Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 11:08, курсовая работа
Для эффективного общения необходимы 2 важнейших компонента: уметь говорить и уметь слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника.
Введение 3
1. Искусство слушать 5
1. Умение слушать 5
2. Уровни слушания 8
3. Виды слушания 10
4. Приемы эффективного слушания 24
2. Эмпирический анализ умения слушать 29
1. Методы изучения умения слушать 29
2. Анализ результатов и их интерпретация 31
Заключение 34
Библиографический список 36
Представим себе, что в выходной день мы вместе с семьей пришли в зоопарк. Полюбовались грацией благородного оленя, убедились в своем воспитании на фоне «слишком вольного» поведения резвящихся мартышек, испытали острые ощущения с крокодилом или тигром. А теперь понаблюдаем за тропическими птицами. Здесь можно взять урок у попугая. Он может помочь освоить один из приемов слушания. Попугай – символ бездумного повторения. Но как нам интересно с ним общаться! А все потому, что слышим самих себя, лишь в другом исполнении. (А для любого человека нет более интересного собеседника, чем он сам). На этом принципе и основан психологический прием «перефразирование».
Перефразировать – значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника, и двигаться дельше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно. На психологическом тренинге общения проводилось следующее задание. Участники делились на пары и вели беседу на любую тему, но с одним условием: рассказывать будет кто-то один, и продолжать он может только после того, как второй полностью повторит его слова, что было «зеленым светом» для дальнейшего разговора. Насколько же трудным оказалось это на первый взгляд простое задание! Так как люди думают в 3-4 раза быстрее, чем говорят, у нас возникает во время речи собеседника море времени, чтобы заняться чем-то другим. Как правило, мы развлекаемся, наряжая мысли собеседника в одежды нашего личного видения проблемы. Общий смысл улавливается и ладно! Но ведь зачастую в одном слове бывает больше информации, чем в пятиминутном высказывании. А уж о нюансах и говорить не приходится. Слушатели в парах заканчивали упражнение буквально в поте лица, как будто поднимали 16-ти килограммовую гирю. А вот ощущения у говорящих были совершенно другие: хотя такое повторение их слов и было непривычным, несколько выбивало из колеи (в упражнении, так как идет тренировка, нужно было повторять все дословно), но зато как приятно, по их словам, было убедиться, что их слушают с предельным вниманием.
Перефразирование – практически универсальный прием. Его можно использовать и в деловой беседе, и в личном общении, и в разговоре, что называется, «о погоде, о природе». Но особенно эффективно оно в следующих случаях;
1.
При коммерческих переговорах,
когда необходимо полное
2. В конфликтных ситуациях или во время дискуссий. Если мы, прежде чем высказать аргументы против, повторим мысль собеседника своими словами, то можно быть уверенным, что он со значительно большим вниманием отнесется к нашим: ведь он видит, что его слушают и стараются понять! Тут вступает в действие общий закон: у человека обычно возникает желание вернуть психологически «плюс» тому, кто его дал. Но даже если этого и не случится, у собеседника не будет повода и оснований внутренне считать, что от него отмахнулись, даже не вникнув в его слова.
3. Особенно полезно перефразирование, когда мы слабо ориентируемся в предмете разговора. Человек, искусно владеющий этим приемом, может поддержать беседу на любую тему часами, производя на говорящего очень благоприятное впечатление человека, хорошо знающего данную область (ведь наши ответы – это его собственные мысли!)
4.
Интересно, что
5.
Перефразирование помогает и
нашему собеседнику. У него
появляется возможность
Правила перефразирования:
1. Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я Вас правильно понял, то…» «Вы поправьте меня, если я ошибся, но…» «Другими словами, Вы считаете…» и т.п.
2.
При перефразировании нужно
3.
Важно выбрать главное и
4.
Не стоит, желая
Резюмирование – это подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза – это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Хорошим примером своеобразного резюмирования могут служить научные журналы, во многих из которых принято в конце в виде тезисов давать краткое содержание всех напечатанных в номере статей.
1.
Наиболее часто резюмирование
используется на деловых
2.
Когда группа людей долго
3. Полезно резюмирование и в конце телефонного разговора, особенно если слушающий после беседы должен что-то сделать: «Значит, главное, что Вы хотели бы от меня – это…»
4.
Интересно и такое
5.
Используя прием резюмирования,
Правила резюмирования:
1.
Для резюмирования могут
2.
Резюмирование принципиально
Отражение чувств – это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания, не обращая внимания на содержание речи, существо которой подчас не имееь особого значения и для нас самих.
Правила отражения чувств:
1.
При отражении чувств акцент
делается не на содержание
сообщения, как при выяснении,
перефразировании и
2. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние, поэтому ответы следует, насколько это возможно, передавать своими словами. И тем не менее можно воспользоваться определенными вступительными фразами: «Мне кажется, что Вы чувствуете…» «У меня такое ощущение, что Вы чем-то…» «Не чувствуете ли Вы себя несколько…» При этом желательно избегать категорических формулировок типа : «Я уверен, что Вы огорчены», - ведь чужая душа – потемки, и в чувствах человека особенно легко ошибиться. Кроме того, категоричные утверждения о его чувствах вызывают у собеседника даже раздражение: «Я сам не могу до конца разобраться, а он, видите ли, уверен!»
3.
В ответах следует учитывать
и интенсивность чувств
4.
Понять чувства собеседника
1.4.
Приемы эффективного
слушания
Умение слушать — это необходимое условии правильного понимания позиции собеседника, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного общения. Умение слушать у людей развито неодинаково: про одних говорят, что "они умеют слушать", про других, что "они не умеют слушать", поэтому первые и более приятны в общении, и с ними легче общаться, обсуждать что-либо, договариваться. Как отмечал французский мыслитель Лабрюйер: "Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие".
Умение слушать как метод восприятия информации используется в общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые:
слушание — 40% времени;
говорение — 35%;
чтение — 16%;
письмо — 9%.
Многие, размышляя об умении слушать, отождествляют его с умением слышать и убеждены, что и то и другое - инстинктивные, врожденные навыки, поэтому практически не предпринимают усилий по развитию навыка эффективного слушания. Отсюда у некоторых людей появляются проблемы, которых могло бы не быть: неадекватное понимание, чувство обиды, потеря важной информации, чувство раздражения.
Умение слушать - это:
Это определение раскрывает роль слушателя и подчеркивает его ответственность в процессе коммуникации. Что дает другим людям умение слушать?
-
эффективно помогает
-
умение слушать как способ "приятия"
собеседника часто повышает