Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:02, реферат
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.
Особенно примечательным
в этом случае является отношение
к кукле, которая обычно воспринимается
так же, как и иные игрушки. Кукла
не вызывает адекватных радостных эмоций
и не воспринимается в качестве заместителя
человека. По отношению к игрушкам
- животным умственно отсталый дошкольник
также не вызывает заинтересованного
эмоционального отношения. Его действия
с ними напоминают манипуляции с
кубиками и машинками. Важно отметить,
что среди не обученных, умственно
отсталых дошкольников встречаются
и такие дети, которые любят
попробовать игрушку «на вкус».
Они пытаются отгрызть кусочек от
цветного кубика, облизывать матрёшку.
Такие действия с игрушками в
основном характерны, для детей, страдающих
глубоким интеллектуальным нарушением,
однако в ряде случаев они вызваны
просто не умением действовать с
игрушками, отсутствием опыта и
использования в соответствии с
функциональным назначением.
У значительной части
умственно отсталых детей на ряду
с манипуляциями встречаются
и так называемые процессуальные
действия, когда ребёнок беспрерывно
повторяет один и тот же игровой
процесс: снимает и одевает одежду
на куклу, строит и разрушает постройку
из кубиков, достаёт и ставит на место
посуду.
Отличительной особенностью
игр необученных умственно
Замечено, что в
процессе игры олигофрены действуют с
игрушками молча, лишь изредка издавая
отдельные эмоциональные возгласы и произнося
слова, обозначающих названия некоторых
игрушек и действии. Необученный умственно
отсталый ребёнок быстро насыщается игрушками.
Длительность его действий обычно не превышает
пятнадцати минут. Это свидетельствует
об отсутствии подлинного интереса к игрушкам,
который, как правило, возбужденный новизной
игрушки и в процессе манипулирования
быстро угасает.
Без специального обучения
игра у умственно отсталых не может
занять ведущие место и следовательно,
оказать воздействие на психическое развитие.
В таком виде игра не способна служить
средством коррекции и компенсации дефектов
развития аномального ребёнка. Разделу
«Игра» не случайно, отведено центральное
место в программе воспитания и обучения
умственно отсталых. Тем самым подчёркивается
первостепенное значение этой деятельности
для обогащения детского развития, коррекции
и компенсации разнообразных дефектов
в психике аномального ребёнка, подготовки
к обучению к школе.
Известно, что игровая
деятельность ребёнка весьма многогранна,
так же как разнообразны и игры.
При всём том главенствующие значение
отводится среди них сюжетно-
ролевым играм. Именно это вид игр воплощает
в себе наиболее значимые и существенные
черты игры как деятельности. Учитывая
её особую значимость для детского развития,
программа делает особый акцент на поэтапное
формирование у умственно отсталого ребенка
сложенного механизма сюжетно- ролевой
игры.
Перед учителем- дефектологом
ставится задача постепенного введения
умственно отсталых в мир игры, обучение
его разнообразным игровым приемам, использованию
различных средств общения со сверстниками.
Для того чтобы у умственно отсталого
ребёнка возникло желание играть в месте
с детьми, он должен быть подготовлен.
Кроме сюжетно- ролевой
игры умственно отсталые обучаются дидактическим
и подвижным играм.
Учитывая потребность
детей в движении, можно также
широко применять фрагменты подвижных
игр. Таким образом, раздел «Игра» включает
три направления: обучение сюжетно
- ролевым играм, подвижным и дидактическим.
Занятия по первому направлению
проводит дефектолог и воспитатель,
а по двум другим - в основном (на
специальных занятиях) воспитателям.
Содержание работы,
проведение игр. Методы обследования.
В целях всестороннего
и целостного изучения детей учителя
и воспитатели тщательно
Одним из методов
обследования является сбор анамнести-ческих
сведений. В беседе с родителями устанавливается
исто-рия развития ребенка до и после года
(когда начал реагировать на свет, звуки,
когда стал держать головку, садиться,
вставать на ножки и ходить, первые слова
и т. д.). Важно выявить харак-тер и последствия
перенесенных ребенком заболеваний, травм.
Выявляется здоровье близких родственников
(наличие отяго-щающих наследственных
факторов), условия семейного воспи-тания.
Данные, представленные матерью, должны
быть прове-рены.
Намечая схему исследования
ребенка, Л. С. Выготский пре-дупреждал
о том, что собирать надо только факты
и тщательно их истолковывать. Толкование
их должно быть динамическим и типологическим.
Анализируя историю развития ребенка,
необ-ходимо вскрыть причинно-следственные
зависимости. Квалифи-цируя наблюдаемые
в данный момент явления и факты, важно
наметить путь и характер дальнейшего
развития ребенка.
Таким образом, изучение
детей в медико-педагогических ко-миссиях
должно быть не только диагностическим,
но и прогно-зирующим, поэтому в задачу
членов комиссии входит выработка конкретных
рекомендаций педагогической и медицинской
кор-рекции дефектов развития ребенка.
Все эти положения Л. С. Вы-готского являются
определяющими в работе по изучению детей
и представляют ценный вклад в отечественную
науку.
Нашими педагогами
- дефектологами разработан такой
порядок обсле-дования детей, при котором
обеспечивается их всесто-роннее и глубокое
исследование. Оно включает:
-- проверку сохранности
слуховой функции;
-- проверку состояния
вибрационной чувствительности;
-- проверку сохранности
зрительного анализатора;
-- проверку состояния
речи;
-- проверку двигательной
сферы;
-- проверку уровня
развития сенсорных и
-- наблюдение за
поведением.
Отмечаются принципиальные
различия в поведении, деятель-ности,
развитии игры детей разной категории.
В соответствии с особенностями психики
детей предлагаются и методы обследо-вания.
Необходимо помнить,
что обследование детей дошкольного
возраста должно проводиться в форме
игры, задания должны быть конкретными,
привлекающими внимание, небольшими
по объему, так как дети еще неспособны
к длительному напряже-нию. Следует сохранять
контакт с ребенком и его желание за-ниматься
до конца обследования.
Ведущим методом
при изучении дошкольников является
наблюдение за их игрой. Реакция ребенка
на игрушки, стой-кость интереса, возможность
самостоятельно организовать иг-ру--важные
показатели умственного развития. В игре
прояв-ляется и осознанность действий,
их целенаправленность, рацио-нальность,
координированность. На игровом материале
можно исследовать восприятие ребенком
величины, формы, цвета, представления
о количестве, способность к обобщению.
В игре выявляются волевые и эмоциональные
качества.
Для умственно отсталых
характерны слабо выраженный ин-терес
к игрушкам, наличие стереотипных действий,
беспорядоч-ность и нецеленаправленность
игры, отсутствие творческих за-мыслов.
Умственно отсталые дети затрудняются
назвать то, чем в данный момент заняты.
Их действия не соотносятся с речью. Деятельность
этих детей нуждается в постоянном стиму-лировании
и контроле за ее ходом, так как возможно
«соскаль-зывание» с правильно начатого
выполнения задания. В процес-се работы
умственно отсталые часто отвлекаются,
не проявля-ют волевых усилий. Они не умеют
использовать предлагаемую им помощь.
К результатам работы не критичны. Нет
выражен-ной эмоциональной реакции на
успех и неудачу.
Для того чтобы обследование
детей было всесторонним, не-обходимо
иметь в медико-педагогических комиссиях
такое обо-рудование, которое бы позволило
исследовать разные стороны психической
деятельности ребенка. С этой целью используется
как игровой материал, так и специальные
экспериментально-
Пирамида из четырех
колец: с помощью этой игрушки
мож-но наблюдать моторику ребенка (может
ли он ловко надевать кольцо на стержень,
нет ли нарушения координации и т. д.). Сформированность
и дифференцированность понятия величины
(«Надень большое кольцо, затем которое
меньше... са-мое маленькое»). Различение
ребенком цвета предметов («Дай красное
кольцо» и т. д.). Умение пересчитывать
коль-ца пирамиды («Покажи первое кольцо»,
«Покажи третье кольцо» и т. д.), Сформированность
понятия о количестве пред-метов («Дай
два кольца», «Дай четыре кольца» и т. д.).
Как правило, в работе
с разборной пирамидой у
Разноцветные палочки
и брусочки используются для тех
же целей, что и пирамида. Этот материал,
как и пирамида, позво-ляет проследить
за характером деятельности детей. Задания
могут быть разными. Например, построение
из палочек или бру-сочков фигуры по образцу
(с опорой на образец и по памяти). В-этом
задании проявляется направленность деятельности,
на-личие самоконтроля в ходе работы. Отмечено,
что дети с нор-мальным развитием к 5 годам
самостоятельно анализируют об-разец,
пользуясь при этом зрительным соотнесением.
У умственно отсталых
детей отмечается пассивность в
ходе работы. Необходимо стимулировать
их деятельность и следить за ходом
выполнения задания. Направление внимания,
посто-янное побуждение, контроль--обязательные
условия, обеспе-чивающие работу такого
ребенка. Самостоятельность и само-критичность
в работе умственно отсталых значительно
сниже-ны. Практические задания, выполненные
по образцу и без опо-ру на образец, у умственно
отсталых не имеют существенных различий,
так как эти дети не умеют анализировать
образец, сравнивать с ним свою работу.
Доски Сегена (доски
с вкладышами геометрических фигур разной
формы) используются для характеристики
деятельности, а также соотнесения предметов
по форме (сравнивает ли ребе-нок фигуры
по форме или вставляет в пазы доски наугад).
Вы-являются координированность, ловкость
движений, состояние мелкой моторики пальцев
рук. Умственно отсталые дети до-школьного
возраста с трудом понимают цель задания
и начина-ют просто манипулировать с фигурками-вкладками.
Только по-каз экспериментатором способа
действия помогает некоторым детям понять
задание. Большинство умственно отсталых
нуж-дается в многократном совместном
с экспериментатором выпол-нении этого
задания. Глубоко умственно отсталые дети
зада-ние не понимают. В качестве аналогичного
облегченного зада-ния можно предложить
вкладывание фигурок знакомых живот-ных
в прорези соответствующей конфигурации.
Практика пока-зывает, что и это задание
оказывается трудным для умственно отсталых
в степени дебильности и не выполняется
детьми-имбецилами.
«Почтовый ящик» (фигуры
объемные опускаются в прорези крышки).
Используется с той же целью. Это
задание более сложное, так как
ребенок должен понять принцип соотнесения
основания объемной фигуры с формой
прорези в «Почтовом ящике». Наблюдения
специалистов свидетельствуют, что
при нормальном интеллекте дети старше
6 лет должны выполнять задание
при зрительном соотнесении. Умственно
отсталым это задание оказывается
непосильным. Они не могут произвести
разворот фигуры и не ориентируются
на форму прорези. Дети производят хаотические
действия с фигурками, суют пальцы в
прорези и т. п. Только при совместных
со взрослыми действиях возможно выполнение
задания. Для глубоко умственно отста-лых
«Почтовый ящик» непонятен.
Набор геометрических
фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник).
Детям предлагается разложить их
по группам (по форме). В этом задании
устанавливаются способности
Кубики разной величины.
Предлагается разложить от боль-шого
к маленькому и наоборот. Исследуется
сформированность понятия величины предметов.
У умственно отсталых позже фор-мируется
понятие величины, при этом необходимо
специальное длительное обучение.
Матрешки (2--3--4-х составные).
Ребенку предлагается ра-зобрать, а
затем собрать матрешку. Выявляется понимание
ин-струкции и цели задания, использование
помощи, разумность действий, учет величин.
Считается, что к 5 годам дети с нор-мальным
интеллектом должны собирать четырехсоставную
мат-решку. Умственно отсталые в этом возрасте
задание не выпол-няют. Они не учитывают
величину, вкладывают матрешки не-адекватно,
в результате у них не получается и они
бросают работу. Необходимы показ с совместным
выполнением задания.
Информация о работе Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью