Интерактивная игра как средство командообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап - школа Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой.

Содержание

Введение
Глава 1 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения
1.1. Психологические особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
1.2. Специфика интерактивной игры как средства командообразования
Глава 2 Эмпирическое исследование интерактивной игры в контексте межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
2.1. Организация и методы проведения интерактивной игры
2.2. Психологический анализ. Влияние интерактивной игры на формирование межличностных отношений младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая2.docx

— 110.54 Кб (Скачать)

Особенно показательно замещение  игрового действия словом. Мотивом  игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.

Когда необходимый уровень  мышления сформирован, ребенок в  состоянии заместить собой образ  другого человека - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.

Следует подчеркнуть, что  плодотворное освоение общественного  опыта происходит лишь при условии  собственной активности ребёнка  в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые  совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

 

Задачи всестороннего  воспитания в игре успешно реализуются  лишь при условии сформированности психологической основы игровой  деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность  приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и  еще не укрепившиеся как нечто  привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Войдя в игру и, раз за разом, совершаясь в ней, соответствующие  действия закрепляются; играя, ребенок  все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно  появляется потребность разыгрывать  именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще  не ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и  получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - практика развития.

Различные формы серьезной  деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности детей. Игры органически  связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда  и быта окружающих. Бесчисленные примеры  подтверждают это положение. Их очень  много упоминается в литературе; на каждом шагу их доставляет и жизнь. Игра подготовляет подрастающее поколение  к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности  и качества, необходимые для той  деятельности, которую им в будущем  предстоит выполнять. Мы, однако, не скажем, что игра - это и есть подготовка к дальнейшей жизни, как если бы, играя, ребенок не жил, а только готовился  к жизни в дальнейшем. В действительности лишь в жизни можно готовиться для жизни. Играя, ребенок живет  жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится лишь к тому, чтобы  в дальнейшем жить. Но именно потому, что, играя, он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется  воображение, которое заключает  в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности  к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в  действии, ее изменению закладываются  и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл  игры заключается в многообразных  переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных  тенденций и замыслов, сложившихся  в его жизненном опыте. Взаимосвязь  между игрой и эмоциональным  состоянием детей выступает в  двух планах, становление и совершенствование  игровой деятельности влияет на возникновение  и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого  содержания.

Игры являются удобной  основой для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в том числе и практических) проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи слушателям активной позиции - от роли игрока - до соавтора игры.

Для ребенка в игре предоставляется  возможность представить себя в  роли взрослого, копировать увиденное  когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки которые  могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации, в играх делают выводы, предопределяя  свои действия в похожих ситуациях в будущем.

 

    1. Специфика интерактивной игры как средства командообразования

 

Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либодявившеесядегодрезультатом

 

 

Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных поступках людей, окружающих нас. Человек  постоянно находится в системе  взаимных действий самых разных субъектов  общения. Но грамотно выстроить общение  удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и заранее  планирует и просчитывает их. С  этой точки зрения сам процесс  человеческих взаимодействий напоминает партию в шахматы. 
Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры. 
В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников: СОДЕЙСТВИЕ (действия, эффективно способствующие достижению результатов); ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия), БЕЗДЕЙСТВИЕ (уклонение, активный уход от взаимодействиядучастникамиддеятельности). 

Интерактивная сторона общения  раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий. Игры интерактивного блока отличаются от предыдущих, прежде всего, тем, что развитие групповой активности основано на определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться. Все это в совокупности развивает в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным. Одним из важнейших условий в этом направлении является знание личностью своих сильных сторон в сотрудничестве. Кто же я: лидер или статист? Могу ли я отстоять свою точку зрения или спасую? Имею ли мужество признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации? И много других вопросов. Ответы на эти вопросы получают участники игр в ходе тренинга.

Эти игры помогают человеку:

 
 
- лучше узнать себя  самого, понять свое отличие от  других; 
 
- найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддержки людей в групповом взаимодействии; 
 
- развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и роли рядового участника в ситуациях группового решения; 
 
- развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 

Как мы знаем, отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.  
Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети. Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила “детского общества” позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

 

В условиях игровых отношений  ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется  от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно  выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать  много неприятных слов, а может, и  выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки  справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок  в игре, таков во многом он будет  в работе, когда вырастет» - говорил А.С. Макаренко.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила “детского общества”  позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются  чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл. (22, с.15).

В игре формируются все  стороны психики ребенка. В игре проявляются все стороны развития ребенка. Через игру можно понять, какие трудности имеются у  ребенка и как сам ребенок  к ним относится. Игра - это коллективная деятельность. В этой деятельности школьники получают коммуникативные навыки, что немаловажно в кризисный период в жизни ребенка. Также в игре развиваются и закрепляются социальные навыки, которые необходимы для развития и социализации здоровой и полноценной личности. Я убедилась, что игра - это необходимый элемент в развитии ребенка, при установлении и формировании контактов ребенка с другими детьми. Игра - прекраснейшее средство для познания окружающего мира как с точки зрения науки, так и с точки зрения установления межличностных отношений.

 

 

Выводы по 1 главе:

Итак, в заключении можно  сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент  в развитии, как индивидуума, так  и общества в целом. По сложности  характера игр можно судить о  быте, правах и навыках общества.

Для ребенка в игре предоставляется  возможность представить себя в  роли взрослого, копировать увиденные  когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки, которые  могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя  свои действия в схожих ситуациях  в будущем. Игра одновременно - развивающая  деятельность, принцип, метод и форма  жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка  и миром взрослого. И вместе с  тем "многочисленные игры ребят - работа", считал Януш Корчак, в которой не может быть "надо" и "не надо".

Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей  присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Игра занимает большое  место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического  воспитания школьников. Ребенку нужна  активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с коллективом других детей. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования. Играть необходимо и очень важно. Ведь не зря многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли ». Игрой лечат, игрой развивают, игрой развлекают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают.

 

Глава 2 Эмпирическое исследование интерактивной игры в контексте межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

2.1. Организация и методы проведения интерактивной игры.

База проведения исследований:

государственное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 725   

Педагогический состав:

в школе работает 56 педагогов  

Высшую квалификационную категорию имеют – 16 человек  
Первую квалификационную категорию имеют – 17 человек  
Вторую квалификационную категорию имеют – 17 человек  
Звание «Заслуженный учитель РФ» - 1 человек  
Звание «Отличник народного образования» - 19 человек  
Кандидаты наук -2 человека

Специфика образовательного учреждения:

Общеобразовательные классы  
лицейские классы  
физико-математическое и социально-гуманитарное направления 

 

Исследования проводилось  на продленке младших школьников, общей численностью 23 человека , из них 10 мальчиков и 13 девочек.

Информация о работе Интерактивная игра как средство командообразования