Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:02, реферат
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.
Полоски и круги
разного цвета (основные цвета). Исполь-зуется
для исследования сформированности понятия
цвета. Об-следование проводится в три
этапа. Сначала дети подбирают к разложенным
полоскам соответствующие по цвету им
круги (зрительное соотнесение). Затем
им предлагают выбрать тот или иной цвет
(«Дай красный круг», «Дай синий...» и т.
д.). После этого просят назвать цвет показанной
фигуры («Это, какого цвета?», «А это?.»).
Понятие цвета у умст-венно отсталых по
сравнению с нормальными сверстниками
.формируется значительно позже и лишь
при условии специального обучения.
Мозаика. Предлагают
разные варианты заданий:
Разрезные картинки.
Знакомые детям изображения предметов
разрезаны на две части по горизонтали
и вертикали, на три части по вертикали.
Используются для характеристики вос-приятия
детей. Составлять разрезные картинки
для умственно отсталых дошкольников
трудно, особенно если у них нарушено пространственное
восприятие. Они не представляют конечной
цели -- целого изображения, поэтому их
работа сводится к при-ставлению одной
части картинки к другой без учета их местоположения
(голова оказывается на месте ног, хвост
впереди головы и т. д.). В качестве помощи
нужно расположить части картинки так,
чтобы ребенку нужно было лишь соединить
части (голова вверху, ноги внизу).
Лото (разные варианты).
Игра с детьми в лото позволяет
проследить характер мыслительных операций
(по каким при-знакам сравнивают предметы
и т. д.).
Предметные картинки
с изображением знакомых детям пред-метов
могут применяться с разной целью.
Для исследования внимания,
зрительной памяти. Перед ре-бенком
раскладываются в ряд 4--5 картинок, а затем
просят ребенка закрыть глаза и убирают
одну картинку. Затем ребенок должен найти
эту картинку среди трех предложенных.
Можно провести эту игру с игрушками. С
этой же целью предлагается игра «Что
забыли нарисовать?» (заяц без уха, собака
без лапы и т. д.).
Для исследования мышления
перед ребенком кладут три картинки
в ряд (стол, хлеб, пальто) и под
ними вместо инст-рукции соответствующие
изображения (стул, бублик, шапку). После
этого ребенок должен сам разложить остальные
картин-ки. Это невербальная классификация
исследует не только мыс-лительные операции
детей, но и запас общих представлений.
Этой же цели служат
игры с картинками типа: «Кому что
нужно?», «Кто что любит?» и т. п.
С помощью всех перечисленных
материалов исследуется обу-чаемость
детей (способность понимать объяснения,
т. е. прини-мать помощь, а затем выполнять
аналогичные задания само-стоятельно).
Во всех заданиях можно исследовать и
речь детей; фонетические и грамматические
особенности, словарный запас (пассивный
и активный) и т. д. Важно установить возможность
речевого сопровождения игровых действий,
их адекватность. Указанные задания выявляют
и запас сведений детей об окру-жающем,
особенности личности. Все это (речь, мыслительные
операции, память, запас сведений, игровая
деятельность) явля-ется показателем умственного
развития детей.
Рекомендованный игровой
материал и варианты его исполь-зования
являются лишь примерным образцом. Медико-педаго-гическая
комиссия вправе использовать свой аналогичный
ма-териал. Главное, он не должен быть случайным,
бессистемным.
Все вышеизложенное
относится, прежде всего, к решению
проблем комплектования специальных
учреждений для умствен-но отсталых
детей дошкольного возраста, а также оказанию
своевременной педагогической и медицинской
помощи им.
Это важно учитывать
и при определении готовности
детей к обучению в период предшкольной
диспансеризации. Данные психолого-педагогического
обследования, наблюдения за пове-дением
детей, заключение психоневролога о состоянии
их пси-хического развития--все это позволяет
правильно решить во-прос о месте обучения
детей..
Хотя эти материалы
предназначались не для отбора умст-венно
отсталых детей, они могут быть использованы
и для этих целей. В предложенный комплекс
методик включено 8 заданий для детей 6--7
лет. Эти задания помогут выявить некоторые
особенности психического развития ребенка
и в определенной мере прогнозировать
его школьное обучение.
Картинка с изображением
нелепой ситуации предъявля-ется в
течение 30 секунд, при этом фиксируются
все проявления ориентировочной деятельности
ребенка. При общей оценке ра-боты учитываются
выраженность эмоциональной реакции,
ее адекватность, количество воспроизведенных
фрагментов,, свиде-тельствующих о понимании
ситуации.
Заучивание 10 слов. Здоровым
детям 5--7 лет рекоменду-ется четырехкратное
предъявление односложных или двуслож-ных
слов, не связанных между собой по смыслу.
На это задание уходит 5--6 минут. При первом
предъявлении эти дети воспро-изводят
в среднем 4--5 слов, при четвертом--7--9 слов.
При оценке необходимо учитывать заинтересованность
в работе, ко-лебания внимания, динамику
количества воспроизводимых слов, темп
воспроизведения, наличие привнесений
и повторения одних и тех же слов.
Опосредованное запоминание.
Предлагается видоизменен-ная IV серия
методики А. Н. Леонтьева: 5 слов (пожар,
дождь, труд, ошибка, горе) и 16 карточек
(столовый прибор, школьная доска, булочная,
расческа, солнце, глобус, кувшин, петух,
забор, детские штанишки, лошадь, уличный
фонарь, ботинки, часы, заводские трубы,
карандаш). Методика занимает в среднем
10--12 минут. Оценивая результаты, необходимо
учитывать по-нимание ребенком инструкции,
способность нахождения опосредующих
картинок к словам и характер объяснения
сделанного выбора, мера помощи.
Обучающий эксперимент.
Детям предлагается набор кар-точек
с изображением больших и маленьких геометрических
фигур 4 видов, 3 цветов.
Авторы методики
считают, что она находится в
«зоне труд-ности» детей и при оказании
помощи дети с ней справляются в течение
12--13 минут. При оценке результатов деятельности
детей учитываются
интерес и активность ориентировки
в зада-нии, устойчивость внимания,
обучаемость, способность к перено-су
усвоенных навыков на аналогичное задание.
Доска Сегена № 6, пазы
которой могут быть заполнены лишь при
комбинировании нескольких вкладок. Время
выпол-нения от 30 секунд до 5 минут. Характеристика
качества выпол-нения задания включает
стойкость интереса в процессе работы,
устойчивость внимания, целенаправленность
и рациональность способов деятельности,
реакцию на трудности, использование помощи,
затраченное время.
Последовательность
событий. На раскладывание картин (4--5)
в логической последовательности и
составление расска-за по ним уходит
в среднем 6--7 минут. Учитывается самостоя-тельность
и правильность выполнения.
Классификация. Предлагается
15 карточек в указанной последовательности:
моряк, свинья, платье, ландыш, лиса, куртка,
мак, уборщица, голубь, яблоко, книги, бабочка,
ребе-нок, дерево, кастрюля. Перед ребенком
кладут в ряд первые четыре карточки, а
затем предъявляются поочередно осталь-ные,
ребенок должен показать, куда их положить,
дав обобщен-ные названия каждой группе
(люди, животные, вещи, расте-ния). При оценке
результатов работы учитываются наличие
интереса и устойчивость внимания, запас
общих сведений и точность представлений,
способность к обобщению, использо-вание
помощи.
Методика Пьерона--Рузера.
При оценке выполнения ме-тодики необходимо
учесть, с какого момента ребенок начинает
работать без опоры на образец (по памяти),
интерес к заданию, аккуратность выполнения.
Учитывается общее количество за-полненных
фигур, их число за каждую минуту, количество
ошибок. За 3 минуты обычно дети заполняют
от 50 до 80 фигур.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВОСПРИЯТИЙ
Объяснение сюжетных
картин
Одна из очень
распространенных и простых игр--просьба
рассказать о содержании предъявляемой
ребенку сюжетной кар-тинки. Применяется
для исследования особенностей интеллекту-альной
и эмоциональной сферы (сообразительности,
умения вы-делять существенное, эмоционального
отклика) умственно отста-лых детей.
Для проведения опыта
экспериментатор должен иметь набор
разнообразных сюжетных картинок. Желательно,
чтобы среди них были веселые,
печальные, с более и менее
сложным сюжетом и т. п. Для
этой цели пригодны открытки -- репродукции
картин.
Методика проведения
опыта предельно проста. Ребенку
по-казывают картинку и просят рассказать,
что на ней нарисовано. В редких случаях
требуется мотивировка. Следует обращать
вни-мание на то, насколько активно и охотно
ребенок рассматрива-ет картинку. Иногда
полезно заметить, сколько времени ребенок
по собственному желанию рассматривает
картинку.
Понимание сюжетных
картинок представляет значительные трудности
для детей-олигофренов. Они, в частности,
обусловлены тем, что олигофрены неправильно
понимают перспективные со-отношения,
плохо понимают мимику изображенных на
картин-ках людей, медленно обозревают
картинку в целом (К. И. Вересотская, И.
М. Соловьев, Э. А. Евлахова). Дети-эпилептики
также не скоро доходят до объяснения
смысла сюжетной картин-ки. Это связано
с тем, что они склонны к перечислению
всех изо-браженных на картинке предметов
и деталей. Дети-шизофрени-ки толкуют картинку
в бредовом плане, рассматривая ее со-держание
как намек на свои болезненные состояния.
Описание картин
детьми следует записывать. При этом
выяв-ляются особенности устной речи:
лаконичность или чрезмерная обстоятельность
речи, правильность ее грамматического
строя, богатство или бедность словаря
и т. д.
По отношению к
картинкам, на которых изображены люди,
но неясны происходящие события, это
задание представляет со-бой не только
интеллектуальную, но и эмоциональную
задачу.
«Отыскивание чисел»
Игра может быть
использована для выявления скорости
ориентировочно-поисковых
Для проведения опыта
нужно иметь пять таблиц Шульте,
представляющих собой планшеты (60Х90 см),
на которых написа-ны вразброс числа от
1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа
расположены по-разному.
Кроме того, нужны секундомер и небольшая
(30 см) указка. Опыт можно проводить с детьми,
обучающимися во II классе массовой или
в IV классе вспомога-тельной школы.
Ребенку мельком
показывают таблицу, сопровождая этот
по-каз словами: «Вот на этой таблице числа
от 1 до 25 расположе-ны не по порядку». Далее
таблицу перевертывают и кладут на стол.
После этого продолжают инструкцию: «Ты
должен будешь вот этой указкой показывать
и называть вслух все числа по по-рядку--от
1 до 25. Постарайся делать это как можно
быстрее и без ошибок. Понятно?» Если ребенок
не понял задания, ему его повторяют. Таблица
при этом не открывается. Затем экспе-риментатор
ставит таблицу вертикально на расстоянии
70--75 см от ребенка и говорит: «Начинай!»
Одновременно включается се-кундомер.
Ребенок показывает
и называет числа, а экспериментатор
следит за правильностью его действий.
Когда ребенок дойдет до «25», экспериментатор
останавливает секундомер.
Затем без всяких
дополнительных инструкций ребенку
пред-лагают таким же образом показывать
и называть числа на 2, 3, 4 и 5-й таблицах.
При оценке результатов,
прежде всего, становятся заметны различия
в количестве времени, которое ребенок
тратит на оты-скивание чисел. Практически
здоровые дети тратят на одну таб-лицу
от 30 до 50 секунд (чаще всего 40--42 секунды).
Заметное увеличение
времени на отыскивание чисел
в послед-них (4-й и 5-й) таблицах свидетельствует
об утомляемости ре-бенка, а ускорение--о
медленном «врабатывании».
В норме на каждую
из таблиц уходит примерно одинаковое
время.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЧИ
Способы обследования
речи детей с целью выявления
различ-ных дефектов восприятия и произношения
звуков речи детально разработаны в логопедии.
Поэтому излагать их здесь нецелесо-образно.
Следует только подчеркнуть,
что, помимо особенностей или дефектов
восприятия и произношения, психологический
анализ речи детей должен выявлять
и более сложные показатели ее
раз-вития.
К ним относятся
следующие: а) словарный запас; б) грам-матический
строй; в) полнота и адекватность значений
употреб-ляемых слов и г) потребность в
речи как в средстве общения и орудии мысли.
Оценка словарного
запаса может быть произведена самыми
различными способами. Пассивный словарный
состав может быть приблизительно определен
путем предъявления ребенку большого
количества предметов или объектов
(в том числе лю-дей, выполняющих
те или иные действия) и подсчета числа
или процента правильных их называний.
Информация о работе Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью