Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:02, реферат

Описание работы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.

Работа содержит 1 файл

форми.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

Полоски и круги  разного цвета (основные цвета). Исполь-зуется для исследования сформированности понятия цвета. Об-следование проводится в три этапа. Сначала дети подбирают к разложенным полоскам соответствующие по цвету им круги (зрительное соотнесение). Затем им предлагают выбрать тот или иной цвет («Дай красный круг», «Дай синий...» и т. д.). После этого просят назвать цвет показанной фигуры («Это, какого цвета?», «А это?.»). Понятие цвета у умст-венно отсталых по сравнению с нормальными сверстниками .формируется значительно позже и лишь при условии специального обучения. 

 Мозаика. Предлагают  разные варианты заданий: конструи-рование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуются наличие интереса, волевые усилия, пространственная. Ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, воображение, мелкая моторика и пр. У умственно отсталых детей не отмечается выраженного интереса к данному заданию. Образец не является для них вспомогательным средством. Они не соблюдают последовательности цвета шариков, а лишь произвольно их раскладывают. Наблюдается уход от на-чатого выполнения. 

Разрезные картинки. Знакомые детям изображения предметов  разрезаны на две части по горизонтали  и вертикали, на три части по вертикали. Используются для характеристики вос-приятия детей. Составлять разрезные картинки для умственно отсталых дошкольников трудно, особенно если у них нарушено пространственное восприятие. Они не представляют конечной цели -- целого изображения, поэтому их работа сводится к при-ставлению одной части картинки к другой без учета их местоположения (голова оказывается на месте ног, хвост впереди головы и т. д.). В качестве помощи нужно расположить части картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить части (голова вверху, ноги внизу). 

Лото (разные варианты). Игра с детьми в лото позволяет  проследить характер мыслительных операций (по каким при-знакам сравнивают предметы и т. д.). 

Предметные картинки с изображением знакомых детям пред-метов могут применяться с разной целью. 

Для исследования внимания, зрительной памяти. Перед ре-бенком раскладываются в ряд 4--5 картинок, а затем просят ребенка закрыть глаза и убирают одну картинку. Затем ребенок должен найти эту картинку среди трех предложенных. Можно провести эту игру с игрушками. С этой же целью предлагается игра «Что забыли нарисовать?» (заяц без уха, собака без лапы и т. д.). 

Для исследования мышления перед ребенком кладут три картинки в ряд (стол, хлеб, пальто) и под  ними вместо инст-рукции соответствующие изображения (стул, бублик, шапку). После этого ребенок должен сам разложить остальные картин-ки. Это невербальная классификация исследует не только мыс-лительные операции детей, но и запас общих представлений. 

Этой же цели служат игры с картинками типа: «Кому что  нужно?», «Кто что любит?» и т. п. 

С помощью всех перечисленных  материалов исследуется обу-чаемость детей (способность понимать объяснения, т. е. прини-мать помощь, а затем выполнять аналогичные задания само-стоятельно). Во всех заданиях можно исследовать и речь детей; фонетические и грамматические особенности, словарный запас (пассивный и активный) и т. д. Важно установить возможность речевого сопровождения игровых действий, их адекватность. Указанные задания выявляют и запас сведений детей об окру-жающем, особенности личности. Все это (речь, мыслительные операции, память, запас сведений, игровая деятельность) явля-ется показателем умственного развития детей. 

Рекомендованный игровой  материал и варианты его исполь-зования являются лишь примерным образцом. Медико-педаго-гическая комиссия вправе использовать свой аналогичный ма-териал. Главное, он не должен быть случайным, бессистемным. 

Все вышеизложенное относится, прежде всего, к решению  проблем комплектования специальных  учреждений для умствен-но отсталых детей дошкольного возраста, а также оказанию своевременной педагогической и медицинской помощи им. 

Это важно учитывать  и при определении готовности детей к обучению в период предшкольной диспансеризации. Данные психолого-педагогического обследования, наблюдения за пове-дением детей, заключение психоневролога о состоянии их пси-хического развития--все это позволяет правильно решить во-прос о месте обучения детей.. 

Хотя эти материалы  предназначались не для отбора умст-венно отсталых детей, они могут быть использованы и для этих целей. В предложенный комплекс методик включено 8 заданий для детей 6--7 лет. Эти задания помогут выявить некоторые особенности психического развития ребенка и в определенной мере прогнозировать его школьное обучение. 

Картинка с изображением нелепой ситуации предъявля-ется в течение 30 секунд, при этом фиксируются все проявления ориентировочной деятельности ребенка. При общей оценке ра-боты учитываются выраженность эмоциональной реакции, ее адекватность, количество воспроизведенных фрагментов,, свиде-тельствующих о понимании ситуации. 

Заучивание 10 слов. Здоровым детям 5--7 лет рекоменду-ется четырехкратное предъявление односложных или двуслож-ных слов, не связанных между собой по смыслу. На это задание уходит 5--6 минут. При первом предъявлении эти дети воспро-изводят в среднем 4--5 слов, при четвертом--7--9 слов. При оценке необходимо учитывать заинтересованность в работе, ко-лебания внимания, динамику количества воспроизводимых слов, темп воспроизведения, наличие привнесений и повторения одних и тех же слов. 

Опосредованное запоминание. Предлагается видоизменен-ная IV серия методики А. Н. Леонтьева: 5 слов (пожар, дождь, труд, ошибка, горе) и 16 карточек (столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш). Методика занимает в среднем 10--12 минут. Оценивая результаты, необходимо учитывать по-нимание ребенком инструкции, способность нахождения опосредующих картинок к словам и характер объяснения сделанного выбора, мера помощи. 

Обучающий эксперимент. Детям предлагается набор кар-точек с изображением больших и маленьких геометрических фигур 4 видов, 3 цветов. 

Авторы методики считают, что она находится в  «зоне труд-ности» детей и при оказании помощи дети с ней справляются в течение 12--13 минут. При оценке результатов деятельности 

детей учитываются  интерес и активность ориентировки в зада-нии, устойчивость внимания, обучаемость, способность к перено-су усвоенных навыков на аналогичное задание. 

Доска Сегена № 6, пазы которой могут быть заполнены лишь при комбинировании нескольких вкладок. Время выпол-нения от 30 секунд до 5 минут. Характеристика качества выпол-нения задания включает стойкость интереса в процессе работы, устойчивость внимания, целенаправленность и рациональность способов деятельности, реакцию на трудности, использование помощи, затраченное время. 

Последовательность  событий. На раскладывание картин (4--5) в логической последовательности и  составление расска-за по ним уходит в среднем 6--7 минут. Учитывается самостоя-тельность и правильность выполнения. 

Классификация. Предлагается 15 карточек в указанной последовательности: моряк, свинья, платье, ландыш, лиса, куртка, мак, уборщица, голубь, яблоко, книги, бабочка, ребе-нок, дерево, кастрюля. Перед ребенком кладут в ряд первые четыре карточки, а затем предъявляются поочередно осталь-ные, ребенок должен показать, куда их положить, дав обобщен-ные названия каждой группе (люди, животные, вещи, расте-ния). При оценке результатов работы учитываются наличие интереса и устойчивость внимания, запас общих сведений и точность представлений, способность к обобщению, использо-вание помощи. 

Методика Пьерона--Рузера. При оценке выполнения ме-тодики необходимо учесть, с какого момента ребенок начинает работать без опоры на образец (по памяти), интерес к заданию, аккуратность выполнения. Учитывается общее количество за-полненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок. За 3 минуты обычно дети заполняют от 50 до 80 фигур. 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ 

Объяснение сюжетных картин 

Одна из очень  распространенных и простых игр--просьба рассказать о содержании предъявляемой ребенку сюжетной кар-тинки. Применяется для исследования особенностей интеллекту-альной и эмоциональной сферы (сообразительности, умения вы-делять существенное, эмоционального отклика) умственно отста-лых детей. 

Для проведения опыта  экспериментатор должен иметь набор  разнообразных сюжетных картинок. Желательно, чтобы среди них были веселые, печальные, с более и менее  сложным сюжетом и т. п. Для  этой цели пригодны открытки -- репродукции картин. 

Методика проведения опыта предельно проста. Ребенку  по-казывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. В редких случаях требуется мотивировка. Следует обращать вни-мание на то, насколько активно и охотно ребенок рассматрива-ет картинку. Иногда полезно заметить, сколько времени ребенок по собственному желанию рассматривает картинку. 

Понимание сюжетных картинок представляет значительные трудности  для детей-олигофренов. Они, в частности, обусловлены тем, что олигофрены неправильно понимают перспективные со-отношения, плохо понимают мимику изображенных на картин-ках людей, медленно обозревают картинку в целом (К. И. Вересотская, И. М. Соловьев, Э. А. Евлахова). Дети-эпилептики также не скоро доходят до объяснения смысла сюжетной картин-ки. Это связано с тем, что они склонны к перечислению всех изо-браженных на картинке предметов и деталей. Дети-шизофрени-ки толкуют картинку в бредовом плане, рассматривая ее со-держание как намек на свои болезненные состояния. 

Описание картин детьми следует записывать. При этом выяв-ляются особенности устной речи: лаконичность или чрезмерная обстоятельность речи, правильность ее грамматического строя, богатство или бедность словаря и т. д. 

По отношению к  картинкам, на которых изображены люди, но неясны происходящие события, это  задание представляет со-бой не только интеллектуальную, но и эмоциональную задачу. 

«Отыскивание чисел» 
 

Игра может быть использована для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объе-ма внимания применительно к зрительным раздражителям. При-годна лишь при исследовании детей, которые знают числа. 

Для проведения опыта  нужно иметь пять таблиц Шульте, представляющих собой планшеты (60Х90 см), на которых написа-ны вразброс числа от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа 

расположены по-разному. Кроме того, нужны секундомер и небольшая (30 см) указка. Опыт можно проводить с детьми, обучающимися во II классе массовой или в IV классе вспомога-тельной школы. 

Ребенку мельком  показывают таблицу, сопровождая этот по-каз словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположе-ны не по порядку». Далее таблицу перевертывают и кладут на стол. После этого продолжают инструкцию: «Ты должен будешь вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по по-рядку--от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Понятно?» Если ребенок не понял задания, ему его повторяют. Таблица при этом не открывается. Затем экспе-риментатор ставит таблицу вертикально на расстоянии 70--75 см от ребенка и говорит: «Начинай!» Одновременно включается се-кундомер. 

Ребенок показывает и называет числа, а экспериментатор  следит за правильностью его действий. Когда ребенок дойдет до «25», экспериментатор  останавливает секундомер. 

Затем без всяких дополнительных инструкций ребенку  пред-лагают таким же образом показывать и называть числа на 2, 3, 4 и 5-й таблицах. 

При оценке результатов, прежде всего, становятся заметны различия в количестве времени, которое ребенок  тратит на оты-скивание чисел. Практически здоровые дети тратят на одну таб-лицу от 30 до 50 секунд (чаще всего 40--42 секунды). 

Заметное увеличение времени на отыскивание чисел  в послед-них (4-й и 5-й) таблицах свидетельствует об утомляемости ре-бенка, а ускорение--о медленном «врабатывании». 

В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время. 

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ 
 

Способы обследования речи детей с целью выявления  различ-ных дефектов восприятия и произношения звуков речи детально разработаны в логопедии. Поэтому излагать их здесь нецелесо-образно. 

Следует только подчеркнуть, что, помимо особенностей или дефектов восприятия и произношения, психологический  анализ речи детей должен выявлять и более сложные показатели ее раз-вития. 

К ним относятся  следующие: а) словарный запас; б) грам-матический строй; в) полнота и адекватность значений употреб-ляемых слов и г) потребность в речи как в средстве общения и орудии мысли. 

Оценка словарного запаса может быть произведена самыми различными способами. Пассивный словарный  состав может быть приблизительно определен  путем предъявления ребенку большого количества предметов или объектов (в том числе лю-дей, выполняющих те или иные действия) и подсчета числа или процента правильных их называний. 

Информация о работе Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью