Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа
Объектом исследования является тревожность детей младшего школьного возраста
Предметом исследования является игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и применении наиболее эффективной игровой деятельности как средства снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста..
Введение…………………………………………………………………………
3
1. Психолого-педагогические аспекты снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….
1.1.
Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе………………………………………...............................
6
1.2.
Психолого-педагогическое влияние тревожности на развитие ребенка младшего школьного возраста…………………………
1.3.
Использование игровой деятельности в психокоррекции тревожности у детей младшего школьного возраста …………
15
2. Практико-ориентированное исследование проблемы тревожности у младших школьников………………………………...……..
19
2.1.
Определение критериев и показателей по выявлению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста..…………
19
2.2.
Проектирование мероприятия по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста………….
21
2.3.
Обобщение результатов исследования………………..…………..
24
Заключение……………………………………………………………………..
27
Список литературы……………………………………………
Для 10 учащихся (50%) – Алиса А., Александра А., Алина Б., Александр В., Валерия Г., Максим Д., София К., Полина М., Валерия М., Богдан Р. - характерен средний уровень тревожности. Такими дети скованы. смущаются чаще других. часто говорят о напряженных ситуациях. жалуются, что им снятся страшные сны. руки обычно холодные и влажные. сильно потеет, когда волнуется. спят беспокойно, засыпает с трудом; пуглив, многое вызывает у него страх; обычно беспокоен, легко расстраивается; часто не может сдержать слезы; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями
Уровень с показателем «низкий» прослеживается у 1 учащегося (5%) учащегося – Дениса А. Такой ребенок засыпает с трудом; пуглив, многое вызывает у него страх; обычно беспокоен, легко расстраивается; часто не может сдержать слезы; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями
(Приложение 2).
Полученные данные представлены в следующей диаграмме:
Рис.2.1. Выявление уровня тревожности в экспериментальной группе.
В контрольной группе было выявлено, что:
7 учащихся (35%) - показали высокий уровень тревожности– Евгений Б., Игорь Д., Анастасия Ж., Сергей Н., Александр Т., Денис Ш., Артем Ю. Такие дети характеризуются наиболее высокой тревожностью, не могут долго работать, не уставая; им трудно сосредоточиться на чем-то. любое задание вызывает излишнее беспокойство. во время выполнения заданий очень напряжены, скованы. смущаются чаще других. часто говорят о напряженных ситуациях. жалуются, что им снятся страшные сны. руки обычно холодные и влажные. сильно потеет, когда волнуется. спят беспокойно, засыпает с трудом; пуглив, многое вызывает у него страх; обычно беспокоен, легко расстраивается; часто не может сдержать слезы; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями.
Для 11 учащихся (55%) – Михаил Б., Иляна Г., Артем Г., Оксана З., Кирилл Ж., Надежда К., Оксана К., Ольга М., Антон П., Вадим С., Александр Т. характерен средний уровень тревожности. Такими дети скованы. смущаются чаще других. часто говорят о напряженных ситуациях. жалуются, что им снятся страшные сны. руки обычно холодные и влажные. сильно потеет, когда волнуется. спят беспокойно, засыпает с трудом; пуглив, многое вызывает у него страх; обычно беспокоен, легко расстраивается; часто не может сдержать слезы; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями
И, наконец, низкий уровень тревожности прослеживается у 2 учащихся (10%) в данном классе – Дарья Д. и Маргарита П. засыпает с трудом; пуглив, многое вызывает у него страх; обычно беспокоен, легко расстраивается; часто не может сдержать слезы; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями (Приложение 3).
Полученные данные представлены в следующей диаграмме:
Рис.2.2. Выявление уровня тревожности в контрольной группе.
Результаты исследования фиксировались и проходили математическую обработку.
Для снижения уровня тревожности детей проводились различные подвижные групповые игры, игры-забавы и эмоционально-развивающие игры, повышающие эмоциональный тонус, развивающие чувство юмора, легкости в общении со сверстниками, физически раскрепощающие детей (Приложение 5).
2.2. Проектирование мероприятия по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста
Цель формирующего эксперимента: снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность.
Задачи формирующего эксперимента:
снижение уровня тревожности;
создание проблемных ситуаций;
проявление тревожности;
С этой целью был разработан комплекс игр.
Тип игры | Название игры | Цель игры |
Подвижные игры. |
|
|
Упражнения на релаксацию и дыхание. | "Драка" | Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. |
"Воздушный шарик" | Снять напряжение, успокоить детей. | |
"Корабль и ветер" | Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали | |
"Подарок под елкой" | Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз | |
"Дудочка" | Ррасслабление мышц лица, особенно вокруг губ | |
Этюды на расслабление мышц. | "Штанга" | Расслабить мышцы спины.
|
"Штанга" | Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. | |
"Сосулька" | Расслабить мышцы рук. | |
Игры, способствующие расслаблению. | "Водопад"
| Эта игра на воображение поможет детям расслабиться. |
| "Танцующие руки"
| Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне |
"Слепой танец"
| Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. | |
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
| "Смена ритмов"
| Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. |
"Зайки и слоники"
| Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. | |
"Волшебный стул"
| Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. | |
Игры за партами. | "Театр масок"
| Расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. |
Дыхательные упражнения
| "Корабль и ветер", "Дудочка", "Воздушный шарик", "Подарок под елкой", "Драка" можно проводить на перемене, а также за партами во время урока | Для снятия нервного напряжения, которое
|
2.3. | Обобщение результатов исследования. |
На основе констатирующей и формирующей части эксперимента нами будет выдвинута цель контрольного эксперимента: сравнить уровни констатирующего и контрольного этапов эксперимента и сделать выводы.
На данном этапе эксперимента будет снова предложена проективного теста тревожности (по методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), анкетирование родителей, педагогическое наблюдение
Тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей класса, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению. Многогранное воздействие подвижных игр на детей было известно уже в глубокой древности. Они использовались воспитательными институтами разных народов для развития физической, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной сферы детей.
Игра для ребенка — это и одна из форм “самоанализа”, благодаря которой могут быть откорректированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.
В целях изучения детской тревожности - игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление как игровая деятельность. Игровая терапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой деятельности. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные формы активной и пассивной игровой деятельности Независимо от того, на каких педагогических положениях базируется игровая деятельность, она успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой. Нами в целях коррекции высокого уровня тревожности был проведен комплекс подвижных игр, игр-забав и игр эмоционально-развивающего характера. Основной посылкой было то, что выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры в большой мере обусловлена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими норм и правил поведения, развитием мышления, моторики и других функций.
.
1. Аминов Н.А., Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем //Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М., 2007.
2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Психологический журнал. - 2002. - № 5.
3. Бакев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности //Новые исследования в психологии. - 2004. - № 1.
4. Вилюнас В.К., Астапов В.М. О психических функциях состояния тревоги //Тез. VI Всесоюз. съезда Общества психологов. - М., 2003.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 2007.
6. Габдреева Г.Ш. Состояние тревоги и процессы самоуправления //Теоретические и прикладные аспекты исследования психической саморегуляции. – Казань, 2002.
7. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2000. - № 5.
8. Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2009.
9. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте //Психологические исследования. – Тбилиси, 2006..
10. Катыгин Ю.А. и др. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками //Психофизиология. - Л., 2009.
11. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.
12. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад //Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 2006.
14. Особенности психического развития детей б—7-летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 2008.
15. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2.
16. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайленко. - М., 2007.
17. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети //Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4.
18. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. - М., 2006.
19. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Л., 2006.
20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко. - М., 2009.
21. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2009.
С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).
Признаки тревожности:
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.