Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель данной работы – на конкретном примере информационной войны между мировыми СМИ вокруг войны в Осетии рассмотреть и проанализировать «информационные войны» современности.
Для раскрытия этой темы в ходе работы решались следующие задачи:
Выявить сущность и особенности информационно-психологической войны;
Описать методы и приёмы ведения информационно-психологической войны;
Проанализировать наиболее масштабную информационную войну современной эпохи.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны…...….6
1.1Определение и сущность инфомационно-психологической войны..…6
1.2 Методы и приёмы информационно-психологической войны………11
1.3 Операции информационно-психологической войны………………...16
Глава 2. Информационное противоборство в современную эпоху……..…26
Глава 3. Война в Осетии. Кто выйграл информационное сражение?..........33
3.1 Сша…………………………………………………………………...….33
3.2 Европа…………………………………………………………...………34
3.3 Россия……………………………………………………………...……35
3.4 Грузия……………………………………………………………...……37
3.5 Итоги информационной войны…………………………………..……38
Заключение ………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………42
Ключевым понятием, введенным
в отчете MR-964-OSD, является классификация
стратегического противоборства на
первое и второе поколение. При этом
стратегическое ИП первого поколения
рассматривается наряду с традиционными
средствами противоборства (ядерными,
химическими, биологическими и другими).
Подчеркивается, что оно больше ориентировано
на дезорганизацию деятельности систем
управления и проводится скорее как
обеспечение действий традиционных
сил и средств. Авторы отмечают, что
такое восприятие информационного
противоборства свойственно начальному
этапу осмысления проблемы. В отчете
стратегическое ИП первого поколения
определено как "... один из нескольких
компонентов будущего стратегического
противоборства, применяемый совместно
с другими инструментами
Дальнейшее изучение проблемы
привело к введению понятия "стратегического
информационного противоборства второго
поколения" (2nd Generation Strategic Information Warfare).
В отчете это понятие определено
как "принципиально новый тип
стратегического
В качестве приложения к
отчету приведены два сценария возможных
событий, полученных с использованием
все той же методики "The Day After...
". Первый основан на результатах
оценки стратегического ИП первого
поколения в конфликте между
Китаем и Тайванем в период до 2010
года. Второй рассматривает ведение
стратегического ИП России и США
в период до 2010 года. Этот сценарий основан
на том, что Россия разворачивает
сложную операцию по манипулированию
экономической ситуацией на рынке
энергоносителей (нефть и газ), рассчитанную
на несколько лет и направленную
на достижение превосходства над
США путем навязывания своей
экономической политики на рынке
энергоносителей. В операции, помимо
средств специального программно-математического
воздействия на информационные системы
кредитно-финансовой сферы Запада,
манипулирования информацией в
средствах массовой информации, задействованы
также дипломатические меры влияния
на других поставщиков энергоносителей,
а также манипуляции с
Тем не менее, в условиях
определенной трансформации взглядов
на проблему ведения ИП, изменяются
и задачи, которые нужно решать
для достижения поставленной цели.
Так, для информационного
В целом следует отметить, что с конца 90-х годов основной тенденцией в развитии понимания роли и места информационного противоборства среди специалистов корпорации "Рэнд" является осознание факта, что стратегическое ИП является самостоятельным принципиально новым видом стратегического противоборства, способным разрешать конфликты без применения вооруженной силы.
Примечательно, что директивой
президента PDD-68 от 30 января 1999 года Белый
дом создал новую структуру под
названием International Public Information Group (IPI). В
задачи этой организации входит профессиональное
использование разведывательной информации
в целях оказания влияния "на эмоции,
мотивы, поведение иностранных
Глава 3. Война в Осетии. Кто выиграл информационное сражение?
Пока российские миротворцы вместе с югоосетинскими ополченцами боролись против грузин за контроль над Цхинвали, в СМИ началась своя война - информационная. Опрошенные "Газетой.ru" журналисты и эксперты сходятся во мнении, что получить достоверную информацию из зоны конфликта было сложно почти всем, включая экстрапрофессионалов, и приходилось довольствоваться чужими комментариями и оценками.
Тема конфликта в Южной
Осетии стала новостью номер один
на фоне летнего затишья в
Впрочем, если российские телеканалы перешли почти на военный режим сразу же с начала обстрела Цхинвали в ночь на 8 августа, мировые СМИ обратили пристальное внимание на этот сюжет только после того, как в конфликт вмешались российские миротворцы, а на Грузию упали первые бомбы. В пятницу, 8 августа, когда в столице Южной Осетии шли бои, все федеральные телеканалы России каждые два-три часа выходили в эфир со специальными выпусками новостей.
В Америке телеканалы начали
рассказывать о событиях в Южной
Осетии как о вторжении России
на территорию Грузии. Поначалу телеканал
CNN сопровождал свои выпуски новостей
заголовком "Россия вторглась в
Южную Осетию". Затем название
непризнанной республики было изменено
на Грузию. Именно в прямом эфире CNN
транслировались заявления и
пресс-конференции грузинского
То, что показывал CNN, активно
обсуждалось российскими
Правда, именно CNN оказал Саакашвили медвежью услугу, показав вживую, как грузинский президент прячется от авианалета в Гори. Президента прикрыли охранники, но, что именно в безоблачном небе вызвало такую панику у Саакашвили, понятно не было.
Фотографией одного разгромленного здания в грузинском городке Гори два дня подряд свои тексты о Гори и Цхинвали иллюстрировала The New York Times.
Американская The Wall Street Journal
в понедельник опубликовала статью
грузинского президента, в которой
он винил в развязывании военных
действий Россию и объяснял, что
Москва угрожает не только Грузии, но и
европейским демократическим
Заявлениям представителей российской стороны внимания уделялось меньше. The Washington Post накануне опубликовал статью единственного президента СССР Михаила Горбачева.
3.2 Европа
Континентальные европейские СМИ изначально более взвешенно подошли к конфликту, хотя сочувствие вызывала больше Грузия. Хотя бы потому, что в последние дни многие газеты писали о том, что Саакашвили допустил трагическую ошибку, втянувшись в конфликт. "Его никто не поддержит - ссориться с Россией никто не хочет", - писали европейские журналисты.
Британская телекомпания "Би-би-си" предоставляла зрителям точки зрения обеих сторон, правда, на первое место выводились бомбежки в Гори, а не в Цхинвали. Еще одна британская телекомпания - Sky News - сняла кадры работающих "Градов" близ Цхинвали, и именно эта картинка долго была единственной.
Что касается немецких телеканалов, то, как заверили "Газету.ru" журналисты из этой страны, их СМИ работали взвешенно. "Я могу говорить о немецких СМИ, поскольку американские не смотрю, и точно могу сказать: они дают информацию взвешенно, тогда как на российским телевидении идет пропаганда. На это больно смотреть. Когда я в школе учил, что такое советская пропаганда, не мог подумать, что увижу это своими глазами", - поделился своим мнением автор немецкого журнала Focus Борис Райтшустер, давно работающий в России.
Немецкий радиожурналист Эрик Альберхт отметил, что война на Кавказе стала темой номер один для почти всех немецких СМИ, а многие издания даже выделили для освящения военных действий дополнительные полосы.
"Что касается того,
кто выиграл идеологическую
И заметил, что "в целом симпатии немецких журналистов на стороне Грузии".
3.3 Россия
Российские телеканалы, которые явно либо опосредованно являются государственными, с самого начала рассказывали больше о том, что происходит в Южной Осетии. Реакция грузинской стороны становилась известна в основном по сюжетам о заседаниях Совета Безопасности ООН. Впрочем, о неоднократных заявлениях Саакашвили о прекращении огня тоже сообщалось.
Появлялись и обзоры прессы, в которых журналисты давали понять, что западные СМИ откровенно врут, необъективны и мало что понимают, что же происходит на самом деле.
Единственный информационный российский телеканал "Вести-24" транслировал все выступления военных, министров, президента и других спикеров в прямом эфире. Заявления анонсировались в сухой, почти военной стилистике - ПКФ (пресс-конференция).
Кадры прячущегося среди
охранников Саакашвили были не только
продемонстрированы всеми каналами
в сопровождении ехидных
В дневной прайм-тайм, как
ни в чем не бывало, госканал показал
затяжной сюжет о состоянии психики
президента. Заведующий кафедрой психологии
Института имени Сербского
Информация о работе Информационные/психологические войны: современные тенденции