность  маневра. Не пропустите признаки, которые скажут вам: вот прекрасная возможность договориться. Не упустите момент, когда партнер начнет склоняться к изменению своей точки зрения или обсуждению нового делового предложения. Делайте вашу позицию более приемлемой для партнера Не упустите момент!

      Слушайте» чтобы уловить  противоречия. Внимание к подробностям, изложенным вашим партнером, позволит уловить малейшие нюансы его позиции. Ищите противоречия в его точке зрения, акцентируйте внимание на деталях, ищите слабые места. Как только заметите смущение, путаницу, колебания - предлагайте новый подход.

      Вашему  успеху может помешать тот, кто во время вашего выступления (на совещании, дискуссии, собрании и пр.) не произносит ни единого слова, но всем своим видом  демонстрирует "неприятие" или "отсутствие". Он сидит в такой красноречивой  позе, что она не может не вызвать у вас беспокойства. Это сигнал, предупреждающий об опасности.

      Эти характеристики выявлены Маделин Беркли-Ален в ходе специального исследования и  описаны в упоминавшейся книге "Забытое искусство слушать". 

 

2. Эмпирический анализ умения слушать 

2.1. Методы изучения умения слушать

      Наше  исследование проводилось на базе учебного заведения ГОУК "Чувашское республиканское  училище культуры". В исследовании участвовало 22 человека (студенты I и III курсов специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»).

     Целью исследования являлось выявление особенностей умения слушать и навыков эффективного слушания. Гипотеза исследования: изучение способностей умения слушать позволяет разработать практические рекомендации по развитию эффективного слушания у студентов.

     Исследование  проводилось в 3 этапа.

     На  I этапе нами было изучено умение слушать в процессе общения, где была использована методика «Умение слушать». Методика состоит из 10 вопросов. Целью методики является определение уровня развития навыков умения слушать. Методика выявляла следующие аспекты общения: представляется ли собеседнику возможность высказаться, запоминание услышанного, уклонение от неприятных вопросов, удержание внимание собеседника, приятный ли вы собеседник.

     На  II этапе мы изучали свойства, способствующие эффективному  слушанию при помощи методики «Построение индивидуального профиля аудитора (слушателя)». С целью определения индивидуальных особенностей аудирования использовался метод «Построение профиля слушателя», позволяющий проанализировать свои собственные недостатки. Для этого испытуемые отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов аудирования, и отмечают графически их положение по осям. В идеальных вариантах график приобретает следующий вид : 

  

  

Рис. 1. Построение профиля слушателя

  Соотнесение собственного графического профиля  с идеальным позволяет определить свои недостатки в аудировании. Первые 5 вопросов оценивают главное качество аудирования — внимание. Если испытуемый регулярно показывает пониженные результаты, можно предположить, что именно в свойствах внимания надо искать причины недостаточно успешного аудирования. Следующие несколько вопросов связаны с такими качествами аудитора, как его нетерпеливость, желание проявить свое Я. Другой вопрос оценивает свойства памяти аудитора. Последний вопрос соотносится с эмоциональной устойчивостью аудитора, его умением отделять личные пристрастия от объективных данных. Желательно использовать также при анализе свойств аудитора и те критерии, которые приняты в психолого-педагогической деятельности.

     На  III этапе мы оценивали свойства слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции». Целью данной методики являлось определение наличия слухового внимания. Слуховое внимание  — самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Методика состоит из 10 заданий. При интерпретации результатов подсчитывается в баллах общее количество правильно выполненных инструкций. При сумме в 5 и более баллов результаты считаются удовлетворительными, сумма менее 5 баллов или отказ от выполнения задания вообще расцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о недостатках слухового внимания.

 

2.2. Анализ результатов  и их интерпретация

     Исследование  умения слушать проводилось на студентах ГОУК "Чувашское республиканское училище культуры". Были протестированы 2 возрастные группы: студенты I курса и студенты III курса.

     На  I этапе были выявлены три уровня развития навыков умения слушать (табл. 1). 

     Таблица 1

Изучение  умения слушать

Уровень развития навыка умения слушать 1 курс 3 курс
Высокий уровень 59 % 70 %
Средний уровень 23,5 % 20 %
Низкий  уровень 17,5 10 %
 

      При сравнении двух возрастных групп наше исследование показало, что уровень развития навыка умения слушать выше у старшей возрастной группы. Высокий уровень в старшей группе 70 %, в младшей группе 59 %. Разница показателей среднего уровня незначительна (23,5 % и 20 %). Студентов с низким уровнем развития навыка умения слушать в младшей группе больше (17,5 %), чем в старшей группе (20 %). Следовательно навык умения слушать лучше развит у студентов III курса. 

Таблица 2

Изучение  свойств слушателя

Свойства, способствующие эффективному слушанию Развито Не развито
1 курс 3 курс 1 курс 3 курс
1 Нетерпеливость 59 % 30 % 41 % 70 %
2 Внимание  18 % 30 % 82 % 70 %
3 Память 18 % 90 % 82 % 10 %
4 Эмоциональная устойчивость 53 % 60 % 47 % 40 %

Информация о работе Искусство слушать