Интерактивная игра как средство командообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап - школа Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой.

Содержание

Введение
Глава 1 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения
1.1. Психологические особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
1.2. Специфика интерактивной игры как средства командообразования
Глава 2 Эмпирическое исследование интерактивной игры в контексте межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
2.1. Организация и методы проведения интерактивной игры
2.2. Психологический анализ. Влияние интерактивной игры на формирование межличностных отношений младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая2.docx

— 110.54 Кб (Скачать)

 

Проходя педагогическую практику я поняла, что, если ребенок не играет, то в будущем ему будет очень  сложно преодолевать возникшие трудности. Ведь в игре, какой бы она не была, творческий, подвижной, психологокоррекционной, развивающей, ребенок развивается, узнает, пытается мыслить, наблюдать, в  итоге, проигрывает различные роли. Первоочередной задачей для меня стало исследовать, как с помощью  игры можно установить контакт между  двумя и более личностями, как  игра влияет на этот процесс. Но наряду с этой задачей имеется некий  нюанс: учащиеся через некоторое  время расстанутся, у них выпускной  класс начальной школы.

По моим наблюдениям в  классе довольно напряженные отношения, большинство детей делились на небольшие группы или пары. Некоторые дети оставались не удел. Никто не хотел их брать в свою кампанию. Среди них были как девочки так и мальчики. Для установления контакта и взаимодействия я решила начать с обыкновенных подвижных игр. Таких как, «Гусеница», «Черепашки», «Молекулы», «Задай движение», «Ваш любимый цвет», «Цапли, лягушки, бабочки». На начальном этапе через такие простые, но в то же время способствующие развитию игры, я планировала установить контакт с учащимися. Мне повезло с тем, что дети довольно охотно пошли на контакт, и очень активно играли и принимали участие.

В первой игре «Гусеница» (Приложение 1) всем было интересно, чем же закончится игра. Игра по сути направлена на раскрепощение  участников. Подвижные игры закончились  игрой «Молекулы» (Приложение 2). В  этой игре участвовали все, но не сразу. Начали в маленьком составе, а  закончили все вместе. Все перечисленные  подвижные игры направлены на раскрепощение  участников, на развитие внимания, слухового  и зрительного восприятия, а также  для поднятия настроения. В последней  игре «Молекулы» ребята уже более  точно выполняли задания. Это  меня очень порадовало. То есть прослеживаются заметные изменения: изначально ребята были «беспорядочными», а в последней  игре показали все, что они умеют.

Следующей задачей для  меня было установить факт: влияет ли игра на межличностные отношения. Если в  подвижных играх все были на равных, то необходимо создать ситуацию стремления нравственного роста. Теперь необходимо проводить более серьезные по своему содержанию игры.

Такой игрой стала развивающая  игра - «Буриме» (Приложение 3). Здесь  необходимо было применить свою сообразительность  и находчивость. Ребята довольно медленно соображали, что необходимо ответить. Но в итоге игра им очень понравилась. Я решила в этой игре усложнить задачу. Всех участников разделила на две команды и выдала задание. Главное, выполнить задание вместе. Началось бурное обсуждение задания. Некоторые из учащихся навязывали свое мнение всей команде.

Очередной игрой была «На  одну букву» (Приложение 4). По сути, она  идентична игре «Буриме». Я также  разделила ребят на две команды, но теперь команды были с другим составом. Картина наблюдалась все  та же. Ребята бурно обсуждали задание  и некоторые учащиеся вновь пытались навязать свое мнение. После игры я  у ребят спросила, понравились  ли им эти игры и интересней они, чем те игры, которые были ранее. В ответ я получила однозначный  положительный ответ. Работа по командам с соревновательным характером их привлекает более, чем те игры, где они сами по себе. На этом моменте хочется остановиться, и отметить, что данные игры показывают, насколько маленьким детям необходимо общение, необходимо действовать в команде. Одному, маленькому существу довольно сложно в современном мире, и ему необходима поддержка.

Следующий этап в моем исследовании влияния игры на межличностные отношения  заключался в следующих играх: «Спичечный турнир», «Красная Шапочка». «Спичечный турнир» (Приложение 5) относится к  разряду интеллектуальных, или развивающих  игр. Здесь я вновь решила сделать  упор на работу в командах, естественно, вновь с разным составом. Задание  должен был выполнять каждый в  команде, но индивидуально. Обе команды  были изумительны в плане поддержки  своих участников. Каждый участник пытался сделать что - то не для  себя, а именно для своей команды. Ребята, чья команда победила, были счастливы. Радостно кричали и говорили, что они, именно вместе, самые лучшие. Они переживали, радовались, болели, играли не по отдельности, а вместе всей командой.

Играли с ребятами в  игру «Красная шапочка» (Приложение 6). Игра представляла собой некую ролевую  игру, или по - другому, театр- экспромт. Из всего класса мне нужно было выбрать 5 человек, которые для остальных  покажут сказку. Заранее индивидуально  с каждым побеседовала и в итоге  определились участники игры. задачей  не было заучивание текста, а только передать сказку со своими эмоциями, со своими переживаниями. Ребятам, которые  выступали, очень понравилось исполнять  роли (это, только исходя из их слов). Остальным  ребятам было очень приятно смотреть на своих одноклассников, которые  именно для них показывают сказку. Впечатлений и аплодисментов  было много.

После проведенных столь  серьезных игр, я индивидуально  с каждым провела беседу. Целью  этой беседы было: узнать, какие впечатления  у ребят, нравится ли им, чем мы занимаемся, хотят ли что-то изменить. По данным этой беседы было видно следующее: ребятам  интересно играть, интересно, когда  они работают в командах, им очень  нравится побеждать и быть лучшими. Но им не нравится то, что я сама по своему желанию делю их на команды. Ребятам, которые участвовали в  игре «Красная Шапочка», понравилось, что им аплодировали. Для меня, их откровения просто бесценны. Ведь, если проследить за положением дел с момента, когда я только пыталась заинтересовать ребят играми, и до этого момента, то можно заметить следующее: во-первых, между мной и ребятами установился  контакт, если в первые дни они  вовсе не замечали и не воспринимали меня, то на данном этапе ребята уже  стали здороваться и спрашивать, будем ли сегодня играть. Во-вторых, между самими ребятами отношения  начали меняться. Между девочками  стало меньше конфликтов, а мальчики начали общаться с девочками.

Следующим этапом в моем исследовании была игра интеллектуального  характера, но так же проходила в команде - «Тайная телеграмма» (Приложение 7). Ребятам необходимо было объединить усилия, чтобы решить одну задачу - разгадать телеграмму. А для этого необходимо было разгадать все загадки. Ребята увлеклись разгадкой этой телеграммы и вместе замечательно справились с заданием. Каждый из ребят пытался внести свой вклад в решение поставленной перед ними задачи. После того, как ребята справились с этим заданием, последовало следующее. Необходимо было коллективно решить, какой вклад в совместное дело внес каждый из участников игры. Сначала ребята совершенно не поняли как это можно сделать, ведь никто не замечал, кто и как отвечал. Каждый пытался показать самого себя с лучшей стороны. Но затем ребята все же оценили своих товарищей. Таким образом, я узнала, как ребята относятся друг к другу, каково коллективное мнение, чье слово является главным..

Следующая игра, которую  я проводила с 4 классом, называется «Театр - экспромт» (Приложение 8). Ребята знали, что мы будем играть, но во что именно даже не догадывались. Главным  здесь являлось слуховое восприятие, воображение и творческие способности  ребят. Перед началом игры я предложила ребятам имеющиеся роли, которые  они должны были выбрать сами для  себя. Затем объяснила задание: я  читаю текст, а ребята проигрывают  свои роли. Совершенно не зная текста, ребята должны показать сказку.

Конечно, ребята очень растерялись, но с заданием справились отлично. Но, чтобы у нас не получились суета  и хаос, некоторые моменты из сказки я повторяла. Ребята подсказывали друг другу как нужно сказать, как  нужно сделать. В общем, у нас  получилась отличная сценка. Вновь  попросила ребят, чтобы они оценили  своих товарищей. Затем повысила уровень сложности этого задания, им предстояло оценить самих себя.

Игра «Большой кроссворд» (Приложение 9), относящаяся к играм  развивающим, развлекательным. На доске  был нарисован кроссворд, а ребятам  его, естественно, нужно было разгадать. Вопросы в виде загадок, были очень  просты, поэтому все участники  замечательно справились с заданием. Главным здесь было донести до сознания учащихся, что нужно быть воспитанными, дисциплинированными, а  также уважать своих товарищей, когда они отвечают. В плане  дисциплины хороших результатов  достичь не удалось. Ребята то и дело подсказывали друг другу, выкрикивали  со своих мест. Но задача, в которой  заключалось развитие мышления и  кругозора учащихся, была выполнена. В общем, у нас получилась такая  живая. Бурная и интересная игра.

Результат, хоть самый маленький, он все равно результат. У ребят  изменилось отношение ко мне: они  стали здороваться со мной и спрашивать как у меня дела. Может здесь, повлиял  тот факт, что я с учащимися  всегда была тактична, внимательна  и почти всегда играла вместе с  ними. Отношения между ребятами тоже изменились. Две девочки, у которых  были враждебные натянутые отношения, стали более чаще разрешать возникающие  у них конфликты в словесной  форме. Девочка. Которая по исследованию метода социометрии была изгоем, стала  более уважаемой учащимися. Изначальный  агрессивный враждебный настрой  ребят немного снизился. И если они изначально играли только по настроению, то уже в конце моей работы с  ними факт настроения отодвинулся на второй план. Ребята поняли, что играть интересно.

Я считаю, что игра влияет на формирование и развитие межличностных  отношений у ребят младшего школьного  возраста, а также формирует нравственные качества, коммуникативные навыки, творческие способности, развивает  воображение, память, мышление.

Отмечен и такой факт: урок с применением игровой деятельности проходит намного интересней, и материал усваивается лучше. А работа учащихся становится продуктивней. Такие уроки  позволяют повысить у учащихся интерес  к учебной деятельности, помогают разрешить возникающие трудности в плане обучения. Уроки с применением игровой деятельности формируют дисциплинированность, развивают усидчивость у учащихся.

2.2. Психологический анализ. Влияние интерактивной игры на формирование межличностных отношений младших школьников.

После проведения ряда интерактивных  игр среди младших школьников. Мною были получены следующие результаты: У ребят изменилось отношение ко мне: если изначально, я скорее ассоциировалась у них с учителем, то после проведения игр, ребята охотно пошли со мной на контакт, они стали здороваться со мной и спрашивать как у меня дела. Может здесь, повлиял тот факт, что я с учащимися всегда была тактична, внимательна и почти всегда играла вместе с ними. Отношения между ребятами тоже изменились. Две девочки, у которых были враждебные натянутые отношения, стали чаще разрешать возникающие у них конфликты в словесной форме. Мальчик, который изначально, был в стороне от класса, стал проявлять интерес к школьной жизни. Принимать участия в совместной деятельности. Охотно помогал своим одноклассникам и одноклассницам. Стал более доброжелательным и общительным. Изначальный агрессивный враждебный настрой ребят немного снизился. И если они изначально играли только по настроению, то уже в конце моей работы с ними факт настроения отодвинулся на второй план. Ребята поняли, что играть интересно. Ребят нравилась объединяться не только для подвижных игр. Но и так же для игр, где требовался «мозговой штурм». Стало заметно, что именно  в таких играх дети, которых меньше всего до этого брали в свои кампании, проявили активность. Я полагаю, это скорее связано с тем, что интеллектуальная активность им ближе, чем двигательная. И в таких играх они смогли проявить себя.

Так же стоит отметить, что  успеваемость детей повысилась. Стало  заметно, как дети стали помогать своим одноклассникам, в том, что  они знали лучше, чем их сверстники. Охотно объясняли и вместе решали трудные задачи.

Я считаю, что игра влияет на формирование и развитие межличностных  отношений у ребят младшего школьного  возраста, а также формирует нравственные качества, коммуникативные навыки, творческие способности, развивает  воображение, память, мышление.

Отмечен и такой факт: урок с применением игровой деятельности проходит намного интересней, и материал усваивается лучше. А работа учащихся становится продуктивней. Такие уроки  позволяют повысить у учащихся интерес  к учебной деятельности, помогают разрешить возникающие трудности  в плане обучения. Уроки с применением  игровой деятельности формируют  дисциплинированность, развивают усидчивость  у учащихся.

 

Выводы по главе 2:

Немалую роль в обучение младших школьников игровой процесс. Он не только способствует формированию дружного детского коллектива, но  и способствует формированию самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Особенностью игры является то, что заниматься ею побуждает детей интерес не к результату, а к процессу деятельности. Этим игра единственно отличается от других видов деятельности (труда, учения), которые в основном направлены на достижение того или иного результата.

Для успешного , одобрение, уверенность  в своих силах, что ведет к  формированию мотивации на обучение, основы которой закладываются именно в младшем школьном возрасте.На самых  начальных этапах организации учебной  деятельности, а именно в младших  классах,  учить себя с помощью  учителя, стать субъектами коллективно  распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна  минимальная помощь взрослых. То есть тем, кто быстрее и легче адаптируется к учебной деятельности.

Мы предположили ,что факторами  успешной интерактивной игры является ее правильная организация с учётом возрастных особенностей младших школьников, и провели исследование, в результате которого выяснилось, что, у детей, при совместной игровой деятельности  отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе, где учатся  испытуемые .

Таким образом, образом проведение интерактивных игр в школьном коллективе оказывает положительное влияние на командообразования младших школьников: повышает межличностные отношения, сплоченность, успешность выполнения совместной деятельности. Что подтверждает нашу гипотезу.

 

Таким образом, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

Заключение.

Наличие большого числа интерактивных для командообразования младших школьников говорит ее актуальности.  Игровая деятельность, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского развития. Игровая деятельность подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для детей в младшем школьном– любимая форма деятельности. В игровой деятельности, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Развитие творческого начала детей  школьников игры будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов; учета возрастных и психологических особенностей детей в этом возрасте до ; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Игровой метод включения детей в деятельность предполагает личностный подход. Игровая деятельность – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.

Информация о работе Интерактивная игра как средство командообразования