Психологическая операция,
как правило, содержит три этапа,
где каждый последующий шаг опирается
на предыдущий:
- Разрушение
противодействия, разрушение старой модели
(картины) мира, что позволяет освободить
нишу для проведения следующего этапа.
- Введение
новой информации в отношении старых моделей,
зачастую противоположной старой.
- Введение
информации о новых объектах.
Подобная схема позволяет
перейти от введения информации к
введению нового типа поведения, опирающегося
на новую информацию, что оказывается
возможным из-за произведенного изменения
в модели мира у потребителя этой
информации.
Американские требования
к планированию Психологической
операции включают следующие элементы:
- Анализ
ситуации.
-
Концепцию операции.
- Формулировку
целей по отношению к конкретной аудитории.
- Руководство
по использованию тем, с особым вниманием
к темам, которых следует избегать.
- Четкие
требования к подразделениям по ПсО и
необходимой технике.
- Координацию.
- Логистику
и финансирование.
- Расписание
операций.
Информационно-психологические
операции в политической борьбе структурно
могут быть представлены как состоящие
из трех основных компонентов:
- информационно-рекламной
и/или информационно-пропагандистской
деятельности;
- демонстрационных
действий;
- организационно-практической
деятельности.
Информационно-пропагандистская(информационно-рекламная)
деятельность осуществляется в виде кампаний,
акций и отдельных мероприятий с использованием
средств массовой коммуникации, а также
прямых контактов с различными аудиториями
с применением соответствующих приемов
и эффектов воздействия на психику людей.
Демонстрационные действия
представляют собой акции и мероприятия,
основное отличие которых от реальных
практических действий заключается
в ориентации в первую очередь
не на их результат, а на использование
как средства психологического воздействия
на людей. В качестве таких действий
могут выступать:
- угроза
применения каких-либо санкций и мер по
отношению к конкретным лицам или организациям;
- проведение
благотворительных акций в период предвыборной
борьбы;
- выдвижение
и принятие значимых социальных программ
и др.
Признаками отличия демонстрационных
действий от реальных практических дел
выступают их приуроченность к социально
значимым событиям (например, выборам),
сопровождение эффектной рекламной
кампанией, а также зачастую отсроченностью
планируемых основных (конечных) результатов
и социально значимых последствий
на некий период.
Организационно-практическая
деятельность реализуется в вид
мероприятий и акций обеспечивающего
характера, которые направлены на оказание
психологического воздействия на определенны
лиц и группы людей или создание
условий, повышающих его эффективность
и эффективность информационно-психологических
операций в целом или отдельных
информационно-пропагандистских акций.
В структуре этой деятельности выделяются
три основные группы организационно-практических
действий:
- Действия,
направленные на организационное, финансовое,
материально-техническое и иное обеспечение
информационно-пропагандистских (информационно-рекламных)
акций с использованием средств массовой
коммуникации.
- Действия,
направленные на обеспечение демонстрационных
действий, различных акций поддержки,
митингов, демонстраций, собраний, встреч
и т. п.
- Действия
по проведению различных переговоров,
привлечению влиятельных сторонников,
организации финансовой и иной поддержки,
проведению выгодных решений в органах
исполнительной и законодательной власти
на различных уровнях и т. п. Основные организационные
формы таких действий — политические
игры и лоббирование.
Общие правила (принципы) информационно-пропагандистских
акций в ПсО:
- осуществление
информирования по всем возможным каналам,
которые достигают объектов ПсО;
- использование
в пропагандистских акциях любых аргументов
и доводов, которые могут служить достижению
целей проводимых психологической операцией;
- постоянное
составление (формирование) и распространение
сообщений с искаженной, ложной или специальным
образом подобранной информацией, в том
числе в виде слухов;
- дифференцированный
подход к объектам пропагандистских акций
по возрастному, национальному, профессиональному
и другим признакам;
- изменение
содержания пропагандистских материалов,
способов и средств их подачи в зависимости
от обстановки: от незаметного и скрытого
манипулятивного воздействия, до прямых
побудительных призывов к активным действиям;
- постоянный
учет психологических особенностей и
состояний людей для того, чтобы расширить
аудиторию объектов пропагандистских
акций путем использования специальных
приемов манипулятивного воздействия;
- использование
в пропагандистских акциях проводимых
ПсО граждан и других лиц, постоянно проживающих
в странах-мишенях воздействия или выходцев
из них.
Особенности организации
и проведения психологической операции:
- внезапность
нанесения удара по противнику;
- скрытность
стадии подготовки операции (в том числе
возможность скрытного, практически не
выявляемого разведкой противника маневрирования
силами и средствами а также возможность
их быстрого и скрытного сосредоточения
вблизи границ и жизненно важных коммуникаций
противника для внезапного нанесения
удара);
- идеальные
условия для маскировки и сокрытия истинны
намерений, создаваемые использованием
методов психологического и информационно-технического
воздействия (средств информационно-психологической
войны), возможность действовать под чужим
флагом;
- отсутствие
материальных следов агрессии, позволяющих
установить истинного агрессора и привлечь
его к международной ответственности;
- отсутствие
необходимости физического вторжения
на территорию противника и оккупации
этой территории для до тижения своих
целей;
- бездействие
основного вооруженного потенциала государства,
ставшего жертвой информационно-психологической
агрессии фактическое бездействие или
неэффективность традиционных военно-политических
союзов, созданных для отражения попыток
военного вторжения и коллективной обороны
от традиционных средств вооруженного
нападения;
- хорошие
возможности для нанесения жертве агрессии
(в условиях мирного сосуществования)
ущерба, сравнимого с результатами военных
действий на его территории, без специального
объявления войны или каких-либо иных
изменениях дипломатических отношений;
- серьезные
трудности, испытываемые жертвой агрессии
в обнаружении источника информационной
(психологической) агрессии, ее квалификации
и определении степени опасности и агрессивности
выявленных атак (нападений) его информационные
ресурсы и социальную сферу информационно-психологических
отношений, а также истинных масштабов
и целей агрессии, поскольку психологические
операции проводятся тайно, с соблюдением
мер конспирации и выявить факты проведения
можно только в результате сложного процесса
аналитической реконструкции (воссоздания
замысла, структуры, установления целей,
задач, сил и средств методов достижения
целей и многого другого) такой операции
по многочисленным внешним проявлениям
и признакам, как правило, косвенным) этой
деятельности агрессора, фиксируемым
в физическом и информационно-психологическом
пространстве. Такие трудности ставят
жертву информационно-психологической
агрессии в невыгодное положение, в первую
очередь на начальных стадиях конфликта,
когда требуются немедленные действия
для предотвращения наносимого агрессором
ущерба. Следует также отметить, что, в
силу латентности протекания организационной
и активной стадии информационно-психологической
операции жертва агрессии может обнаружить,
что на нее напали, только на завершающей
стадии проведения такой операции, когда
локализация ущерба уже вряд ли возможна;
- трудности,
испытываемые жертвой агрессии при выборе
системы мер реагирования на информационно-психологическую
агрессию, предотвращения нанесения этим
нападением ущерба государственным интересам
и выборе адекватного ответа (ударом на
удар). Это связано как с трудностями установления
по немногочисленным, в основном косвенным,
признакам и проявлениям истинных целей
агрессивных действий, так и с отсутствием
четкой общепринятой классификации (методики
оценки) разновидностей информационно-психологической
агрессии, позволяющей однозначно отнести
те или иные действия, совершаемые агрессором
в информационно-психологической сфере,
к экспансии, агрессии или войне;
- отсутствие
военно-политических блоков, союзов и
коалиций, призванных обеспечивать коллективную
безопасность от внешней агрессии в информационно-психологической
сфере, что оставляет жертву информационно-психологической
агрессии один на один с агрессором без
какой-либо заранее подготовленной поддержки
извне.6
Глава 2. Информационное
противоборство в современную эпоху.
В настоящее время, по мнению
американских специалистов, информационное
противоборство (ИП) представляет собой
не просто вид обеспечения операций
вооруженных сил путем нарушения
процессов контроля и управления
войсками, радиоэлектронного подавления,
морально-психологического воздействия
и т.д., но выходит далеко за пределы
перечисленных проблем. Об этом говорят
основные результаты исследований, проведенных
специалистами американской корпорации
"Рэнд" в конце 90-х годов.
В январе 1995 года этой влиятельной
компании было поручено в рамках мероприятий,
осуществляемых министерством обороны
США, выполнить ряд исследовательских
работ в этой области. Их целью
было определение ключевых характеристик
и особенностей применения информационного
оружия; уяснение возможного его влияния
на национальную безопасность; выявление
основных направлений деятельности
в области ИП; укрепление национальной
безопасности и усиление технологического
превосходства в области создания
информационного оружия; координация
деятельности научных и промышленных
организаций при определении
основных направлений совершенствования
стратегии обеспечения безопасности
национальных информационных систем.
Результаты этих работ должны были
послужить основой при обозначении
роли и места информационного
противоборства в национальной военной
стратегии США, и год спустя их
представили в отчете MR-661-OSD (Strategic
Information Warfare. A new face of War).
В этом документе впервые,
вследствие осознания возможностей
информационного оружия, появился термин
Strategic Information Warfare - "стратегическое информационное
противоборство". Такое противоборство,
согласно заявлениям авторов отчета,
представляет собой "использование
государствами глобального информационного
пространства и инфраструктуры для
проведения стратегических военных операций
и уменьшения воздействия на собственный
информационный ресурс". Появление
подобной терминологии существенным образом
отличается от официальной трактовки
информационного противоборства, закрепленной
в директиве министерства обороны США
DOD S 3600.1 (декабрь 1992 года), которая рассматривала
ИП в достаточно узком смысле, в виде подобия
радиоэлектронной борьбы.
В отчете говорится о том,
что изменения в общественно-политической
жизни ряда государств, вызванные
быстрыми темпами информатизации и
компьютеризации общества, ведут
к пересмотру геополитических взглядов
руководства, к возникновению новых
стратегических интересов (в том
числе и в информационной сфере),
следствием чего является изменение
политики, проводимой этими странами.
Авторы подчеркивают, что, учитывая определение
войны, данное Клаузевицем ("война
есть продолжение политики другими
средствами"), глобальные противоречия
требуют новых средств и методов
их разрешения - стратегического информационного
противоборства.
Проведенные исследования позволили
выделить следующие ключевые особенности
такого вида противоборства: сравнительно
низкая стоимость создания средств
ИП; крушение статуса традиционных
государственных границ при подготовке
и проведении информационных операций;
усиление роли управления восприятием
ситуации путем манипулирования
информацией по ее описанию; изменение
приоритетов в деятельности стратегической
разведки, которые смещаются в
область завоевания и удержания
информационного превосходства; усложнение
проблем обнаружения начала информационной
операции; сложность создания коалиции
против агрессора, развязавшего информационную
войну (ИВ); наличие потенциальной
угрозы территории США.
Авторы особенно отметили
тот факт, что основные положения
национальной военной стратегии
США не адекватны тем угрозам,
которые возникают в ходе стратегического
ИП. В связи с этим они высказали необходимость
выполнения следующих рекомендаций: располагать
центр координации работ по противодействию
угрозам в информационной сфере в непосредственной
близости от президента, поскольку только
в этом случае можно обеспечить требуемый
уровень координации деятельности всех
министерств и ведомств; давать оценку
уязвимости ключевых элементов национальной
информационной инфраструктуры; обеспечивать
главенствующую роль государства в координации
работ по противодействию угрозам в информационной
сфере; вносить коррективы в национальную
стратегию безопасности и национальную
военную стратегию в соответствии с особенностями
ведения стратегического ИП. В заключительной
части отчета MR-661-OSD анализируется предполагаемый
ход информационного противоборства на
примере возможного конфликта США и Ирана
в зоне Персидского залива с использованием
методики прогноза развития ситуаций,
разработанной ранее в корпорации "Рэнд"
и известной как "The Day After... - На следующий
день..."
Суть понимания процессов
ведения стратегического ИП отражена
в отчетах корпорации, выполненных
в 1998 году: MR-963-OSD (The Day After... in the American Strategic
Infrastructure) и MR-964-OSD (Strategic Information Warfare Rising).
В них на основе выполненных ранее
исследований о роли и месте информационного
противоборства, а также анализа
современного состояния в этой области
предпринята попытка прогноза (с
использованием уже известной методики
"The Day After... ") динамики формирования
ситуации в мире. Рассматривается
ряд возможных путей развития,
в том числе завоевание Соединенными
Штатами господства в области
ИП, создание элитарного клуба государств
обладателей средств информационного
противоборства и ряд других. Был
также обоснован набор мероприятий,
необходимых к осуществлению
в ближайшее время с тем, чтобы
достичь желаемого результата в
этой сфере в будущем.