Интерактивная игра как средство командообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап - школа Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой.

Содержание

Введение
Глава 1 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения
1.1. Психологические особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
1.2. Специфика интерактивной игры как средства командообразования
Глава 2 Эмпирическое исследование интерактивной игры в контексте межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
2.1. Организация и методы проведения интерактивной игры
2.2. Психологический анализ. Влияние интерактивной игры на формирование межличностных отношений младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая2.docx

— 110.54 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

Глава 1 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения

    1. Психологические особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте…….
    2. Специфика интерактивной игры как средства командообразования………………………………….

Выводы по 1 главе 

Глава 2 Эмпирическое исследование интерактивной игры в контексте межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

2.1. Организация и методы  проведения интерактивной игры………………………………

2.2. Психологический анализ. Влияние интерактивной игры на формирование межличностных отношений младших школьников.……………………………………………

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

 Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном мире имеется  достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт  детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает  новый этап - школа Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в  современном мире актуальной проблемой.

Игра для ребенка на данном этапе самое серьезное  дело. Игра - это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного  развития ребенка. В игре перед ребенком раскрывается мир. Без игры нет, и  не может быть полноценного умственного  развития. В игре дети усваивают  систему отношений, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности.

Игра представляет собой  сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Особое место принадлежит  вопросу об использовании игры в  целях установления контактов между  детьми. Сложность кроется в особой природе игровой деятельности: в  ее многочисленных определенно неизменно  подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствием практической направленности, ориентации на результат.

Учеба в данный период занимает огромное количество времени и теоретически становится ведущей деятельностью. И, тем не менее, игровая деятельность должна продолжаться, так как она  позволяет решать задачи возрастного  развития. Именно в этом возрасте через  игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного  “игрового” периода не бывает успешного  обучения в школьном возрасте, а  позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

В игре создаются благоприятные  условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические  замены реальных объектов. С помощью  игры ребенок имеет возможность  развивать в себе те или иные качества (силу, координацию движений, внимание и другое), получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые  по тем или иным причинам недостижимы  в обычной жизни. Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивают  фантазию, интеллект, способствует обучению.

В игре легко и незаметно  для ее участника у детей формируются  способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты  реальной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Таким образом, игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки  и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

 

Проблема: недостаточное  использование игровой деятельности в целях установления межличностных  отношений.

 

Объект - младшие школьники;

Предмет – влияние интерактивной игры на межличностные отношения младших школьников;

Цель: Изучить возможность использования интерактивной игры в качестве средства командообразования младших школьников.;

Гипотеза: Использование игры оказывает положительное влияние на командообразование младших школьников: повышает межличностные отношения, сплоченность, успешность выполнения совместной деятельности.

Задачи:

   1. Изучить теоретический  материал по данной теме;

   2. Провести подбор  методик;

   3. проведение эмпирического исследования по использованию интерактивной игры  в целях командообразования;

   4. Провести анализ  полученных материалов.

 

Монографии следующих  авторов явились источником для  данной работы: Давыдов В.В., Драгунова  Т.В., Ительсон Л.Б., Кон И.С., Мудрик А.В. “Возрастная и педагогическая психология”; Лэндрет Г.Л. “Игровая терапия”; Сироткин Л.Ю. “Младший школьник, его развитие и воспитание”; Шмаков С.А. “Игры  учащихся - феномен культуры”.

 

 

 

 

Глава 1 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения

    1. Психологические особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте.

В теории игры К. Коффки, с  точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного  человека», наделяющего живое и  неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. Становясь взрослым, человек обращается с ними совершенно иначе. То, что для ребенка являлось полноправным миром, для взрослого  становится игрой.

Близок к такой позиции  и взгляд на игру Ж. Пиаже, который  считает, что внутренний мир ребенка  построен по своим особым законам  и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребенка, по его  мнению, является как бы посредником  между аутистическим миром ребенка  и логической мыслью взрослого.

Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ 3. Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые не могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется  тем, что реальные потребности и  эмоции ребенка становятся предметом  игры, меняют свою природу, и он активно  управляет ими.

Следует отметить исследования игры А. Адлера, который показал возможности  использовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделяет восемь функций драматической игры: подражание, разыгрывание реальных жизненных  ролей; отражение опыта ребенка; выражение, подавленных потребностей; выход запрещенных побуждений»; обращение к ролям, помогающим расширить  свое я; отражение роста, развития, взросления ребенка; разрешение в игре своих  проблем.

Наряду с концепциями  А. Адлера, Э. Фромма и других известных  ученых неофрейдистов, следует остановиться на концепции Э. Берна. В исследованиях  Э. Берна показана природа человеческого  общения. За единицу общения принята  трансакция. Игра, по мнению Э. Берна, передается от поколения к поколению и  может охватывать около сотни  лет в прошлое и прогнозироваться на будущее. В этом состоит ее историческое значение. Автор отмечает, что воспитание детей в большинстве случаев  сводится к тому, что разные варианты игр детей зависят от культуры, социального класса, семьи. В этом Э. Берн видит культурное значение игры. Следует отметить, что социальное значение игры, по мнению автора, состоит  в том, что люди приходят к играм, как к компромиссному решению, чтобы отвязаться от скуки времяпрепровождения и не подвергать себя опасностям.

Э. Берн считает, что люди выбирают себе друзей, партнеров, близких  чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры. В этом и состоит  личностное значение игр.

Особый вклад в изучение игры в конце ХIХ - начале ХХ века внес выдающийся русский психолог П.Ф. Коптерев. Его исследования особо  актуальны сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к  игре в процессе обучения детей. Автор  отмечал, что в обучении ребенку  чрезвычайно важно уметь сосредотачивать  свое внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы  не было противоположности между  игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим  и отталкивающим по существу и  по форме».

Особое внимание в умственном развитии детей П.Ф. Коптерев уделяет  развитию органов чувств. «Это постоянная наблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешних  чувств: глазомера, слуха, рук, ног; ни одно движение противной партии, даже ни одно ее намерение, не должны ускользнуть  от наблюдательного глаза, от постоянно  прислушивающегося уха и против всякой мины и атаки сейчас должны быть введены контрмины и атаки». Отсюда следует отметить, что развитие чувств больше происходит в играх, чем  в ученье.

По мнению П.Ф. Коптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игры не враги - это друзья, которым сама природа указала  идти одной дорогою и взаимно  поддерживать друг друга.

В 30-е годы в советской  психологии исследованиями игры занимались М.Я. Басов, П.П. Блонский, но особый вклад  в разработку теории детской игры внес Л.С. Выготский. Еще в 1933 году он впервые выделил ролевую игру, как ведущий вид деятельности школьника и вывел ряд отличий  в игре детей школьного возраста. Он отмечает, что игра школьника  это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Центральным  моментом игры Л.С. Выготский считает  мнимую ситуацию, которая определяет сознание ребенка, то есть ребенок действует  не с вещами, а лишь с их значением, и только в школьном возрасте осознает их как значение. По определению  Л.С. Выготского, игра «создает зону ближайшего развития ребенка, в игре ребенок  всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в  игре как бы на голову выше самого себя».

В книге Д.Б. Эльконина «Психология игры» автор определяет игру следующим образом: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». В своей теории Д.Б. Эльконин определил путь изучения ролевой игры, как выделение неразложимых единиц, которые обладают свойствами целого. По его мнению, такими единицами являются роль, сюжет, содержание, игровое действие.

Анализируя теорию игры Выготского и Эльконина, сравнивая их, автор  книги «Игра как феномен сознания»  И.Е. Берлянд отмечает, что в теории Л.С. Выготского «ребенок учится игре своего Я, создавая фиктивные точки идентификации - центры «Я», а у д.Б. Эльконина  в игре ребенок воссоздает социальные отношения между людьми».

Игра теснейшим образом  связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает  особое значение.

Специфика игровой деятельности детей состоит в том, что она  не является самоцелью, а служит средством  общего развития и саморазвития детей  и источников удовольствия.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в  образы. Дети легко вовлекаются в  любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую  игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

Игра - один из тех видов  детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания детей, обучая их различным действиям  с предметами, способам и средствам  общения. В игре ребёнок развивается  как личность, у него формируется  те стороны психики, от которых зависят  успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с  людьми.

Например, в игре формируется  такое качество личности ребёнка, как  саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает  существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных  смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного  мышления. Ученые считают, что детские  игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно приобщать детей  к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему  поколению.

Игра представляет собой  особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит  в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью  ожидаемого результата и необязательностью  его достижения.

Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу.

Игра помогает вхождению  ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями  людей, различными профессиями, пробует  себя в разных социальных ролях. Игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных  способностей, а способности к  творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему  общественных отношений. Усвоение и  отработка норм поведения и человеческого  общежития.

Информация о работе Интерактивная игра как средство командообразования