Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа
Объектом исследования является тревожность детей младшего школьного возраста
Предметом исследования является игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и применении наиболее эффективной игровой деятельности как средства снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста..
Введение…………………………………………………………………………
3
1. Психолого-педагогические аспекты снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….
1.1.
Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе………………………………………...............................
6
1.2.
Психолого-педагогическое влияние тревожности на развитие ребенка младшего школьного возраста…………………………
1.3.
Использование игровой деятельности в психокоррекции тревожности у детей младшего школьного возраста …………
15
2. Практико-ориентированное исследование проблемы тревожности у младших школьников………………………………...……..
19
2.1.
Определение критериев и показателей по выявлению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста..…………
19
2.2.
Проектирование мероприятия по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста………….
21
2.3.
Обобщение результатов исследования………………..…………..
24
Заключение……………………………………………………………………..
27
Список литературы……………………………………………
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский социально-педагогический колледж
Ú
Ú
Ú
Ú
КУРСОВАЯ РАБОТА
Ú
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах | |
Студентка: Кордун Елена Васильевна
|
___________________________ (личная подпись) |
Руководитель: Л. Г. Макарьева
| ___________________________ (личная подпись) |
Ú
Ú
Ú
Ú
| Курсовая работа |
| Защищена с оценкой «_______________» |
| «_____»_______________________ |
| Зам. директора по учебной и научно- методической работе |
| _____________________ /И.В. Гервальд/ (личная подпись) |
Ú
Ú
Ú
Тольятти, 2011г.
Введение………………………………………………………… | 3 | ||
1. Психолого-педагогические аспекты снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста………………………………………………………… |
| ||
| 1.1. | Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе………………………………………..... |
6 |
| 1.2. | Психолого-педагогическое влияние тревожности на развитие ребенка младшего школьного возраста………………………… |
|
| 1.3. | Использование игровой деятельности в психокоррекции тревожности у детей младшего школьного возраста ………… |
15 |
2. Практико-ориентированное исследование проблемы тревожности у младших школьников………………………………...…….. |
19 | ||
| 2.1. | Определение критериев и показателей по выявлению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста..………… |
19 |
| 2.2. | Проектирование мероприятия по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста…………. |
21 |
| 2.3. | Обобщение результатов исследования………………..………….. | 24 |
Заключение…………………………………………………… | 27 | ||
Список литературы…………………………………………………… | 29 | ||
Приложения…………………………………………………… | 31 |
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо регулярно и как можно более рано контролировать ход психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла лишь около десяти лет тому назад с началом создания в нашей стране психологической службы. Необходимость организации подобной службы становится очевидной не только узким специалистам, но и широкому кругу общественности, в особенности педагогам, работающим с детьми. Недостаточное исследование тревожности в младшем школьном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Еще одно противоречие мы обнаружили в процессе анализа научной литературы А.И. Захарова, Н.Д. Левитова, Н.В. Имедадзе. А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.
Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в выявлении теоретических оснований, обеспечивающих снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является тревожность детей младшего школьного возраста
Предметом исследования является игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и применении наиболее эффективной игровой деятельности как средства снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста..
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста как общей педагогической проблемы.
2. Выявление наиболее эффективной игрой деятельности как средства снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста..
3. Определение уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
4. Проектирование комплекса мероприятий по снижению уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
5. Обобщение и анализ исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении о снижении уровня тревожности у детей младшего школьного возраста при условиях:
1. Систематического планомерного проведения комплекса игровых занятий в учебное и внеучебное время;
2. Выявление наиболее эффективных средств игровой деятельности по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста в начальной школе.
Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса.
Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: психологическая теория развития личности (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, и др.); теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К. Селевко, М.Шепель и др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (В.И.Андреев, А.Н.Леонтьев, Т.А.Михайловская, С.Л.Рубинштейн, В.И.Щеголь, И.С.Якиманская); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И.Третьяков и др.).
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, методических и учебных пособий; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; практическое изучение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками, учителями школ города Тольятти, метод экспертных оценок); статистическая обработка полученных результатов.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь- декабрь 2010г.) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования, выбор основного подхода к разработке комплекса занятий по снижению уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
На втором этапе (февраль-март 2011г.) проводился практико-ориентированный эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, изучался опыт снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста в учебном и внеучебном процессе.
На третьем этапе (апрель 2011г.) проведено практико-ориентированное исследование с целью проектирования игровой деятельности как средства снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
На четвертом этапе (май 2011г.) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось оформление курсовой работы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований, базирующихся на фундаментальных, психолого- педагогических концепциях современного образования; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: участием во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги» в г. Москве в феврале 2011 г.
Практическая значимость исследования определятся тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, полученные результаты и разработанные на их основе практические рекомендации могут быть использованы в методической работе типового ОУ по снижению уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 21-го источников, 5-ти таблиц, 4-х графиков, 4-х приложений.
1. Психолого-педагогические аспекты снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста | ||
1.1. | Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе |