Информационные/психологические войны: современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на конкретном примере информационной войны между мировыми СМИ вокруг войны в Осетии рассмотреть и проанализировать «информационные войны» современности.


Для раскрытия этой темы в ходе работы решались следующие задачи:
Выявить сущность и особенности информационно-психологической войны;
Описать методы и приёмы ведения информационно-психологической войны;
Проанализировать наиболее масштабную информационную войну современной эпохи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны…...….6
1.1Определение и сущность инфомационно-психологической войны..…6
1.2 Методы и приёмы информационно-психологической войны………11
1.3 Операции информационно-психологической войны………………...16
Глава 2. Информационное противоборство в современную эпоху……..…26
Глава 3. Война в Осетии. Кто выйграл информационное сражение?..........33
3.1 Сша…………………………………………………………………...….33
3.2 Европа…………………………………………………………...………34
3.3 Россия……………………………………………………………...……35
3.4 Грузия……………………………………………………………...……37
3.5 Итоги информационной войны…………………………………..……38
Заключение ………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология  и педагогика»

на тему: «Информационная/психологическая война: современные тенденции»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны…...….6

1.1Определение и сущность  инфомационно-психологической войны..…6

1.2 Методы и приёмы информационно-психологической войны………11

1.3 Операции информационно-психологической войны………………...16

Глава 2. Информационное противоборство в современную эпоху……..…26

Глава 3. Война в Осетии. Кто выйграл информационное сражение?..........33

3.1 Сша…………………………………………………………………...….33

3.2 Европа…………………………………………………………...………34

3.3 Россия……………………………………………………………...……35

3.4 Грузия……………………………………………………………...……37

3.5 Итоги информационной  войны…………………………………..……38

Заключение ………………………………………………………………………41

Список литературы………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  развития цивилизации информатизация играет ключевую роль в функционировании общественных государственных институтов и в жизни каждого человека. Информатизация ведет к созданию единого мирового информационного  пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен  информацией между субъектами этого  пространства - людьми, организациями, государствами. Возможности быстрого обмена политической, экономической, научно-технической  и другой информацией, применение новых  информационных технологий во всех сферах общественной жизни является несомненным  благом. Однако необходимая степень  информатизации может быть достигнута только тем обществом, которое обладает высоким научно-техническим и  промышленным потенциалом и достаточным  культурно-образовательным уровнем. Государства, не имеющие таких предпосылок  всестороннего развития, все дальше отодвигаются на задворки социального  и технического прогресса. Подобная неравномерность грозит противостоянием  развитых стран и остального мира, чревата нестабильностью.

Единое информационное пространство требует унификации информационных и телекоммуникационных технологий всех стран-субъектов информационного  сообщества. Это дает возможность  мощным державам с высоким научно-техническим  и промышленным потенциалом, таким  как США и Китай, усиливать  свое политическое, экономическое и  военное превосходство за счет лидерства  в информатизации. В принципе возможен глобальный информационный контроль над  мировым сообществом, навязывание  другим государствам своих правил жизни.

Термин "информационная война" обязан своим происхождением военным. Информационная война представляет собой согласованную деятельность по использованию информации как  оружия для ведения действий в различных сферах: экономической, политической, социальной на поле боя"1.

В отличии от информационной, психологическую  войну  люди  ведут  с  давних  пор, но никогда  и нигде ее не  афишируют! Более  того,  документы о конкретных  особенностях ее проведения  обычно   хранят  за   семью  печатями.   Известно  только,   что специалисты  психологической  войны  аккумулировали  в  своей  практике эффективные  способы  воздействия  на  человеческие эмоции и сознание.

Сегодня  ни  одно  государство  не  в  состоянии  защитить   себя, используя одни  лишь военно-технические  средства. Обеспечение  безопасности все  больше  и  больше  становится  комплексной  задачей,  включающей в себя военные, политические, экономические, информационные и другие меры.  Успешно  решать  эту  задачу  удается  благодаря  оптимальному  сочетанию  всех форм и способов противоборства, включая в их число и психологическую  войну.

Сущность  войны  в  обычном  понимании данного термина  всесторонне изучена. Особенности  же  психологической  войны  правильно  понимают только специалисты.2

Объект  исследования – информационные войны в современную эпоху.

Предмет исследования – методы и приёмы ведения информационно-психологической войны.

Цель  данной работы – на конкретном примере информационной войны между мировыми СМИ вокруг войны в Осетии рассмотреть и проанализировать «информационные войны» современности.

 

 

Для раскрытия этой темы в ходе работы решались следующие задачи:

  1. Выявить сущность и особенности информационно-психологической войны;
  2. Описать методы и приёмы ведения информационно-психологической войны;
  3. Проанализировать наиболее масштабную информационную войну современной эпохи.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  и научные основы информационной войны

Скорость, с которой современные  информационные и телекоммуникационные технологии ворвались в нашу жизнь, позволила говорить о "цифровой революции", которая уже преобразует социальную и экономическую жизнь. В индустрии  коммуникации и информации происходят коренные изменения. Чтобы охватить 50 миллионов человек, радио понадобилось 38 лет, а телевидению - 13 лет. Всего  лишь за 4 года столько же людей стали  использовать Интернет.

В 1993 году в "глобальной паутине" насчитывалось только 50 страниц; сегодня  их более 1 миллиарда. В 1998 году к Интернету  было подключено всего лишь 143 миллиона человек, к 2001 году количество пользователей  достигло 700 миллионов человек, а  в настоящее время - около 2 миллиардов. Интернет уже применяется в гораздо  более широкой сфере, чем любое, из когда либо применявшихся ранее  средств связи.

Столь внушительные, а главное - молниеносные, изменения привели  к тому, что стремление к удержанию  глобального лидерства вынуждает  руководства ведущих мировых  стран пересматривать свой подход к  ведению внешней и внутренней политики3.

 

1.1 Определение  и сущность информационно-психологической  войны

Информационная война (ИПВ) - комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей, изменения мнения людей (изменение картины мира, целей,

ценностей), навязывания  им целей, которые не входят в число  их интересов, а также защита от подобных воздействий.

 

Ключевые отличия информационно - психологической войны от войны:

  • Отсутствие видимых разрушений, характерных для войн обычных;
  • Население не ощущает, что оно подвергается воздействию;
  • В результате общество не приводит в действие имеющиеся в его распоряжении защитные механизмы;
  • Чувство опасности, выработанное для адекватного функционирования в иных ситуациях, в этом случае не срабатывает.

 

Объект и субъект ИПВ:

  • Объект ИПВ - массовое и индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание, в данном случае, - лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам;
  • Субъект ИПВ -  государства, союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации; виртуальные коалиции.

 

Примеры ИПВ:

  • Содействие оппозиционным и диссидентским движениям;
  • Оказание влияния на политическую, социальную, культурную жизнь;
  • Поддержание позитивного общественного мнения;
  • Проникновение в систему государственного управления;
  • Деморализующие пропаганда и действия;
  • Политические, дипломатические, экономические санкции;
  • Защиты национальных информационных систем;
  • Политическая деятельность отдельных лиц, групп, партий против других;
  • Избирательные кампании;
  • Конкурентные бизнес–войны;
  • Национальные противостояния;
  • Искажение информации конкурента;
  • Психологическая обработка целевых социальных    ?
  • Идеологическая диверсия, дезинформация;
  • Организация массовых демонстраций и действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема: Цели и задачи информационно – психологической войны (по Г.Г. Почепцову).

 


 

 


 

 

 




 

 

 


 


 



 

 

 

 

 


 

Особенности глобальной информационной войны:

  • Расширенная аудитория, выходящая за пределы одной страны.
  • Различные сегменты аудитории, у которых свои интересы.
  • Многоуровневые и меняющиеся цели акторов.
  • Противоположные картины мира.
  • Столкновение ценностей.
  • Множественность и многоуровневость воздействующих факторов.
  • Необходимость в поддержке многих стран.

 

Основные информационно - психологические мифы для оправдания реальной войны:

  • Война - это победа над злодеем (злодей не может измениться,

он должен быть уничтожен, например, Саддам Хуссейн, чеченские

преступные банд - формирования);

  • Война - бизнес (воюющая сторона получает выгоду, прибыль,

снижает затраты, завоевывает  рынки, ресурсы);

  • Война - лекарство (война спасет человечество от конкретных

«болезней» общества. Пример - «цветные» революции);

  • Война - политика (в данных условиях только методы войны могут

быть реализацией политических целей. Пример тому война в Чечне);

  • Война - соревнование (покажет, кто из воюющих сил «быстрее,

выше, сильнее». Пример - «цветные»  революции, Либерия).

  • Война - азартная игра, вызов (война - возможность самоиспытания

для политической силы —  оценить свои силы, власть, возможности).

  • Война — как наказание за преступления против человечества

(Босния, Ирак).

 

 

 

Схема: Принципиальная разница между информационной и психологической войной.4

Война

Объект воздействия

Целевая установка

Информационная

Компьютеры, каналы

коммуникации

и информационные

системы

Уничтожение и/или

разрушение

Психологическая

Индивидуальное

и массовое сознание

Изменение сознания,

введение новых типов

сообщений





             

 

1.2 Методы и  приёмы информационно-психологической  войны

Информационно-психологическая  война имеет существенные отличия  от обычной войны, направленной на физическое подавление противника. Ее суть - воздействие  на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить  их действовать против своих интересов. Это можно рассматривать как  определенный аналог вирусного заболевания. Так, вирус, внедрившийся в клетку, встраивается в управляющие процессы молекулы ДНК. Клетка внешне остается такой же, как и была, и даже процессы в  ней идут такого же типа, но управляет  ею вирус. Болезнь проходит три фазы: внедрение, выделение токсинов и  гибель клетки. В психологической  войне без внедрения аналога  вируса внутрь системы противника нельзя ожидать каких-либо существенных результатов. В таких условиях пропаганда, шпионаж, диверсии могут иметь лишь вспомогательное  значение.

Роль вируса играет управляемая  извне "пятая колонна" внутри страны. Она должна внедриться в управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в ДНК, быть неотличимой от окружения.

Информация о работе Информационные/психологические войны: современные тенденции