Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:02, реферат

Описание работы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.

Работа содержит 1 файл

форми.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

Особенно примечательным в этом случае является отношение  к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла  не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя  человека. По отношению к игрушкам - животным умственно отсталый дошкольник также не вызывает заинтересованного  эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с  кубиками и машинками. Важно отметить, что среди не обученных, умственно  отсталых дошкольников встречаются  и такие дети, которые любят  попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в  основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны  просто не умением действовать с  игрушками, отсутствием опыта и  использования в соответствии с  функциональным назначением.  

У значительной части  умственно отсталых детей на ряду с манипуляциями встречаются  и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно  повторяет один и тот же игровой  процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.  

Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие так  называемых неадекватных действий. Такие  действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с  использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в  игре нормального ребёнка. Обычный  дошкольник охотно использует палочку  вместо ложки, кубик вместо мыла и  т. д. Такие действия обусловлены  потребностями игры и говорит  о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с  использованием предметов - заместителей никогда не встречается у умственно  отсталых дошкольников при их поступлении  в специальные дошкольные учреждения.  

Замечено, что в  процессе игры олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Необученный умственно отсталый ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.  

Без специального обучения игра у умственно отсталых не может  занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случайно, отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.  

Известно, что игровая  деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно- ролевой игры.  

Перед учителем- дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.  

Кроме сюжетно- ролевой игры умственно отсталые обучаются дидактическим и подвижным играм.  

Учитывая потребность  детей в движении, можно также  широко применять фрагменты подвижных  игр. Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно - ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первому направлению  проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим - в основном (на специальных занятиях) воспитателям.  

 

Содержание работы, проведение игр. Методы обследования. 

В целях всестороннего  и целостного изучения детей учителя  и воспитатели тщательно изучают  анамнести-ческие данные, документацию, представленную на ребенка, про-водят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедиче-ское обследование. 

Одним из методов  обследования является сбор анамнести-ческих сведений. В беседе с родителями устанавливается исто-рия развития ребенка до и после года (когда начал реагировать на свет, звуки, когда стал держать головку, садиться, вставать на ножки и ходить, первые слова и т. д.). Важно выявить харак-тер и последствия перенесенных ребенком заболеваний, травм. Выявляется здоровье близких родственников (наличие отяго-щающих наследственных факторов), условия семейного воспи-тания. Данные, представленные матерью, должны быть прове-рены. 

Намечая схему исследования ребенка, Л. С. Выготский пре-дупреждал о том, что собирать надо только факты и тщательно их истолковывать. Толкование их должно быть динамическим и типологическим. Анализируя историю развития ребенка, необ-ходимо вскрыть причинно-следственные зависимости. Квалифи-цируя наблюдаемые в данный момент явления и факты, важно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка. 

Таким образом, изучение детей в медико-педагогических ко-миссиях должно быть не только диагностическим, но и прогно-зирующим, поэтому в задачу членов комиссии входит выработка конкретных рекомендаций педагогической и медицинской кор-рекции дефектов развития ребенка. Все эти положения Л. С. Вы-готского являются определяющими в работе по изучению детей и представляют ценный вклад в отечественную науку. 

Нашими педагогами - дефектологами разработан такой  порядок обсле-дования детей, при котором обеспечивается их всесто-роннее и глубокое исследование. Оно включает: 

-- проверку сохранности  слуховой функции; 

-- проверку состояния  вибрационной чувствительности; 

-- проверку сохранности  зрительного анализатора; 

-- проверку состояния  речи; 

-- проверку двигательной  сферы; 

-- проверку уровня  развития сенсорных и интеллектуальных  процессов; 

-- наблюдение за  поведением. 

Отмечаются принципиальные различия в поведении, деятель-ности, развитии игры детей разной категории. В соответствии с особенностями психики детей предлагаются и методы обследо-вания. 

Необходимо помнить, что обследование детей дошкольного  возраста должно проводиться в форме  игры, задания должны быть конкретными, привлекающими внимание, небольшими по объему, так как дети еще неспособны к длительному напряже-нию. Следует сохранять контакт с ребенком и его желание за-ниматься до конца обследования. 

Ведущим методом  при изучении дошкольников является наблюдение за их игрой. Реакция ребенка  на игрушки, стой-кость интереса, возможность самостоятельно организовать иг-ру--важные показатели умственного развития. В игре прояв-ляется и осознанность действий, их целенаправленность, рацио-нальность, координированность. На игровом материале можно исследовать восприятие ребенком величины, формы, цвета, представления о количестве, способность к обобщению. В игре выявляются волевые и эмоциональные качества. 

Для умственно отсталых характерны слабо выраженный ин-терес к игрушкам, наличие стереотипных действий, беспорядоч-ность и нецеленаправленность игры, отсутствие творческих за-мыслов. Умственно отсталые дети затрудняются назвать то, чем в данный момент заняты. Их действия не соотносятся с речью. Деятельность этих детей нуждается в постоянном стиму-лировании и контроле за ее ходом, так как возможно «соскаль-зывание» с правильно начатого выполнения задания. В процес-се работы умственно отсталые часто отвлекаются, не проявля-ют волевых усилий. Они не умеют использовать предлагаемую им помощь. К результатам работы не критичны. Нет выражен-ной эмоциональной реакции на успех и неудачу. 

Для того чтобы обследование детей было всесторонним, не-обходимо иметь в медико-педагогических комиссиях такое обо-рудование, которое бы позволило исследовать разные стороны психической деятельности ребенка. С этой целью используется как игровой материал, так и специальные экспериментально-психологические методики. Рекомендуется иметь следующие виды материалов для обследования. 

Пирамида из четырех  колец: с помощью этой игрушки  мож-но наблюдать моторику ребенка (может ли он ловко надевать кольцо на стержень, нет ли нарушения координации и т. д.). Сформированность и дифференцированность понятия величины («Надень большое кольцо, затем которое меньше... са-мое маленькое»). Различение ребенком цвета предметов («Дай красное кольцо» и т. д.). Умение пересчитывать коль-ца пирамиды («Покажи первое кольцо», «Покажи третье кольцо» и т. д.), Сформированность понятия о количестве пред-метов («Дай два кольца», «Дай четыре кольца» и т. д.). 

Как правило, в работе с разборной пирамидой у умственно  отсталых детей обнаруживаются нарушения  моторики. Их дви-жения плохо координированы, неловки, неточны (им трудно надеть кольцо на стержень пирамиды), у некоторых детей наблюдаются тремор, гиперкинезы. По данным наблюдений, при нормальном интеллекте дети к 5 годам должны уметь складывать пирамиду с учетом величины колец при зрительном соотнесении. Умственно отсталые дети даже в 6 лет не всегда правильно выполняют это задание. Порой они лишь нанизывают кольца на стержень, не учитывая величину. Дети с глубокой умственной отсталостью не понимают задачи, совершая неадекватные действия (манипулируют с кольцами, раз- брасывают их; надевают колпачок на стержень, а кольца кладут рядом и т. п.). Если в поле зрения попадают какие-либо новые предметы, они отвлекаются и бросают начатую работу. Такая картина наблюдается при выполнении всех нижеприве-денных заданий. 

Разноцветные палочки  и брусочки используются для тех  же целей, что и пирамида. Этот материал, как и пирамида, позво-ляет проследить за характером деятельности детей. Задания могут быть разными. Например, построение из палочек или бру-сочков фигуры по образцу (с опорой на образец и по памяти). В-этом задании проявляется направленность деятельности, на-личие самоконтроля в ходе работы. Отмечено, что дети с нор-мальным развитием к 5 годам самостоятельно анализируют об-разец, пользуясь при этом зрительным соотнесением. 

У умственно отсталых детей отмечается пассивность в  ходе работы. Необходимо стимулировать  их деятельность и следить за ходом  выполнения задания. Направление внимания, посто-янное побуждение, контроль--обязательные условия, обеспе-чивающие работу такого ребенка. Самостоятельность и само-критичность в работе умственно отсталых значительно сниже-ны. Практические задания, выполненные по образцу и без опо-ру на образец, у умственно отсталых не имеют существенных различий, так как эти дети не умеют анализировать образец, сравнивать с ним свою работу. 

Доски Сегена (доски с вкладышами геометрических фигур разной формы) используются для характеристики деятельности, а также соотнесения предметов по форме (сравнивает ли ребе-нок фигуры по форме или вставляет в пазы доски наугад). Вы-являются координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук. Умственно отсталые дети до-школьного возраста с трудом понимают цель задания и начина-ют просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только по-каз экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Большинство умственно отсталых нуж-дается в многократном совместном с экспериментатором выпол-нении этого задания. Глубоко умственно отсталые дети зада-ние не понимают. В качестве аналогичного облегченного зада-ния можно предложить вкладывание фигурок знакомых живот-ных в прорези соответствующей конфигурации. Практика пока-зывает, что и это задание оказывается трудным для умственно отсталых в степени дебильности и не выполняется детьми-имбецилами. 

«Почтовый ящик» (фигуры объемные опускаются в прорези крышки). Используется с той же целью. Это  задание более сложное, так как  ребенок должен понять принцип соотнесения  основания объемной фигуры с формой прорези в «Почтовом ящике». Наблюдения специалистов свидетельствуют, что  при нормальном интеллекте дети старше 6 лет должны выполнять задание  при зрительном соотнесении. Умственно  отсталым это задание оказывается  непосильным. Они не могут произвести разворот фигуры и не ориентируются  на форму прорези. Дети производят хаотические  действия с фигурками, суют пальцы в  прорези и т. п. Только при совместных со взрослыми действиях возможно выполнение задания. Для глубоко умственно отста-лых «Почтовый ящик» непонятен. 

Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Детям предлагается разложить их по группам (по форме). В этом задании  устанавливаются способности объе-динять предметы по общему признаку (простейшие обобщения). Фигуры могут быть использованы и для проверки счета, по-строения по образцу и т. д. Для умственно отсталых не всегда ясна цель, но после показа дети-дебилы к 6 годам выполняют задание. Для глубоко отсталых необходимо длительное обу-чение. 

Кубики разной величины. Предлагается разложить от боль-шого к маленькому и наоборот. Исследуется сформированность понятия величины предметов. У умственно отсталых позже фор-мируется понятие величины, при этом необходимо специальное длительное обучение. 

Матрешки (2--3--4-х составные). Ребенку предлагается ра-зобрать, а затем собрать матрешку. Выявляется понимание ин-струкции и цели задания, использование помощи, разумность действий, учет величин. Считается, что к 5 годам дети с нор-мальным интеллектом должны собирать четырехсоставную мат-решку. Умственно отсталые в этом возрасте задание не выпол-няют. Они не учитывают величину, вкладывают матрешки не-адекватно, в результате у них не получается и они бросают работу. Необходимы показ с совместным выполнением задания. 

Информация о работе Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью