Информационные/психологические войны: современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на конкретном примере информационной войны между мировыми СМИ вокруг войны в Осетии рассмотреть и проанализировать «информационные войны» современности.


Для раскрытия этой темы в ходе работы решались следующие задачи:
Выявить сущность и особенности информационно-психологической войны;
Описать методы и приёмы ведения информационно-психологической войны;
Проанализировать наиболее масштабную информационную войну современной эпохи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны…...….6
1.1Определение и сущность инфомационно-психологической войны..…6
1.2 Методы и приёмы информационно-психологической войны………11
1.3 Операции информационно-психологической войны………………...16
Глава 2. Информационное противоборство в современную эпоху……..…26
Глава 3. Война в Осетии. Кто выйграл информационное сражение?..........33
3.1 Сша…………………………………………………………………...….33
3.2 Европа…………………………………………………………...………34
3.3 Россия……………………………………………………………...……35
3.4 Грузия……………………………………………………………...……37
3.5 Итоги информационной войны…………………………………..……38
Заключение ………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.62 Кб (Скачать)

Вирусное заболевание  имеет скрытый период, но после  его окончания наступает острая стадия - организм переходит в возбужденное, неустойчивое состояние. Точно так  же при организации изменений  существующего строя необходимо подвести общество к неустойчивости.

Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан  на убеждении людей, обращении к  их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной  частью проведения такой разъяснительной  политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При  этом важно понимать расстановку  сил, интересы людей, проводить научный  анализ. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер писал: "Чтобы  победить врага, мы должны знать его. В этом заключается один из принципов  правильной стратегии". Вместе с  тем необходимо учитывать состояние  общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными  способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно  назвать иррациональными. Они могут  оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и  заставлять людей служить своим  целям. Здесь в свое время большие  наработки сделало ведомство  Геббельса.

Один из эффективных методов - метод большой лжи - успешно был  применен и обоснован Гитлером. Суть этого метода в том, что люди в  большую ложь охотно верят, чем в  маленькую, поскольку им в голову не придет, что их обманывают настолько  бессовестно. В случае неудачи следует  незамедлительно искать врагов. Понимание  масс незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о  ней никто не вспомнит.

В основе другого метода, использованного гитлеровской пропагандой, лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать данные, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно  важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного  набора положений. Только того, кто  тысячекратно будет повторять ординарные понятия, общество пожелает запомнить.

Достаточно эффективными оказываются периодические, сменяющие  друг друга (хотя бы и пустые) кампании, занимающие внимание людей. Безрезультатность  старых забывалась, и все начиналось сначала. Последовательность кампаний не оставляла времени для размышлений  и оценок.

Третий метод, использованный Гитлером, основан на том, что в  подсознании человека заложено определенное, регулирующее поступки отдельных лиц, "стадное" чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию  поступков, подчинение лидерам. На его  основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества "образа жизни", выделение "интеллектуалов" над "серой  массой".

Действия гитлеровской пропаганды относились к нестационарным условиям, быстро меняющимся событиям. Именно тогда  эффективны ложь, и быстро сменяющие  друг друга кампании.

Во всех случаях воздействия  на сознание людей незримо присутствует фактор повторяемости. Система большой (и малой) лжи дает эффект только на определенное ограниченное время. В  подсознании человека заложено сомнение, необходимость проверки, подкрепления информации. Поэтому при информационном воздействии в статических условиях посылка заведомо ложной информации невыгодна.

Эффективен метод, когда  отождествляются неизбежные негативные стороны явления. Например, при хорошей  профессиональной компоновке кадров телерепортажей можно создать для многомиллионной  аудитории впечатление о событии, по сути, противоположном реальности, сосредотачивая внимание на соответствующих  негативных и даже очень редких кадрах.

Для любого информационного  воздействия необходимо присутствие  правды и ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и  необходимые порции ложных данных. Но наиболее эффективный метод заключается  в расчленении явления, выделении  истинных, но единичных фактов и  отождествления их с самим явлением, т.е. создание на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные  образования такого рода носят название политических мифов.

Внедрение в сознание политических мифов позволяет заменить целостное  мировоззрение фрагментарным, искажающим действительную картину.

Эффективное управление людьми, манипулирование ими с помощью  информационного воздействия становится возможным лишь при наличии обратной связи. Вся система информационного  воздействия может работать вхолостую, если не принимать в расчет динамику сдвигов в сознании населения, а  также возможностей неожиданности, непредсказуемости.

В развитых странах происходит непрерывный зондаж общественного  мнения. Существует целая система  опросов, велика активность общения  депутатов различных уровней  с избирателями, большое внимание уделяется выяснению умонастроений  конкретных групп населения. Это  позволяет вносить коррективы в  пропаганду, устранить возникающие  рассогласования официальной идеологии  и общественного сознания.

Отмечено, что параллельно  каналам массовой информации, действующим  на "мнения лидера", функционируют  межличностные неформальные каналы информации.

Помимо вышеописанных  прямых (или информационных) методов  воздействия на сознание, существуют и косвенные, связанные с воздействиями  на условия функционирования мозга. Так химическое регулирование мозга  может быть нарушено с помощью  наркотиков и алкоголя. На сознание людей также могут существенно  влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфракрасных частот. Обращая их на людей, сосредоточенных  на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение. Действие таких полей может носить и глобальный характер за счет инициирующей их солнечной активности. С учетом этого можно программировать  и концентрацию действий информационно-психологической  войны.

Сегодня осуществляется информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия  наиболее развитых государств, что  ведет к трансформации культуры, традиций и духовных ценностей в  остальном мире. Остро встал вопрос о защите национальных информационных ресурсов и сохранении конфиденциальности информационного обмена по открытым мировым информационным сетям. Многие системы управления в различных  областях человеческой деятельности уже  сейчас стали информационно-зависимыми. Нарушения нормального функционирования компьютеров и телекоммуникационных средств могут нанести существенный урон в энергетической, финансовой областях и в Вооруженных Силах. Эксперты считают, что действительно  национальной проблемой являются не случайные сбои, а опасность целенаправленного  воздействия на информационные ресурсы  извне. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие должны быть в центре внимания5.

 

 

1.3 Операции информационно-психологической  войны

Информационная операция — комплекс согласованных и взаимосвязанных  мероприятий по манипулированию  информацией, осуществляемых по общему плану с целью достижения и  удержан превосходства через  воздействия на информационные процессы в системах противника.

Под информационной операцией  также понимается использование  сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимоувязанных  по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов информационного  воздействия (и иных форм силового воздействия  на объект атаки, применение которых  взаимоувязано с общим замыслом операции реализуемых в виде совокупности разовых акций информационной агрессии.

В октябре 1998 г. Министерство обороны США ввело в действие «Объединенную доктрину информационных операций» (Joint Pub 3-13 «Information Operations», DOD US, December 1998). В ней определение термина  «информационная операция» было сформулировано следующим образом: «информационная операция — это  действия, предпринимаемые с целью  затруднить сбор, обработку, передачу и хранение информации информационными  системами противника при защите собственной информации и информационных систем».

В руководящих документах НАТО, принятых в 1999 г., информационная операция определяется как «действия, предпринимаемые с целью оказания влияния на принятие решений в  поддержку собственных политических и военных целей путем воздействия  на информацию, информационные процессы и системы управления противника, при одновременной защите собственной  информации и информационных систем».

 

Главными разновидностями  информационных операций в зависимости  от объекта атаки (человеческое сообщество или машинная система) являются информационно-психологические  операции и кибератаки, которые составляют основу информационной войны в целом.

Психологическая операция (информационно-психологическая  операция, англ. — Psychological Operations, PSYOP) —  разновидность информационных операций. Психологические операции (ПсО) —  главный элемент содержания психологической  войны. Их проведение предполагает использование  на практике сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных  по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов психологического воздействия. Психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических  мероприятий, направленных на конкретные группы людей (на противника) с целью  внедрения в их среду чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации  в нужном направлении их настроений, чувств, воли. В психологических  и информационных операциях речь идет об определенной структуре навязывания  картины (модели) мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения.

Главная цель информационно-пропагандистских акций в процессе проведения психологических  операций — это дестабилизация общественной жизни, разложение изнутри, подготавливающее почву для успешного осуществления  политических, экономических и военных  действий. Ввиду того, что объектом информационно-психологического воздействия  являются  люди,  главная  задача информационно-пропагандистских акций  в процессе проведения ПсО заключается  в том, чтобы повлиять на духовную сферу — общественное мнение и  настроение, ценностные ориентации, взгляды, социально-психологический климат, посеять страх и неуверенность  перед будущим, вызвать недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать атмосферу недовольства, тревоги, содействовать возникновению оппозиционных групп и стимуляции антиправительственной деятельности и т. п.

В частности, в соответствии с уставами и наставлениями вооруженных  сил США под психологической  операцией понимаются мероприятия  по воздействию на определенные группы людей и отдельные лица с помощью  СМИ, различного рода печатной, аудио- или видеопродукции, а также путем  личного общения, чтобы вызвать  у них такое настроение или  поведение, которые способствовали бы достижению политических и военных  целей. Главными объектами воздействия  считаются лидеры политических и  общественных организаций, религиозных  общин, наиболее влиятельные представители  деловых кругов, военной элиты  и творческой интеллигенции. Мероприятия  могут также охватывать личный состав вооруженных сил, рабочих, крестьян, техническую интеллигенцию и  государственных служащих.

Общее в современном понимании  психологического содержания, психологических  механизмов, собственно психологической  сущности ПсО, психологической войны, пропаганды — использование специфических  средств и способов для оказания воздействия с целью манипулирования  группами людей и отдельными лицами в интересах других личностей  и групп людей, т. е. это процесс  организации и осуществления  специфического воздействия на людей  для манипулирования ими.

Понятие «психологические операции», по взглядам американских военных специалистов, имеет широкое и узкое толкование.

В широком смысле под психологическая  операция понимается спланированное использование  средств, форм и методов распространения  информации для оказания определенного  воздействия на установки и поведение  человека. Такие операции состоят  из политических, военных и идеологических мероприятий, цель которых — изменение поведенческих и эмоциональных установок определенных групп людей и отдельных лиц по тем или иным вопросам в желательном направлении. Они проводятся в русле государственной политики, а их военная сторона координируется с деятельностью соответствующих правительственных учреждений. В более узком плане психологические операции применяются вооруженными силами для деморализации и дезориентации противника. В этом случае они рассматриваются как специфическое оружие, с помощью которого повышается эффективность боевых действий. Кроме того, ПсО способствуют консолидации, информационному обеспечению и укреплению морального духа населения и личного состава вооруженных сил союзных и дружественных государств. Проведение психологических операций может предшествовать началу ведения боевых действий с применением обычных сил и средств и в современном постиндустриальном обществе выступать по сути самостоятельной формой боевых действий.

Психологические операции могут  проводиться в интересах высших эшелонов государственного и военного управления. Основными видами ПсО, предусмотренными в США для военного времени, являются контрпропаганда, деморализация личного  состава противника и враждебно  настроенного местного населения, склонение  военнослужащих противника к сдаче  в плен, дезинформация, поощрение  деятельности на территории противника диссидентов, формирование у местного населения дружеского отношения  к американским войскам.

Психологические операции проводятся как в сфере межгосударственной борьбы, включая вооруженные конфликты, так и в сфере политической борьбы и экономической конкуренции, в том числе внутри государства. При этом могут использоваться сходные (идентичные) формы, средства и методы информационно-психологического воздействия  и опыт проведения ПсО в других сферах (рис. ). ?

Информация о работе Информационные/психологические войны: современные тенденции