Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:02, реферат
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.
Активный словарный
запас установить труднее. Для этой
це-ли с ребенком ведутся беседы по картинкам
или на определен-ные темы; затем производится
подсчет слов, которые были про-изнесены
во время беседы. (Разумеется, что одинаковые,
т. е. повторяющиеся, слова из этого подсчета
исключаются.)
Анализ грамматического
строя речи проводится обычно на материале
записей высказываний ребенка, т. е.
очень приблизи-тельно. Учитываются
такие особенности речи, которые считают-ся
типичными для ситуативной (обилие местоимений,
неразвер-нутость фраз в беседе с людьми,
не знающими ситуации, о кото-рой идет
разговор) либо для контекстной речи (завершенность
фраз и четкость наименований).
Следует также обращать
внимание на то, охотно ли ребенок поддерживает
беседу, сам ли он становится инициатором
обсуж-дения различных тем либо только
отвечает на вопросы, являются ли его ответы
полными или односложными, скупыми. Однослож-ность,
скупость ответов вовсе не обязательно
свидетельствует о плохом развитии речи
ученика; иногда это может быть проявле-нием
- депрессии или отрицательного отношения
к собеседнику. Методы обследования речи
хорошо описаны В. Я. Василевской и О. В.
Правдиной.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЫШЛЕНИЯ
Исключение предметов
Методика предназначена
для исследования умения строить
обобщения. Между исключением предметов
и классификацией предметов есть
сходство и различие.
Классификация предметов
в большей мере выявляет работо-способность
и устойчивость внимания. Исключение предметов
предъявляет большие требования к логической
обоснованности, правильности обобщений,
строгости и четкости формулировок.
Для проведения исследования
необходимы наборы карточек, на каждой
из которых нарисовано по четыре предмета.
Такие карточки-задачи могут быть
градуированы по трудности--от са-мых легких
до чрезвычайно трудных. Ребенку показывают
карточки, заранее расположенные в по-рядке
возрастающей трудности.
Инструкция дается
на примере одной, самой легкой карточ-ки.
Ребенку говорят: «Вот здесь на каждой
карточке изображе-но по четыре предмета.
Три из них между собой сходны, и их можно
назвать одним названием, а четвертый
предмет к ним не подходит. Ты должен сказать,
какой предмет не подходит (или какой надо
исключить) и как можно назвать остальные
три». Далее экспериментатор разбирает
с ребенком первую карточку вместе с ним
дает обозначение трем обобщаемым предметам
и объяснение тому, почему следует исключить
четвертый предмет. Против номера карточки
в протоколе записывается название предмета,
который ребенок считает нужным исключить,
а в со-седнем столбце--его объяснения
и то слово, которым он назвал остальные
три предмета.
Если ответ ребенка
неправилен и экспериментатор вынужден
задать наводящий вопрос, то записывается
и вопрос экспериментатора, и ответ
ребенка.
Ребенок должен синтезировать,
т. е. найти обобщающее по-нятие для
трех предметов из четырех изображенных,
и исклю-чить, т. е. выделить один, четвертый,
не соответствующий обще-му понятию.
Ребенок не в состоянии
решить простые задачи, если в связи
с очень глубокой степенью слабоумия
или расстройством созна-ния не понимает
инструкции. Как правило, дети правильно
ре-шают первые три-четыре задачи и начинают
ошибаться по мере перехода к более трудным
задачам. Неумение справиться с зада-чей
дает некоторое основание для суждения
о степени интел-лектуальной недостаточности
ребенка. При исследовании этим методом
детей-олигофренов (В. И. Перепелкин) выявилось,
что им иногда удается правильное решение
задач средней трудно-сти. Но они не могут
объяснить и мотивировать свои решения.
Не могут найти слово для обозначения
трех объединяемых пред-метов. Конкретность
мышления обнаруживается в том, что дети
пытаются идти по пути ситуационного объединения
предметов. Так, например, вместо того
чтобы на карточке № 10 выделить очки, а
остальное назвать измерительными приборами,
больной говорит, что ничего на этой карточке
исключать не нужно, так как, надев на глаза
очки, человек может лучше увидеть показа-тели
весов, часов и термометра.
Методикой «исключение предметов» можно пользоваться и для повторных проб, но для этого нужно подобрать два или три приблизительно равных по трудности набора карточек.
Сравнение понятий
Игра применяется
для исследования особенностей ана-лиза
и синтеза. Используется очень давно; особенно
широко практиковалась в школе академика
В. М. Бехтерева.
Экспериментатор заготавливает
6--7 пар слов, обозначающих подлежащие
сравнению понятия. Задача состоит
в том, чтобы сравнить понятия, входящие
в соответствующие пары.
В монографии Л. С. Павловской
приводится 10 таких пар. Достаточно
использовать лишь часть этого набора.
Обращает на себя внимание, что уже
в наборе Павловской содержатся по-нятия
разной степени общности, а также и вовсе
не сравнимые понятия. Именно предъявление
несравнимых понятий иногда более всего
дает возможность обнаружить расстройства
мышле-ния детей, больных шизофренией.
Приведем пары слов-понятий,
которые могут быть использо-ваны
в эксперименте «сравнение понятий»:
1. Корова--лошадь. 10.
Яблоко--вишня.
2. Лыжи--коньки. 11. Ботинок--карандаш.
3. Трамвай--автобус.
12. Маленькая девочка--большая кукла.
4. Озеро--река. 13. Молоко--вода.
5. Река--птица. 14. Ветер--соль.
6. Дождь--снег. 15. Сани--телега.
7. Поезд--самолет. 16.
Воробей--курица.
8. Ось--оса. 17. Дуб--береза.
9. Обман -- ошибка. 18.
Картина -- портрет.
Игра пригодна для
исследования детей-подростков. Кро-ме
того, ее можно использовать при необходимости
определить изменение в состоянии больных
(повторные пробы).
Ребенка просят сказать:
«Чем похожи и чем отличаются.?» Все
его ответы полностью записываются. Экспериментатор
дол-жен настаивать на том, чтобы ребенок
сначала указывал, в чем сходство понятий,
а в.чем различие. Если ребенку не сразу
понят-на задача, можно совместно сравнить
какую-либо легкую пару слов.
При оценке ответов
следует учитывать, удается ли детям
вы-делить существенные признаки сходства
и различия понятий. Неумение выделить
эти признаки свидетельствует о слабости
обобщений и склонности к конкретному
мышлению.
Далее следует обратить
внимание на то, выдерживает ли больной
заданный ему план сравнения, или
его мысль оказыва-ется лишенной
логической последовательности.
В исследованиях В. И. Перепелкина и С. Т. Храмцовой при-водятся образцы сравнений, характерные для здоровых детей 8--11 лет, для олигофренов, больных шизофренией, эпилепсией и др.
Повышения эффективности
образования
Тема повышения
эффективности образования, на наш
взгляд, представляет обширное поле для
изучения. Данный вопрос всегда будет
актуален и интересен. Это обусловлено
тем, что с развитием человеческого
общества, происходит развитие всех форм
деятельности. Развитие науки и техники,
медицины и других неотъемлемых сфер
жизнедеятельности, приводят к тому,
что нужно повышать эффективность
образования. Безусловно, на ранней стадии
человеческого образования, например,
детский сад или школа, закладываются
основы мышления, создается необходимый
базис для дальнейшей жизни и
дальнейшего обучения. В высших учебных
заведениях закладываются более
глубокие и узкоспециальные знания,
которые помогают стать человеку
специалистом в той или иной области.
Дальше, человек на протяжении всей
своей жизни совершенствует и
углубляет знания. И на вех стадиях
нужно задумываться над тем, насколько
эффективно ты получаешь, используешь
и совершенствуешь свои знания. Эффективность
образования играет немаловажную роль.
Ведь учиться можно по разному. Например,
если взять двух людей и обучать их одному
и тому же, но разными способами - первого
- по старым методика, а второго с помощью
новых способов и средств, то в результате
мы получим, что второй научился быстрее
и более качественно, чем первый. Конечно,
достаточно трудно утверждать истинность
данного примера, но скорее всего именно
так и получиться.
Безусловно, в наши годы уровень образования намного шагнул вперед, нежели чем в 80-е. Доказать это можно на элементарном примере. Скажем если взять программу средней школы в 80-м году, и 90-м и сравнить их, то различия будут очень существенны, в пользу последней. Даже если сравнивать программы по годам, то например в 98 году в школьную программу добавились другие предметы, которых не изучали в 97. Безусловно, это должно сопровождаться повышением уровня материальной, методической и технической базы. Но в нашей стране, по сравнению со странами запада, это наблюдается далеко не всегда. Но, тем не менее, наша система образования остается одной из самых лучших в мире.
Заключение
Психология
умственно отсталого
ребенка -- это одна из
отраслей психологии,
которая изучает специальный
объект--уч-ника вспомогательной школы.
Поэтому ее иногда называют специальной
психологией. Студенты-дефектологи изучают
разные курсы специальной психологии,
соответствующие их специально-сти. Так,
например, сурдопедагоги изучают психологию
глухоне-мого ребенка. Курс специальной
психологии для олигофренопе-дагогов--
Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и разви-тие. При разных поражениях нервной системы развитие проис-ходит по-разному. Именно своеобразие психического развития умственно отсталых детей, а также особенности развития раз-ных групп этих детей являются предметом психологии умственно отсталого ребенка.
Первая часть данного
курса содержит разделы, которых
нет в курсе общей психологии.
Таковы, например, следующие раз-делы:
а) определение понятия «умственная отсталость»;
б) раз-витие психики умственно отсталого
ребенка; в) психологическая характеристика
состава учащихся вспомогательных школ;
г) па-тология нервной высшей деятельности
умственно отсталых детей; д) методы экспериментально-
Вторая и третья
части курса строятся аналогично
курсу об-щей психологии. Но в то время
как общая психология изучает психические
процессы (ощущения, восприятия, память,
мышле-ние) взрослого нормального человека,
в данном курсе (вторая часть) изучаются
особенности ощущений, восприятий, памяти,
мышления и других психических процессов
умственно отсталого ребенка. Точно так
же в третьей части излагаются особенности
эмоционально-волевой сферы, характера,
личности умственно отсталого ребенка.
Психология умственно
отсталого ребенка граничит с
рядом смежных дисциплин и
частично использует их данные. Прежде
всего, она тесно связана с детской психологией,
изучающей осо-бенности психического
развития детей на разных возрастных эта-пах:
младенчество, преддошкольный и дошкольный
возраст, младший школьный, подростковый
и юношеский возраст. Чтобы лучше изучить
особенности психического развития умственно
от-сталого ребенка, необходимо сравнить
его с нормальным сверст-ником. Поэтому
психология умственно отсталого ребенка
исполь-зует данные детской возрастной
психологии. На настоящем эта-пе развития
специальной психологии накоплены главным
образом сведения об умственно отсталом
школьнике. В дальнейшем же, разумеется,
предстоит подробно изучить и другие возрастные
этапы.
Важнейшее значение
для понимания особенностей психическо-го
развития умственно отсталых детей имеет
правильное пони-мание проблемы происхождения
и развития психики, изучаемой общей и
детской психологией.
Вторая смежная
с психологией умственно
Очень важно дефектологам-
Учащиеся вспомогательных
школ вовсе не представляют со-бой однородной
массы обучаемых олигофренов. Современная
психиатрия различает множество разных
форм олигофрснии. Кроме того, во вспомогательных
школах обучаются (и должны обучаться)
многие дети не олигофрены, т. е. такие,
у которых умственная отсталость возникла
в результате различных видов заболеваний
головного мозга, перенесенных в дошкольном
воз-расте. Глубокое знание этих различных
групп умственно отста-лых детей помогает
найти дифференцированные пути коррекции
и компенсации патологии их психического
развития. Индивиду-альный подход при
обучении и воспитании психически неполно-ценных
детей, понимание их особенностей и поиски
соответст-вующих методов воспитания
и обучения просто немыслимы без знания
психиатрии детского возраста. В последние
два десяти-летия содружество детской
психиатрии и дефектологии по ряду причин
несколько ослабело. Оно должно быть восстановлено
мо-лодыми кадрами.
Информация о работе Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью