Игровая деятельность как средство снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является тревожность детей младшего школьного возраста
Предметом исследования является игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и применении наиболее эффективной игровой деятельности как средства снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста..

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
3
1. Психолого-педагогические аспекты снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….



1.1.
Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе………………………………………...............................

6

1.2.
Психолого-педагогическое влияние тревожности на развитие ребенка младшего школьного возраста…………………………



1.3.
Использование игровой деятельности в психокоррекции тревожности у детей младшего школьного возраста …………

15
2. Практико-ориентированное исследование проблемы тревожности у младших школьников………………………………...……..

19

2.1.
Определение критериев и показателей по выявлению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста..…………

19

2.2.
Проектирование мероприятия по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста………….

21

2.3.
Обобщение результатов исследования………………..…………..
24
Заключение……………………………………………………………………..
27
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Готовая КР Кордун.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза".

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

"Танцующие руки"

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

"Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2-3 минуты).
Игра проводится под музыку.

"Слепой танец"

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

"Гусеница"

Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

"Смена ритмов"

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

"Зайки и слоники"

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают.

"Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

"А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра..." Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

"Волшебный стул"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Игры за партами.

Дыхательные упражнения ("Корабль и ветер", "Дудочка", "Воздушный шарик", "Подарок под елкой", "Драка") можно проводить на перемене, а также за партами во время урока или занятия в детском саду.
Для снятия нервного напряжения, которое может возникнуть у детей, например, после трудной контрольной работы, подойдет упражнение "Театр масок".

"Театр масок"

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

"Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!"

Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!"

"Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!"

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение 5

                                        Анкета для родителей

1. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком). Род деятельности. Возраст детей.

2. Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка

мать

отец

оба родителя

бабушка, дедушка

все члены семьи

3. Какой из факторов вы считаете важнейшим в воспитании вашего ребенка?

семья

сверстники, педагоги, другие специалисты

средства массовой информации

литература и искусство

4. Советуетесь ли вы с другими членами семьи по различным семейным вопросам?

всегда

иногда

нет

5. имеют ли место конфликты в вашей семейной жизни?

6. всегда ли едины члены семьи в своих требованиях к ребенку?

всегда

иногда

нет единства

7. Как вы наказываете ребенка? Какая мера наказания наиболее действенна?

8. Какие меры поощрения вы применяете? За какие поступки?

9.Часто ли вы хвалите своего ребенка? За какие поступки?

10.Требуете ли вы от своего ребенка то, что выполнить он не может?

11. Обсуждает ли ребенок с вами семейные дела? В чем проявляет свое участие в заботах семьи?

12. В чем проявляется доброта вашего ребенка?

13. Какие поступки ребенка вы цените?

14. Лучшие традиции воспитания в вашей семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 6

                                                         Анкета.

Ф.И.О. ребенка ______________________ Возраст _______________________

Ф.И.О. родителей ___________________________________________________

1. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро

Медленно

Требует, чтобы с ним сидели

Требует, чтобы не гасили свет

2. Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно

Вскрикивает

Плачет

Разговаривает во сне

3. Как просыпается?

Сразу

Не сразу

4. В каком настроении просыпается Ваш ребенок?

Веселый, спокойный

Раздражительный

Грустный

В слезах

5. Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро сам

Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

6. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

Другое

7. В чем Вы видите причину нежелание ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с воспитателем

Трудности в отношениях со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

8. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?

Да

Иногда

Нет

9. Если замечаете, то, при каких обстоятельствах?

В темной комнате

При наказаниях, окриках

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

Без видимой причины

10. Как проявляется страх у ребенка?

Плачет

Убегает

Впадает в ярость

Зовет взрослых

Справляется сам

11. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Часто

Иногда

Редко

12. Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)

ответное нападение

плачет

проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)

замыкается, "уходит в себя"

уходит, убегает от обидчика

13. Чему радуется Ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече с близкими людьми

Встречи со сверстниками, друзьями

Когда вы вместе играете

Совместными походами на природу и т.д.

14.Что вызывает у него огорчение? _______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

15.На что он обижается? __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Часто ли ребенок плачет?

Да

Нет

17.Какое обычное состояние у ребенка?

Спокойное

Плаксивое

Возбужденное

18.Как быстро у него проходит переживание?

Быстро

Информация о работе Игровая деятельность как средство снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста