Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:02, реферат

Описание работы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.

Работа содержит 1 файл

форми.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

Наиболее тесная связь и взаимозависимость имеется  между психологией умственно  отсталого ребенка и олигофренопедагогикой. Как известно, олигофренопедагогика изучает содержание и методы воспитания и обучения умственно отсталых детей. Но чтобы знать, чему обучать, и найти  наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т. е. знать психологию умственно отсталых детей. 

Необходимость индивидуального  подхода к умственно отста-лым детям при их обучении и воспитании очень велика. Так, например, при плохом усвоении материала одному ученику мож-но предложить дополнительные занятия, а другому можно посо-ветовать больше отдыхать. Анализируя ошибки учащихся, допу-скаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошиб-ки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленных последствиями болезни (бывают и такие, как это видно из данных психологии). При определении размера домашних заданий и при повторении учебного материа-ла необходимо знать особенности памяти умственно отсталых учащихся. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчи-вее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к уроку, следует учесть особен-ности восприятия умственно отсталых детей. 

Многие непонятные на первый взгляд странности в поведе-нии учеников (замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дурные привычки и т. д.) учитель может понять и, если нужно, устранить, зная особенности эмоционально-волевой сферы умст-венно отсталых детей. 

Практическое значение психологии умственно отсталого ре-бенка для учителей вспомогательных школ очень велико. Почти в каждом разделе своей работы олигофренопедагог использует полученные при изучении этого курса знания. Но связь психо-логии умственно отсталого ребенка с олигофренопедагогикой вовсе не носит одностороннего характера. Обобщая большой фак-тический материал опыта учителей, характеризующий трудности обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, мож-но сделать выводы об особенностях психики этих учащихся. Так, например, выявляя специфические трудности усвоения речи, ариф-метики, профессиональных умений, можно с большой достоверно-стью установить различные особенности психического развития этих учащихся, уяснить, что именно лимитирует их дальнейшее развитие. 

Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомо-гательных школах -- гуманное, благородное дело. Без специаль-ного воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощ-ными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами. Школа дает детям необходимые знания и умения, спо-собствует преодолению либо компенсации нарушенных психиче-ских функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель вспомогатель-ной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психологии умственно отсталого ребенка. 

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых  затруднено из-за поражения головного  мозга, требует особенно большого педагогического  мастерства, особых, искусных мето-дов. Поэтому изучение способов воспитания и коррекции недо-статков этих детей оказывается иногда полезным для теоретиче-ского и методического углубления общей педагогики и психо-логии. 

  

 

Литература. 

1. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение»1989.  

2. Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»1982.  

3. Усова А. П.  «Роль игры в воспитании детей»  Под редакцией А. В. Запорожца.  Москва «Просвещение»1976.  

4. «Руководство игр  детей в дошкольном учреждении»  Составители: Е. Н. Тверитина,  А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. Москва «Просвещение»1986.  

5. Эльконин «Психология игры» 

6. Гаврилушкина. Соколова. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». Москва «Просвещение»1985.  

7. «Особенности развития  и воспитания детей дошкольного  возраста с недостатком слуха  и интеллекта». Статья Соколовой  Москва 1984.  

8. «Коррекционное  обучение как основа личности  развития аномального дошкольника»  Москва 1989. Статья Соколовой.  

9. Журнал Дефектологии 1972 №2 Статья Соколовой «Особенности  игровых действий». 

10.«Формирование  речи аномальных детей дошкольного  возраста» Статья Соколовой. Москва. 1982.

Формирование  игровой  деятельности  дошкольника  как  психолого-

педагогическая  проблема  (обзор  литературных  источников )

     1. Значение  игры  для  всестороннего   развития  личности ребёнка.

     2. Этапы   развития  игровой  деятельности  детей.

     3. Особенности  игровой деятельности умственно  отсталых детей.

Экспериментальное изучение уровня сформированности игровой деятельности у

дошкольников с  нарушением интеллектуального развития.

     1. Характеристика  экспериментальной группы.

     2. Методика  экспериментального изучения игровой  деятельности детей.

     3. Анализ  результатов.

     4. Выводы  и рекомендации. 
 
 

Заключение. 
 
 

Литература. 

1. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва

  «Просвещение»1989.

2. Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» Под редакцией

  Т.А.Марковой  Москва «Просвещение»1982.

3.  Усова А. П.  «Роль игры в воспитании детей»  Под редакцией А. В.

  Запорожца. Москва  «Просвещение»1976.

4. «Руководство игр  детей в дошкольном учреждении»  Составители: Е. Н.

  Тверитина, А.  С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. Москва

  «Просвещение»1986.

5. Эльконин «Психология игры»

6. Гаврилушкина. Соколова.  «Воспитание и обучение умственно отсталых

  дошкольников».  Москва «Просвещение»1985.

7. «Особенности развития  и воспитания детей дошкольного  возраста с

  недостатком  слуха и интеллекта». Статья  Соколовой Москва 1984.

8. «Коррекционное  обучение как основа личности  развития аномального

  дошкольника»  Москва 1989. Статья Соколовой.

9. Журнал Дефектологии 1972 №2 Статья  Соколовой «Особенности  игровых

  действий».

10. «Формирование  речи аномальных детей дошкольного  возраста» Статья

  Соколовой.  Москва.  1982. 
 
 

Значение  игры для всестороннего  воспитания ребёнка.

Игра  -  один  из  тех  видов  детской  деятельности,  которой  используется

взрослыми в целях  воспитания дошкольников, обучая их различным  действиям  с

предметами, способам и средствам общения. В  игре  ребёнок  развивается  как

личность, у него формируется те стороны психики, от  которых  в  последствии

будут  зависеть  успешность  его  учебной  и  трудовой   деятельности,   его

отношения с людьми.

Например,  в  игре  формируется  такое  качество   личности   ребёнка,   как

саморегуляция  действий  с учётом    задач   количественной   деятельности.

Важнейшим достижением  является приобретение чувства  коллективизма.  Оно  не

только  характеризует  нравственный   облик  ребенка,  но  и   перестраивает

существенным образом  его интеллектуальную  сферу,  так  как  в  коллективной

игре  происходит  взаимодействие  различных  смыслов,  развитие  событийного

содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре  дети  получают  первый  опыт  коллективного мышления.

Ученые считают, что  детские  игры  стихийно,  но  закономерно  возникли  как

отражение  трудовой  и  общественной  деятельности  взрослых  людей.  Однако

известно, что умение играть возникает не путем  автоматического  переноса  в

игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно  приобщать  детей  к  игре.  И  от  того,   какое   содержание   будет

вкладываться взрослым в предлагаемые  детям  игры,  зависит  успех  передачи

обществом своей  культуры подрастающему поколению.

Следует  подчеркнуть,  что   плодотворное   освоение   общественного   опыта

происходит лишь при условии собственной активности ребёнка  в  процессе  его

деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает  активный  характер

приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд  методические  приёмы

обучения игре и  управления игрой не достигают своей  практической цели.

Задачи всестороннего  воспитания в игре успешно реализуются  лишь при  условии

сформированности  психологической основы  игровой деятельности  в   каждом

возрастном  периоде.  Это обусловлено тем,  что развитие  игры   связанны

существенные прогрессивные  преобразования  в  психике  ребёнка,  и,  прежде

всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для  развития  всех

других сторон детской  личности.

Умственное  воспитание детей  в игре.

В игре происходит формирование восприятия,  мышления,  памяти,  речи  –  тех

фундаментальных психических  процессов,  без  достаточного  развития  которых

нельзя говорить о воспитании гармоничной  личности.

  Уровень развития  мышления ребенка   определяет  характер  его деятельности,

интелектуальный уровень ее осуществления.

Воспитатель должен помнить,  что  любая  деятельность  детей  направлена  на

решение определенной задачи. Основная задача имеет множество  промежуточных,

решение  которых позволит  преобразовать условия и тем самым облегчить

достижения поставленной цели. Практические задачи,  которые  должен   решить

ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано  самой

жизнью,  окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает  опыт  в  собственной  деятельности,  многое  узнаёт  от

воспитателей, родителей. Разнообразные  знания,  впечатления  обогащают  его

духовный мир, и  всё это находит отражение  в игре.

Решение игровых  задач  с  помощью  предметных  действий  приобретает  форму

применения    всё    более    обобщённых     игровых    способов    познания

действительности. Ребенок  поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком  и

после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает,  что  игровые  задачи

ребенок решает на более  высоком интелектуальном уровне.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая  значения обобщенных  игровых

действий мышления детей, требует от них  действий  коллективных  максимально

сходных с практическими.

Во – первых, если все, что происходит  с ребенком  в повседневной  жизни,

перенести в игру,  то  она  попросту   исчезнет,  ибо  исчезнет  ее  главная

особенность  -  воображаемая ситуация.

Во – вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало  обобщенную  жизненную

ситуацию,   невольно  заходит  в  тупик.  Вместе  с  тем  известно,  что   в

повседневной жизни  дети получают не только четкие, конкретные знания,  но  и

не ясные, гипотетические. Например ребенок знает кто такой моряк, но ему не

понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в  ходе  игры

он  задает  вопросы  и  получив ответ,  приобретает вполне  ясные   знания 
 
 

Первым  этапом развития игровой  деятельности является  Ознакомительная  игра.

Информация о работе Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью