Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа
В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап - школа Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой.
Введение
Глава 1 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения
1.1. Психологические особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
1.2. Специфика интерактивной игры как средства командообразования
Глава 2 Эмпирическое исследование интерактивной игры в контексте межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
2.1. Организация и методы проведения интерактивной игры
2.2. Психологический анализ. Влияние интерактивной игры на формирование межличностных отношений младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Список литературы:
Литература
1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000. - №7. - М. - С.16 - 19.
2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 - 26.
3. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. - Знание, 1989. - 256 с.
4. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - М. - С.58 - 61.
5. Винникова И.В. Игры
на развитие психических
6. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Кон И.С., Мудрик А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М. - Просвещение, 1979. - 289 с.
7. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - М. - С.14 - 24.
8. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - М. - С.2 - 7.
9. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. - Ярославль. - Академия развития, 1998. - 119 с.
10. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - М. - С.124 - 126.
12. Игры на все случаи жизни: методические рекомендации. - М. - Просвещение, 1986. - 239 с.
15. Кларин М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2004. - №5. - М. - С.45 - 59.
17. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М. - Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
19. Матюхин М.В., Михальчик Т.С., Прокин Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. - М. - Просвещение, 1984. - 256 с.
20. Метелева Е., Качмашева
Е. Нравственное воспитание
21. Моторин В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. - 2001. - №5. - М. - С. 6 - 15.
24. Прутченков А.С Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. - М. - Новая школа, 1993. - 47 с.
25. Решетникова О. Играют все // Школьный психолог от 1.10.2003,№37.
26. Рожков М.И. Теория и методика воспитания. - М. - Знание, 1998. - 298 с.
27. Сироткин Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание. - М. - Новая школа, 1998. - 252 с.
28. Соковня И. Игровые методики // Родительское собрание. - 2004. - №1. - М.. - С. 77 -91.
29. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - М. - С. 63 - 67.
30. Твой друг игра / Под
ред. Л.М. Короткова, Н.В.
31. Ушакова О., Графова
Е. Скрытые возможности
33. Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание школьников. - 2005. - №3. - М. - С. 30 - 34.
34. Фришман И. Коммуникативные, ситуационно - ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. - 2005. - №2. - М. - С. 119 - 126.
37. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. - М. - Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с.
38. Шмаков С.А. Игра и дети. - М. - Знание, 1968. - 64 с.
39. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М. - Новая школа, 1994. - 239 с.
41. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. - Знание, 1974. - 127 с.
42. Эльконин Д.Б. Психология игры. - Минск. - Свет, 1998. - 349 с.
Приложение:
Приложение 1.
«Диаграмма «Хорошее
– плохое».
Детям дают лист бумаги с изображенными
на нём четырьмя подписанными окружностями
с обозначенным центром и предлагают следующую
инструкцию.
|
«Посмотри на эти кружки.
Это необычные кружки. Представь
себе, что первый кружок обозначает
твой дом (семью), всё, что в происходит
в нём, хорошее и плохое. Второй
– это класс, в котором ты учишься,
все события, которые происходят
при этом. Третий – это вся
школа, в которой есть другие классы
и другие дети, события, которые происходят
с ними. Четвёртый кружок – это
город (село), в котором живёшь и
учишься ты и многие другие люди.
Везде – и дома, и в классе, и в школе, и
в городе, селе – бывает и хорошее, чему
ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься,
расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько
плохого и хорошего? Отметь это на каждом
кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь
светлым, а плохую часть обозначь тёмным
цветом (чёрным, коричневым)».
Детям показывается, как это можно сделать
с помощью радиусов. Продемонстрированные
образцы стирают.
Показателями дезадаптации (эмоционального
неблагополучия) являются большие по сравнению
с другими детьми доли плохого (особенно
в кружках «Класс», «Школа»). Основанием
для углубленного изучения является и
ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует
плохого.
Приложение 2
Анкета для
определения школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой)
1. |
Тебе нравится в школе? |
да; |
2. |
Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? |
иду с радостью; |
3. |
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? |
пошёл бы в школу; |
4. |
Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? |
не нравится; |
5. |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? |
не хотел бы; |
6. |
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
нет; |
7. |
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? |
часто; |
8. |
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? |
мне нравится наш учитель; |
9. |
У тебя в классе много друзей? |
много; |
10. |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
нравятся; |
Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3
балла, за промежуточный – 1 балл, последний
– 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше
балл, тем выше школьная мотивация.
25 – 30 баллов:
сформировано отношение к себе как к школьнику,
высокая учебная активность.
20 – 24 балла: отношение
к себе как к школьнику практически сформировано
(средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов:
положительное отношение к школе, но школа
привлекает больше внеучебными сторонами
(внешняя мотивация).
10 – 14 баллов:
отношение к себе как к школьнику не сформировано
(низкий уровень мотивации).
Ниже 10 баллов:
негативное отношение к школе (школьная
дезадаптация).
Анкетирование может проводиться неоднократно,
что позволяет оценить динамику школьной
мотивации. Снижение уровня школьной мотивации
может служить показателем школьной дезадаптации
ребёнка, а его повышение – признаком
положительной динамики в обучении и развитии
ребёнка, что соответствует более лёгкой
адаптации.
Приложение 3
Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан (1984,1988).9562+
Вариант для младших школьников
Экспериментальный материал
Бланк методики с 8 вертикально расположенными линиями, представляющими собой биполярные шкалы (рис. 1). Длина линии - 100 мм. Верхняя и нижняя линии отмечены черточками, середина - точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:
0 здоровый - больной;
1 аккуратный - неаккуратный;
2 умелый - неумелый;
3умный- глупый;
4добрый- злой;
5есть друзья- нет друзей;
6весёлый- скучный;
7хороший ученик- плохой ученик.
Порядок проведения
Методика проводится в 1 классе - индивидуально, во 2 классе - [ допускается фронтальное выполнение. Перед началом работы дается I общая инструкция.
Инструкция (дается устно)
"Каждый человек оценивает
свои способности, возможности,
Психолог рисует на доске
вертикальную линию, отмечая ее верх
и низ горизонтальными
"Например, вот эта линия.
Она расскажет нам, как можно
оценить свое здоровье. На самом
верху этой линии (ставит
Посередине (ставит крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.
А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик?"
Психолог предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.
"А если человек часто
болеет, и ему это надоело, и
он стал укреплять свое
Психолог предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.
"Все поняли, как можно пользоваться такими линиями, чтобы рассказать о себе?" (Отвечает на вопросы детей.)
"А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились".
Психолог раздает бланки, в 1 классе - с заранее подписанными фамилиями и всей необходимой информацией. Во 2 классе дети подписывают бланки сами, необходимо выделить на это специальное время и проверить правильность заполнения.
"Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу - очень больные. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик?"
Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на первой линии, подписанной "здоровый - больной".
"Теперь вы научились
оценивать себя с помощью
Посмотрите теперь на вторую линию. В самом верху написано "аккуратный", внизу - "неаккуратный". На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные ребята, у которых в тетради никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу - ужасные неряхи, самые неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик".
Психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на второй линии, подписанной "аккуратный-неаккуратный".
Так последовательно заполняются все 8 линий.
В 1 классе необходима инструкция психолога перед каждой линией. Во 2 классе обычно достаточно объяснений, сделанных на первых двух линиях, далее дети работают самостоятельно. Но ориентироваться следует на общий уровень класса.
После завершения работы психолог собирает листы.
Фамилия, имя______ |
Возраст_________ |
Класс__________ |
Дата_______________ | ||||
здоровый |
аккуратный |
умелый |
умный |
добрый |
есть друзья |
веселый |
хороший ученик |
больной |
неаккуратный |
неумелый |
глупый |
злой |
нет друзей |
скучный |
плохой ученик |
Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейн: бланк для младшего школьного возраста
Обработка результатов
Обработке подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала "Здоровье" рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.
Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).
По каждой из семи шкал (за исключением шкалы "Здоровье")определяется высота самооценки - от "О" до знака "крестика".
Определяется средняя мера самооценки школьника. Ее характеризует медиана показателей по всем анализируемым шкалам.
Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все крестики на бланке испытуемого. Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.
В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.
Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера самооценки и поэтому она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.
4. Особое внимание обращается
на такие случаи, когда пропускаются
некоторые шкалы, крестики
Оценка и интерпретация результатов
ДЛя оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1, 2).
Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности.
Информация о работе Интерактивная игра как средство командообразования